На основании части 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), приказа Иркутского УФАС России.,
инспекцией Иркутского УФАС России в составе:
руководитель Инспекции: Ларин И.И. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок Иркутского УФАС России;
участники Инспекции: Ворошилов В.С. - заместитель начальника отдела контроля закупок Иркутского УФАС России; Дударко Ю.В. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Иркутского УФАС России.
проведено внеплановое контрольное мероприятие (проверка) в отношении ФКУЗ "МСЧ МВД РОССИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" ИНН: 3808025989 (далее - Заказчик) на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в связи с проведением электронного аукциона "препараты лекарственные (инсулины)", извещение N 0334100014020000100.
В ходе проведения внеплановой проверки инспекцией Иркутского УФАС России изучены копии следующих документов:
- Извещение о проведении электронного аукциона;
- документация о проведении электронного аукциона;
- заявки на участие в электронном аукционе;
- копии иных документов, связанных с осуществлением закупки.
Описательная часть
В Иркутское УФАС России от ООО "Герофарм" поступило обращение о возможных признаках нарушения Федерального закона N 44-ФЗ при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
По мнению заявителя обращения ООО "ГЕРОФАРМ", при формировании аукционной документации заказчиком нарушены требования Федерального закона N 44-ФЗ и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно в аукционной документации содержатся требования о наличии в закупаемом лекарственном препарате вспомогательного вещества - "Никотинамида" (витамина ВЗ), что ведет к закупке лекарственного препарата конкретного торгового наименования "ФиаспR" производства "Ново Нордике А/С", Дания.
Установление в аукционной документации требования о наличии в составе лекарственного препарата вспомогательного вещества Никотинамида, влечет за собой нарушение требований действующего законодательства РФ, поскольку данное требование содержит в себе терапевтически незначимые характеристики.
Инспекцией Иркутского УФАС России установлено следующее.
На сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0334100014020000100, а также документация о проведении электронного аукциона "препараты лекарственные (инсулины)" (далее - документация об электронном аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 240 404 рублей 05 копеек.
23 октября 2020 года размещен протокол рассмотрения единственной заявки на участие в данном электроном аукционе, согласно которому победителем признано АО "ЭКС-МАР".
В соответствии с пунктом 1 части 1, части 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ и постановлением от 15.11.2017 N 1380 Правительством РФ утверждены особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Особенности описания лекарственных препаратов).
ак, подпунктом "г" пункта 5 Особенностей описания лекарственных препаратов при описании объекта закупки не допускается указывать наличие (отсутствие) вспомогательных веществ.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона N 44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 года N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования каталога и Правила использования каталога соответственно).
Согласно пункту 4 Правил использования заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктом 5 Правил использования каталога заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции каталога.
При этом заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (п. 6 Правил использования каталога).
Заказчиком пояснено, что Возможность указания торгового наименования в аукционной документации при размещении закупок на поставку инсулинов обусловлена тем, что указанные лекарственные средства являются исключением из всего перечня лекарственных препаратов, поскольку различные торговые наименования инсулинов несовместимы между собой и не взаимозаменяемы.
Закупка размещалась для обеспечения граждан больных сахарным диабетом и имеющих право на получение государственной социальной помощи. Закупка инсулина по международному непатентованному наименованию может привести к- тому, что пациенты с диагнозом сахарный диабет будут получать разные виды инсулина, что впоследствии может сопровождаться ухудшением течения заболевания и снижением качества жизни больного. Инсулинотерапия носит пожизненный характер и частая смена инсулинов недопустима, она может спровоцировать нежелательные реакции (например, в виде резкого повышения (гипергликемии) или понижения сахара в крови (гипогликемии)), ухудшение течения болезни и снижение качества жизни человека с диабетом.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно статьи 10 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона N 44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе в праве установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Из системного толкования приведённых норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Так, Федеральный закон N 44-ФЗ не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Обзор). Согласно указанному Обзору по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 г. N11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Разрабатывая техническое задание и устанавливая требования к техническим и функциональным свойствам товара, исходил сугубо из своих потребностей в целях эффективного и целевого расходования бюджетных средств, а также эффективного оказания медицинской помощи пациентам.
Более того, предметом аукциона является поставка, а не производство (изготовление) товара. Поставщиком медицинских препаратов может выступить любое физическое или юридическое лицо, готовое поставить продукцию, отвечающую требованиям документации и удовлетворяющее потребности Заказчика.
Инспекцией, в ходе проведения внеплановой проверки в действиях Заказчика при проведении данного электронного аукциона нарушений Федерального закона N 44-ФЗ не установлено.
Резолютивная часть
По результатам внеплановой проверки Инспекцией Иркутского УФАС России нарушений не обнаружено.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 23 июля 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.07.2021