Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Костромского УФАС России; Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
Исмаилов М.И.; |
Члены Комиссии: |
Шерстова А.С.; |
|
Геворкян Э.С., |
при ведении аудиозаписи заседания, в присутствии представителей Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы (далее - Заказчик), представителей Уполномоченного органа, и представителей ООО "НПО "Транспорт" (далее - Заявитель), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика и в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N44-ФЗ) внеплановой проверки,
УСТАНОВИЛА:
В Костромское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме N0141600001021000202 "Выполнение научно-исследовательской работы по теме: Разработка комплексной схемы транспортного обслуживания населения города Костромы общественным транспортом с проведением инструментального обследования пассажирских потоков" (далее - конкурс, закупка).
Согласно доводам жалоб Заявителя, Заказчиком в нарушение требований Закона N44-ФЗ утверждена документация, которая не соответствует требованиям действующего законодательства, и необоснованно ограничивает конкуренцию (круг участников конкурса).
Из отзыва Заказчика представленного в материалы дела следует, что документация утверждена в соответствии с требованиями Закона N44-ФЗ и не ограничивает круг участников закупки.
Комиссией в соответствии с положениями Закона N44-ФЗ проводится внеплановая проверка закупки N0141600001021000202, в том числе действий (бездействия) Заказчика.
Изучив материалы дела, а также по итогам проведения внеплановой проверки в соответствии с положениями Закона N44-ФЗ, Комиссией Костромского УФАС России установлено следующее:
1) Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 22.06.2021 было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0141600001021000202 в рамках предмета контракта, с начальной (максимальной) ценой - 19 000 000 рублей.
Предметом конкурса N0141600001021000202 от 22.06.2021 являлось "Выполнение научно-исследовательской работы по теме: Разработка комплексной схемы транспортного обслуживания населения города Костромы общественным транспортом с проведением инструментального обследования пассажирских потоков".
2) Заказчиком среди прочего установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме. Указанные требования закреплены в п.11 информационной карты конкурсной документации.
Так, согласно, упомянутого пункта:
Первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать:
а) согласие участника открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
б) предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки:
- пояснительная записка с предложением участника закупки, содержащим описание последовательности действий (методологии) выполнения научно-исследовательской работы, по каждой из задач научно-исследовательской работы.
- пояснительная записка с количеством дополнительных разделов отчёта о научно-исследовательской работе, не предусмотренных техническим заданием, содержащих в себе проекты документов, необходимые для привлечения финансирования по линии национальных проектов, федеральных программ, институтов развития и банков развития.
При этом, отсутствие предложения участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
В первой части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не допускается указание сведений об участнике открытого конкурса в электронной форме, подавшем заявку на участие в конкурсе, а также сведений о предлагаемой этим участником открытого конкурса в электронной форме цене контракта (в случае указания в первой части заявки участником открытого конкурса в электронной форме сведений о таком участнике и (или) о предлагаемой им цене контракта, участнику открытого конкурса в электронной форме будет отказано в допуске к участию в открытом конкурсе (п.3 ч.3 статьи 54.5. Закона о контрактной системе)).
Вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать следующие документы и информацию:
а) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), почтовый адрес участника открытого конкурса в электронной форме, номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника конкурса или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника конкурса (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника конкурса.
б) декларация о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9, 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
в) документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме:
1) документы, подтверждающие квалификацию трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ:
На каждого специалиста:
- копия трудовой книжки установленного образца (за исключением случаев, если в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иным федеральным законом трудовая книжка на работника не оформляется), содержащая сведения о том, что трудовой договор с работником на день подачи заявки не прекращен, или (в случае, если в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иным федеральным законом трудовая книжка на работника не оформляется) сведения о трудовой деятельности работника по форме (СЗВ-ТД), или копия трудового договора с работником, не прекращенного на дату подачи заявки на участие в конкурсе (для лиц, работающих по совместительству), или копия действующего гражданско-правового договора для привлеченного работника;
- копия документа, подтверждающего наличие ученой степени.
2) документы, подтверждающие опыт участника по выполнению работ сопоставимого характера и объема:
- копии исполненных контрактов и/или договоров;
- копии дополнительных соглашений (если таковые имелись);
- копии актов сдачи-приемки работ (услуг). Итоговый документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
3) документы, подтверждающие обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ:
- письмо за подписью уполномоченного лица участника с указанием информации о программном обеспечении (включая его описание, характеристики) для моделирования и прогнозирования пассажиропотока, содержащее сведения об основании использования такого программного обеспечения участником.
При этом отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме, не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не соответствующей требованиям конкурсной документации.
г) декларация о принадлежности участника открытого конкурса в электронной форме к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
1.3. Предложение участника открытого конкурса в электронной форме о цене контракта.
3) Порядок оценки заявок на участие в конкурсе по "стоимостным" и "нестоимостным" критериям определены пунктом 4 Приложение N 1 к разделу 2 информационной карты конкурса.
Так согласно, положений документации, значимость критерия "цена контракта устанавливается в размере 20 (двадцати) процентов, значимость критерия "квалификация участников закупки _" устанавливается в размере 40 (сорока) процентов.
Оценка заявок на участие в конкурсе по "стоимостному" критерию (цена контракта) осуществляется в соответствии с пунктом 16 Правил оценки*(1) следующим образом: количество баллов, присуждаемых по критерию оценки "Цена контракта" (), определяется по формуле:
а) в случае если ,
,
где:
- предложение участника закупки, заявка которого оценивается;
- минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
б) в случае если ,
,
где - максимальное предложение из предложений по критерию, сделанных участниками закупки.
Оценка заявок на участие в конкурсе по "нестоимостному" критерию осуществляется по двум подкритериям:
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации:
N подпункта |
Наименование показателя |
Величина значимости показателя критерия |
1 |
Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ. Оценивается наличие трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), имеющих ученые степени докторов или кандидатов экономических, и/или географических, и/или технических наук (которые непосредственно будут принимать участие в выполнении работы). |
30% |
2 |
Опыт участника по выполнению работ сопоставимого характера и объема. Оценивается общая стоимость исполненных участником закупки контрактов и/или договоров за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме по следующим направлениям: 1) выполнение работ (оказание услуг) по разработке (оптимизации) маршрутных сетей для маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа общественным транспортом, в том числе в составе работ (услуг) по разработке документов транспортного планирования; 2) выполнение работ (оказание услуг) по анализу спроса на пассажирские перевозки общественным транспортом на различных видах транспорта и прогнозированию пассажиропотоков; 3) выполнение работ (оказание услуг) по разработке концепций, бизнес-планов, финансово-экономических обоснований крупных инфраструктурных проектов или программ в сфере транспорта в отношении перевозок пассажиров; 4) выполнение работ (оказание услуг) по разработке концепций и стратегий развития субъектов Российской Федерации и городов, формированию агломераций, включающих в себя разделы, посвящённые общественному транспорту и перевозкам пассажиров; 5) выполнение работ (оказание услуг) в сфере пространственного и инфраструктурного развития на федеральном уровне, включая развитие транспортной инфраструктуры, предназначенной, в том числе, для перевозок пассажиров. |
40% |
3 |
Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ. Оценивается наличие у участника закупки зарегистрированного программного обеспечения, планируемого к использованию для исполнения контракта по настоящей закупке, обладающего функциональными характеристиками, позволяющими производить моделирование и прогнозирование пассажиропотоков. |
30% |
- Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки:
N подпункта |
Наименование показателя |
Величина значимости показателя критерия |
1 |
Описание последовательности действий (методологии) выполнения научно-исследовательской работы. Оценивается предложение участника закупки, содержащее описание последовательности действий (методологии) выполнения научно-исследовательской работы, представленное участником закупки в заявке на участие в конкурсе, по каждой из задач научно-исследовательской работы. |
50% |
2 |
Предложения участника закупки по дополнению отчёта о научно-исследовательской работе разделами, содержащими практически значимые результаты (проекты документов), направленные на привлечение инвестиций в развитие пассажирского транспорта общего пользования по линии национальных проектов, федеральных программ, программ по финансированию со стороны институтов развития и банков развития (далее - "Предложения по дополнению отчёта"). Оценивается количество дополнительных разделов отчёта о научно-исследовательской работе, не предусмотренных техническим заданием, содержащих в себе проекты документов, необходимые для привлечения финансирования по линии национальных проектов, федеральных программ, институтов развития и банков развития. Предложения, искажающие суть научно-исследовательской работы либо дублирующие требования, изложенные в техническом задании, конкурсной комиссией не оцениваются. |
50% |
4) Исходя из доводов жалобы, вышеприведенные критерии оценки "описание последовательности действий (методологии) выполнения научно-исследовательской работы" и "квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ" носят необъективный характер, и не отвечают требованиям причинно-следственной связи с предметом закупки.
Рассматривая указанный довод заявителя, комиссия Костромского УФАС России, установила, что утвержденный заказчиком критерий оценки "описание последовательности действий (методологии) выполнения научно-исследовательской работы" и закреплённая п.4.12.2.5 спорной документации шкала не отвечает установленным ст.8 Закона N44-ФЗ принципам обеспечения конкуренции (создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок).
Так приведенный порядок оценки и трехэтапная шкала от 0 до 100 баллов, не содержит конкретных измеримых значений, и предусматривает словосочетания: "не раскрывает сущность"; "частично раскрывает сущность"; "полностью и детально раскрывает сущность".
Значение показателя |
Оценка в баллах |
Предложение по описанию последовательности действий (методологии) выполнения научно-исследовательской работы не раскрывает сущность, механизмы и порядок выполнения научно-исследовательской работы: описание последовательности действий (методологии) не содержит предложений по выполнению задач научно-исследовательской работы, предусмотренных техническим заданием, либо дублирует положения, изложенные в техническом задании, либо искажает суть выполнения научно-исследовательской работы. |
0 |
Предложение по описанию последовательности действий (методологии) выполнения научно-исследовательской работы частично раскрывает сущность, механизмы и порядок выполнения научно-исследовательской работы: описание последовательности действий (методологии) содержит предложения в отношении не всех задач, научно-исследовательской работы, предусмотренных техническим заданием. |
50 |
Предложение по описанию последовательности действий (методологии) выполнения научно-исследовательской работы полностью и детально раскрывает сущность, механизмы и порядок выполнения научно-исследовательской работы: описание последовательности действий (методологии) выполнения научно-исследовательской работы содержит предложения в отношении всех задач научно-исследовательской работы, предусмотренных техническим заданием. |
100 |
Сама спорная конкурсная документация, не содержит толкования и раскрытия вышеупомянутых словосочетаний. С учетом вышеизложенного, указанные формулировки, носят (могут носить) субъективный, неоднозначный характер, и привести к необоснованному ограничению конкуренции (круга участников, законных интересов участников/ потенциальных участников конкурса).
В соответствии с п.8 ч.1 ст.54.3 Закона N44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом N44-ФЗ.
Таким образом, законодатель требует от заказчика соблюдения принципов (в том числе принципа открытости и прозрачности (ст.7) принципа обеспечения конкуренции (ст.8)) закрепленных в Законе N44-ФЗ при формулировании критериев оценки и порядка ранжирования и присвоения баллов.
Аналогично Комиссия Костромского УФАС России полагает обоснованным довод заявителя об отсутствии причинно-следственной связи с предметом закупки, установленного заказчиком критерия оценки "квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ" путем включения, в оценку специалистов имеющих ученые степени докторов или кандидатов географических наук.
Довод жалобы заявителя корреспондируется с номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденной Приказом Минобрнауки России от 24.02.2021 N 118 "Об утверждении номенкчатуры научных спегщалъностей, по которым присуждаются ученые степени, и внесении изменения в Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. N 1093" и Приказом Минтранса России от 28.07.2020 N260 "Об утверждении перечня профессий и должностей, связанных с организацией дорожного движения, и квалификационных требований к ним". Представителями заказчика не представлено в материалы дела сведения и документы, опровергающие довод заявителя.
5) Требования к содержанию конкурсной документации закреплена в ст.54.3 Закона N44-ФЗ.
Так согласно п.1) ч.1 упомянутой статьи наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Частью 3 ст.33 Закона N44-ФЗ установлено, что среди прочих ограничений, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к наличию у участника технологического оборудования необходимого для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В нарушение указанного императивного требования, конкурсная документация содержит (п.12 информационной карты) следующие положения:
"_ Оборудование для подсчёта пассажиров устанавливается выборочно на транспортные средства большого, среднего и малого класса. Количество автобусов и троллейбусов, отобранных для установки оборудования для подсчёта пассажиров, должно быть достаточным для проведения учёта количества пассажиров по каждому графику (наряду) каждого маршрута для буднего и выходного дней с учётом возможности переключения автобусов или троллейбусов между графиками и маршрутами одного перевозчика.
Приобретение необходимого оборудования для подсчёта пассажиров, его установка, демонтаж и эксплуатация, а также передача, накопление и обработка полученных данных осуществляется за счёт Исполнителя_"
В материалах дела отсутствует нормативно-правовое обоснование включения в спорную документацию указанных формулировок и требований к исполнителю о необходимости приобретении упомянутого оборудования. Устные пояснения представителей заказчика также не содержали мотивация и нормативно-правовое обоснование установления такого требования.
Таким образом, положения спорной документации нарушают требования ч.1 ст.54.3 Закона N44-ФЗ.
Среди прочего, комиссия Костромского УФАС России отмечает, что установление в конкурсной документации возможность предоставления потенциальными участниками проектов документов, необходимых для привлечения финансирования по линии национальных проектов, федеральных программ, институтов развития и банков развития, прямо не связанных с предметом закупки и не представленных в открытом доступе, может привести к необоснованному ограничению конкуренции, путем предоставления преимуществ компаниям входящих в кооперацию институтов развития и банков развития, участвующих в реализации национальных проектов и/или федеральных программ.
Как следует из материалов дела, установленный Заказчиком срок на подачу заявок, не позволяет (может не позволить) участникам (потенциальным участникам) закупки, получить в разумные сроки проекты (образцы) упомянутых документов у третьих лиц (институтов развития и банков развития).
На основании изложенного, Комиссия Костромского УФАС России, руководствуясь положениями Закона N44-ФЗ,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НПО "Транспорт" обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ст.8 и ч.1 ст.54.3 Закона N44-ФЗ.
3. Выдать Заказчику (комиссии Заказчика) обязательное для исполнения предписание об отмене сформированных протоколов (при наличии) открытого конкурса в электронной форме N N0141600001021000202, внесении изменений в конкурсную документацию с учетом позиции Костромского УФАС России по настоящему делу и требований Закона N44-ФЗ, продлить срок подачи заявок на участие в закупке.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц заказчика к предусмотренной законом административной ответственности.
5. Оператору электронной площадки обеспечить Заказчику, комиссии Заказчика возможность исполнения выданного предписания.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в течении трёх месяцев.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии: |
М. И. Исмаилов
А.С. Шерстова
Э.С. Геворкян |
-------------------------------------------
*(1) Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года N 1085
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области от 15 июля 2021 г. N 044/06/105-315/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.07.2021