Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев с использованием системы видеоконференц-связи жалобу заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона N0104300014421000096 "Капитальный ремонт мемориала "Вечный огонь славы", руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона N0104300014421000096 "Капитальный ремонт мемориала "Вечный огонь славы".
Согласно доводам жалобы заявителя, заказчиком в документации об аукционе, установлены требования к участникам закупки, противоречащие законодательству о контрактной системе.
Рассмотрев доводы заявителя, изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В единой информационной системе в сфере закупок 25 июня 2021 года было размещено извещение N0104300014421000096 "Капитальный ремонт мемориала "Вечный огонь славы" с начальной (максимальной) ценой контракта - 8 533 896,00 рублей.
Согласно извещению о электронного аукциона, дата и время окончания подачи заявок - 08.07.2021 г. в 09:00 ч., дата проведения аукциона - 08.07.2021 г. в 13:00 ч
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Кабардино-Балкарским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
Пунктом 1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п. 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3.1 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В документации об электронном аукционе в пункте 2.27 установлены требования к участникам закупки, в том числе и требование о наличии действующей лицензии, на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, требуемой в соответствии с Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 N73-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 г. N349 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации": виды работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности: реставрация, консервация и воссоздание конструкций и деталей из естественного и искусственного камней; ремонт и приспособление объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. В пункте 1.4 документации об аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать выписку из реестра лицензий, на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, требуемой в соответствии с Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 N73-ФЗ (далее - Закон об объектах культурного наследия), постановления Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 г. N349 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации": виды работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности: реставрация, консервация и воссоздание конструкций и деталей из естественного и искусственного камней; ремонт и приспособление объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Данные требования не противоречат друг другу и нет являются взаимоисключающими, так как в одном случае требования установлены к участникам закупки о наличии действующей лицензии, в другом случае требование к составу второй части заявки, следовательно довод заявителя о противоречии требований, установленных в отношении действующей лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, признается Комиссией необоснованным.
Согласно статье 45 Закона об объектах культурного наследия, приемка работ по сохранению объекта культурного наследия включенного в реестр осуществляется лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ, порядок подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия и его форма утверждаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия, следовательно участнику закупки необходимо быть проинформированным о необходимости соблюдения соответствующих условий и требований по отношению к объектам культурного наследия, что и вытекает из документации об аукционе и названии самого аукциона. Исходя из изложенного, довод о необходимости заказчиком установления в документации вышеуказанных требований к приемке работ признается Комиссией необоснованным.
Порядок выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный приказом Министерства культуры РФ от 21.10.2015 г. N 2625, предполагает получение разрешения в регламентные сроки от одной недели до месяца. В проекте муниципального контракта, в пункте 3.1 установлено: "Начало выполнения: с момента заключения настоящего Контракта. Окончания работ: до "01" ноября 2021 года включительно", следовательно, участник закупки может получить вышеуказанное разрешение и выполнить работы по контракту не нарушая, установленные сроки. Комиссия считает данный довод заявителя необоснованным.
В документации об электронном аукционе в пункте 2.27 установлены требования к участникам закупки, в том числе и требование о наличии опыта в соответствии с п.1 приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99: Проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия. Дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99:
- наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия.
- При этом стоимость такого одного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка
В пункте 1.5 документации об аукционе установлено, что электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ, не включаются участником такого аукциона в состав второй части заявки. Такие документы (их копии) направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Федерального закона N44-ФЗодновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в соответствии с частью 13 статьи 24.2 Федерального закона N44-ФЗ в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке. Участнику закупки необходимо представить копии документов в соответствии с п.1 приложение N 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99:
Проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия. Дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке
При этом в Научно-проектной документации, в Акте определения влияния предполагаемых к проведению видов работ на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия регионального значения (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации указано, что работы на объекте культурного наследия проводятся с учетом сохранения его исторически сложившейся конструктивной схемы и объемно-планировочной структура, а также предполагаемые к выполнению указанные виды работ по сохранению объекта культурного наследия не создадут негативного воздействия на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия народов Российской Федерации. Также заявителем представлено письмо ФГБОУ ВО "Кабардино-Балкасркий государственный университет им. Х.М. Бербекова", производственным отделом которого разработана Научно-проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения (памятник истории и культуры) "Памятник воинам, павшим в Великую Отечественную войну", в котором указано, что предполагаемые работы на объекте культурного наследия не являются затрагивающими конструктивные элементы объекта культурного наследия.
Согласно вышеизложенному, в документации о закупке установлено незаконное дополнительное требование о наличии опыта и предоставления документов в подтверждение опыта в соответствии с п.1 приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99. В документации о закупке необходимо было указать дополнительное требование о наличии опыта и предоставлении документов в подтверждение опыта в соответствии с пунктом 1.1 приложения N1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99. Данный довод заявителя признается Комиссией обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "ХАГ-СтройТорг" обоснованной в части незаконного установления требования о наличии опыта и предоставления документов в подтверждение опыта в соответствии с п.1 приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
2.Признать в действиях заказчика, уполномоченного органа нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 пункта 2 части 1 и части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3.Выдать заказчику, уполномоченному органу, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 14 июля 2021 г. N 007/06/64-752/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2021