резолютивная часть решения объявлена 19.07.2021 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствии представителей общества с ограниченной ответственностью "МОНОЛИТ" (далее - заявитель, ООО "МОНОЛИТ"), АО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов", надлежащим образом извещенных уведомлением N05/3110 от 13.07.2021 г., в том числе публично путем размещения в единой информационной системе информации о рассмотрении жалобы ООО "МОНОЛИТ",
при участии представителя Государственного бюджетного учреждения культуры Кабардино-Балкарской Республики "Государственный концертный зал" (далее - заказчик), действующей на основании доверенности N100 от 05 июля 2021 года,
рассмотрев жалобу ООО "МОНОЛИТ" на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме N0304200006621000002 "Текущий ремонт здания ГБУК КБР "Государственный концертный зал" (далее - конкурс, закупка, открытый конкурс в электронной форме) дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf с целью недопущения распространения новой короновирусной инфекции, руководствуясь ст.ст.105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014 г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба ООО "МОНОЛИТ" на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме.
Согласно жалобе заявителя, конкурная документация утверждена с нарушением требований Закона о контрактной системе, что ущемляет права и законные интересы ООО "МОНОЛИТ" в сфере предпринимательской деятельности.
На основании вышеизложенного, заявитель просит приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу; признать жалобу обоснованной; выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в конкурсную документацию.
В связи с угрозой распространения новой короновирусной инфекции, уведомлением были извещены представители ООО "МОНОЛИТ", заказчика, АО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" об отсутствии необходимости присутствия представителей на заседании Комиссии, вместе с тем, сторонам было предложено принять участие в рассмотрении жалобы дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, соответствующие инструкции были направлены сторонам.
Рассмотрение жалобы ООО "МОНОЛИТ" Комиссией осуществлено 16 и 19 июля 2021 дистанционно.
15 июля 2021 года заказчиком представлены письменные пояснения относительно доводов жалобы ООО "МОНОЛИТ", согласно которым конкурная документация утверждена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом потребностей заказчика. На основании вышеизложенного, заказчик просит признать жалобу ООО "МОНОЛИТ" необоснованной.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ООО "МОНОЛИТ", проанализировав письменные пояснения, представленные заказчиком, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России пришла к следующим выводам.
21.06.2021 г. 18:00 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликован открытый конкурс в электронной форме N0304200006621000002 "Текущий ремонт здания ГБУК КБР "Государственный концертный зал" (извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме - 21.06.2021 г. 18:00 ч.) для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации с предъявлением к участникам закупки единых требований при начальной (максимальной) цене государственного контракта - 19 618 427,00 рублей. В извещении о проведении открытого конкурса предусмотрено: дата и время начала срока подачи заявок - 21.06.2021 г. 18:00 ч.; Дата и время окончания срока подачи заявок - 13.07.2021 г. 09:00 ч.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Кабардино-Балкарским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
1.В соответствии с ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе).
Согласно ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Постановлением Правительства РФ N1042 от 30.08.2017 г. утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
На основании ч.6 ст.30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном ч.5 ст.30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе, и включается в отчет, указанный в ч.4 ст.30 Закона о контрактной системе. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В п.п.5.4.7 п.5.4 ч.5 проекта контракта подрядчик обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - субподрядчики, соисполнители) в объеме не менее 20 процентов от цены контракта, однако в проекте государственного контракта заказчиком не включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В силу п.8 Постановления Правительства РФ N1042 от 30.08.2017 г. в случае если в соответствии с ч.6 ст.30 Закона о контрактной системе контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа, штраф устанавливается в размере 5 процентов объема такого привлечения, установленного контрактом.
2.Закупка N0304200006621000002 "Текущий ремонт здания ГБУК КБР "Государственный концертный зал" (извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме - 21.06.2021 г. 18:00 ч.) осуществляется для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации с предъявлением к участникам закупки единых требований при начальной (максимальной) цене государственного контракта - 19 618 427,00 рублей.
В случае установления заказчиком в соответствии со ст.96 Закона о контрактной системе требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с Законом о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных ч.6.1 и 6.2 ст.96 Закона о контрактной системе (ч.6 ст.96 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч.6.1 ст.96 Закона о контрактной системе если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению, заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта. При этом в случае установления заказчиком требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в размере до десяти процентов от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном ч.6.2 ст.96 Закона о контрактной системе при заключении контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе).
На основании ч.6.2 ст.96 Закона о контрактной системе если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с ч.6 и 6.1 ст.96 Закона о контрактной системе от цены контракта, по которой в соответствии с Законом о контрактной системе заключается контракт.
Учитывая, что закупка N0304200006621000002 "Текущий ремонт здания ГБУК КБР "Государственный концертный зал" (извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме - 21.06.2021 г. 18:00 ч.) осуществляется для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, то в нарушение ч.6.1, 6.2 ст.96 Закона о контрактной системе заказчиком в конкурсной документации, в том числе в проекте государственного контракта установлено обеспечение исполнения контракта в размере 30%.
3.Согласно ч.13 ст.37 Закона о контрактной системе выплата аванса при исполнении контракта, заключенного с участником закупки, указанным в ч.1 или 2 ст.37 Закона о контрактной системе, не допускается.
В Законе о контрактной системе не предусмотрено, что условия, предусмотренные ч.13 ст.37 Закона о контрактной системе, должны быть прописаны в конкурсной документации, а также в проекте государственного контракта.
Исходя из буквального толкования ч.13 ст.37 Закона о контрактной системе следует, что положения ч.13 ст.37 Закона о контрактной системе носят отлагательный характер, при наступлении которых применяются положения ч.13 ст.37 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Решила:
1.Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "МОНОЛИТ" обоснованной в части.
2.Признать в действиях Государственного бюджетного учреждения культуры Кабардино-Балкарской Республики "Государственный концертный зал" нарушения ч.6 ст.30, ч.6.2 ст.96 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.Выдать Государственному бюджетному учреждению культуры Кабардино-Балкарской Республики "Государственный концертный зал", АО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 21 июля 2021 г. N 007/06/54.3-770/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2021