Резолютивная часть решения оглашена 14 июля 2021 года
В полном объеме решение изготовлено 19 июля 2021 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
|
Членов Комиссии: |
Сарсенбаевой Е.Н.
Фадеевой Н.В. |
- |
старшего специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
рассмотрев обращение Федерального государственного бюджетного учреждению "Национальный парк "Зюраткуль" о включении сведений об Индивидуальном предпринимателе Бородиной Екатерине Александровне (далее - ИП Бородина Е.А., Подрядчик) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на изготовление и монтаж некапитального сооружения - объекта экологопросветительского назначения "Дом" в рамках федерального проекта "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма" национального проекта "Экология" (извещение N 0369100015420000004) (далее - аукцион, закупка), в присутствии (посредством видеоконференцсвязи):
- представителей Федерального государственного бюджетного учреждению "Национальный парк "Зюраткуль" (далее - Учреждение, Заказчик): Катасоновой Л.В., действующей на основании N 9 от 13.07.2021;
- представителя ИП Бородиной Е.А.: Валовой А.В., действующей на основании доверенности б/н от 12.07.2021,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России, Антимонопольный орган) поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ИП Бородиной Е.А. в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на изготовление и монтаж некапитального сооружения - объекта экологопросветительского назначения "Дом" в рамках федерального проекта "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма" национального проекта "Экология" (извещение N 0369100015420000004).
Согласно представленным документам, 30.12.2020 заказчик и ИП Бородина Е.А. заключили контракт N 0369100015420000004 по итогам электронного аукциона на изготовление и монтаж некапитального сооружения - объекта экологопросветительского назначения "Дом" в рамках федерального проекта "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма" национального проекта "Экология" (извещение N 0369100015420000004) по цене 3 119 277,86 рублей.
Из представленных Заказчиком документов следует, что закупка осуществлялась в рамках федерального проекта "Экология".
Как следует из заявления заказчика, обязательства по выполнению работ по реконструкции Обществом не исполнено, в связи с чем, 26.05.2021 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Сведения о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены заказчиком в антимонопольный орган 30.06.2021.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения заказчика, Комиссия, руководствуясь статьями 104 и 99 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 11.7 контракта N 0369100015420000004 предусмотрена возможность отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.
Так, заказчиком 26.05.2021 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 28.05.2021 указанное решение размещено в ЕИС во вкладке "Информация об исполнении (о расторжении) контракта" и 28.05.2021 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено заказным с уведомлением посредством отправления АО "ПОЧТА РОССИИ", электронной почтой по адресу Подрядчика, а также телефонограммой.
В связи с тем, что заказчик не получил уведомление о вручении Обществу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик считает датой надлежащего уведомления ИП Бородиной Е.А. дату по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС, то есть 28.06.2021, а контракт расторгнутым - 28.06.2021, информация о расторжении контракта размещена заказчиком в ЕИС - 28.06.2021 в разделе "Информация об исполнении (о расторжении) контракта".
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что в соответствии с частями 12 и 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, 28.06.2021 следует считать датой надлежащего уведомления Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, а контракт расторгнутым не ранее, чем через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, то есть не ранее 09.07.2021.
В этой связи, действия Заказчика по расторжению контракта N 0369100015420000004 с 28.06.2021 не соответствуют положениям частей 12 и 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
При рассмотрении вопроса о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и ИП Бородиной Е.А. 30.12.2020 посредством электронного документооборота заключен контракт N 0369100015420000004 на изготовление и монтаж некапитального сооружения - объекта экологопросветительского назначения "Дом" в рамках федерального проекта "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма" национального проекта "Экология" (реестровый номер в ЕИС N 1741700259621000004) (далее - контракт).
В соответствии с пунктом 1.3 контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по объекту: "Изготовление и монтаж некапитального сооружения - объекта экологопросветительского назначения в рамках федерального проекта "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма" национального проекта "Экология" (далее по тексту - работы).
В соответствии с пунктом 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с пунктом 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.
В пункте 3.1 контракта предусмотрено, что начало выполнения работ: со дня, следующего за днем заключения контракта; окончание: по 01 июня 2021. Подрядчик имеет право выполнить работы досрочно.
Из пояснений представителей заказчика и из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 26.05.2021 следует, что в нарушение условий контракта, обязательства по нему подрядчиком не выполнены.
При рассмотрении доказательств, представленных сторонами, Комиссией установлено следующее.
1. В соответствии с частью 1 статьи 718 ГК РФ Заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы. При неисполнении заказчиком этой обязанности подрядчик вправе требовать возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки, вызванные простоем, либо перенесения сроков исполнения работы, либо увеличения указанной в договоре цены работы.
Согласно пункту 1.5 контракта работы выполняются, в полном объеме и полном соответствии с техническим заданием (Приложением N 1), локальными сметами (Приложение N2). проектом 0075-20-5-АС (Приложение N 3), являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
Из пояснений Подрядчика следует, что указанные приложения к контракту не содержат условий об использовании оцилиндрованного бревна 250 мм (к примеру, согласно позиции 26 раздела 3 "Стены", Локальной сметы N 18 сборка стен производиться из брусьев толщиной 200 мм, а не оцилиндрованного бревна толщиной 250 мм).
Подрядчик поясняет, что поскольку Заказчиком предложено изменение материала стен, по ряду сметных позиций, на оцилиндрованное бревно 250 мм, в целях достижения единообразия в дизайне сооружений, устанавливаемых разными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) на объекте, в документацию требовалось внести соответствующие изменения.
В соответствии с п. 11.4 контракта все изменения и дополнения к контракту оформляются дополнительным соглашением, которое с момента его подписания становится неотъемлемой частью контракта.
Из документов, представленных в материалы дела Подрядчиком, в связи с поступившим от заказчика предложением ИП Бородиной Е.А. 02.03.2021 направлено в адрес заказчика дополнительное соглашение о внесении соответствующих изменений в локально-сметную документацию.
Комиссия отмечает, что Заказчиком в связи с неисполнением контракта направлялись Подрядчику претензии (N 178 от 08.04.2021, N 199 от 16.04.2021, N 238 от 13.05.2021) о необходимости исполнить обязательства по контракту в установленный пунктом 3.1 контракта срок.
В ответ на претензию N 199 от 16.04.2021 Подрядчик письмом исх. 2104 от 21.04.2021 сообщает, что на период согласование вносимых по предложению заказчика изменений в контрактную документацию, с момента направления дополнительного соглашения о внесении изменений в локально-сметную документацию (с 02.03.2021) и до получения от заказчика разъяснений по порядку выполнения работ, работы по контракту приостановлены Подрядчиком.
Как отмечает Подрядчик, Заказчик разъяснений о способе выполнения работ не предоставил, на запрос не ответил.
2. Статьей 719 ГК РФ предусмотрено, что Подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328 ГК РФ).
При этом, если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 данной статьи, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с частью 19 статьи 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 20 указанной нормы предусмотрено, что решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о его вручении заказчику. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления.
Согласно части 21 статьи 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из документов, представленных в материалы дела, следует, что Подрядчиком 24.05.2021 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 719 ГК РФ.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта Подрядчиком получено Заказчиком 28.05.2021, что подтверждается отчетом об отслеживании РПО 62009156019522, и не оспаривается Заказчиком.
Таким образом, в силу частей 19-21 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение об одностороннем отказе Подрядчика является вступившим в законную силу, а контракт расторгнутым, с 09.06.2021, то есть ранее вступления в силу решения Заказчика от 26.05.2021.
Документы, подтверждающие направление Заказчиком возражений на односторонний отказ Подрядчика от исполнения контракта, также, как и подтверждающие оспаривание Учреждением указанного одностороннего отказа, антимонопольному органу не представлены.
Кроме того, Комиссия отмечает, что действия Заказчика при исполнении контракта не могут быть признаны в достаточной степени добросовестными, поскольку исполнение обязательств по контракту предполагает осуществление взаимодействия по нему, в том числе, ответов на претензии другой стороны, совместный поиск компромиссных решений и прочие действия, способствующие нахождению приемлемого решения, соответствующего действующему законодательству.
Документы, представленные в материалы дела, не подтверждают действия, предпринятые Подрядчиком по исполнению контракта.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 15 Порядка ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения внеплановой проверки выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе.
В связи с допущенными нарушениями в действиях должностных лиц усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
Таким образом, принимая во внимание:
- не соблюдение Заказчиком порядка одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренной статьей 95 Закона о контрактной системе;
- факт расторжения контракта 09.06.2021 в связи с односторонним отказом от исполнения контракта Подрядчиком -
проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Челябинского УФАС России, не усматривает достаточных оснований для принятия решения о включении сведений об ИП Бородиной Е.А. в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьями 99 и 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Федеральным государственным бюджетным учреждением "Национальный парк "Зюраткуль" о включении сведений об Индивидуальном предпринимателе Бородиной Екатерине Александровне в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на изготовление и монтаж некапитального сооружения - объекта экологопросветительского назначения "Дом" в рамках федерального проекта "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма" национального проекта "Экология" (извещение N 0369100015420000004), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях Заказчика нарушение частей 12 и 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнение предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
В.А. Ливончик |
Члены Комиссии |
Е.Н. Сарсенбаева |
|
Н.В. Фадеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 19 июля 2021 г. N 074/06/104-1842/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2021