Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, рассмотрев жалобу ООО "СМАРТ ГРУПП" (далее Заявитель) на действия заказчика - министерства транспорта и дорожного хозяйства КК при проведении уполномоченным учреждением - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" конкурса в электронной форме: "Выполнение работ по содержанию дорог регионального или межмуниципального значения Краснодарского края (установка элементов обустройства: аппаратно-программных комплексов (камер) фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения) в 2022 году (31 этап)" (извещение N 0818500000821002290) в части нарушения законодательства о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
Заявитель указывает, что документация закупки содержит нарушение Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закона о контрактной системе): требования к распознаванию государственных знаков, характеристики противоречат ГОСТ Р 57144-2016; в объект закупки не включены достаточные исходные данные: сведения о параметрах совместимости не указаны; необоснованное требование к сроку действия передаваемых неисключительных прав; для установки опоры необходимы проектно-изыскательские работы; проект контракта не содержит порядок и сроки приемки поставляемого товара.
Заказчик предоставил письменные пояснения, согласно которым с доводами жалобы не согласился. Документация разработана в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным учреждением - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" в ЕИС размещено извещение и документация конкурса в электронной форме: "Выполнение работ по содержанию дорог регионального или межмуниципального значения Краснодарского края (установка элементов обустройства: аппаратно-программных комплексов (камер) фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения) в 2022 году (31 этап)" (извещение N 0818500000821002290). Заказчик - министерство транспорта и дорожного хозяйства КК.
Согласно ч.1 ст.54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно п.1) ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В составе документации содержится Описание объекта закупки.
Применение ГОСТ Р 57144-2016 не является обязательным в силу Решения Верховного Суда РФ от 5 марта 2018 г. N АКПИ17-1145 "Об отказе в удовлетворении иска о признании недействующими пунктов 5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 5.5, 5.6, 5.7, 5.8, 6.2 и 6.5.5 национального стандарта РФ ГОСТ Р 57144-2016 "Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъёмки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования", утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 октября 2016 г. N 1367-ст.". (далее - Решения Верховного Суда РФ N АКПИ17-1145). Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (пункт 1 части 1 статьи 33) и Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (пункт 1 части 10 статьи 4) допускает использование заказчиком при описании в документации о закупке объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены, в том числе, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации. Вместе с тем, данное обстоятельство не вводит ГОСТ Р 57144-2016 в число документов по стандартизации обязательного применения, перечень которых утверждён названным выше распоряжением Правительства Российской Федерации.
Заявитель указывает, что заказчик безосновательно установил требования к распознаванию государственных знаков иностранных государств: Р.Беларусь, Р.Армения, Украина, ЛНР, ДНР, Абхазия, Южная Осетия, Казахстан, Молдова, Узбекистан, что противоречит вышеуказанному ГОСТ. Вместе с тем, Описание объекта закупки не содержит указания на какие-либо конкретные страны, чьи регистрационные знаки должны распознавать КФВФ.
В приложении N 2 к описанию объекта закупки заказчиком установлены требования для вычислительного модуля прием и обработка видео в реальном времени, кадров/с не менее 25, для видеодатчика частота кадров видеосъемки, кадров/с не менее 40. По мнению Заявителя, ГОСТ Р 57144-2016 данных требований не предъявляет. Заказчик предъявляет диапазон измерений скорости движения ТС, км/ч не менее 0-255, количество типов распознаваемых регистрационных знаков, шт. не менее 284, что также, по мнению Заявителя, противоречит ГОСТ.
Закупаемые КФВФ предназначены для измерений скорости движения транспортных средств безрадарным методом (по видеокадрам), а также для измерений текущих навигационных параметров по сигналам навигационных космических аппаратов глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) ГЛОНАСС и GPS, определения на их основе координат и синхронизации внутренней шкалы времени комплексов с национальной шкалой времени Российской Федерации UTC(SU).
Заказчиком использовано среднее значение для современных КФВФ, производимых в Российской Федерации. Скорость приема и обработки видео в реальном времени в количестве не менее 25 кадров/с установлена в целях фиксации и распознавания всего потока движущихся транспортных средств даже при максимальной нагрузке на модуль обработки данных, который должен обеспечить их обработку. Для точного вычисления скорости транспортных средств в КФВФ данного типа показатели "Частота кадров видеосъёмки, кадров/с не менее 40" и "Прием и обработка видео в реальном времени" со значением "не менее 25 кадров/с" являются основополагающими. В соответствии с документацией закупки если при составлении описания объекта закупки заказчиком не использованы установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, необходимость в других показателях, требованиях, условных обозначениях и терминологии обусловлена потребностью заказчика. Частота кадров не менее 40 указана исходя из необходимости обеспечить максимально возможное количество зафиксированных транспортных средств в зоне контроля. Чем меньше частота кадров, тем видео становится менее плавным, чем выше - более плавным. Скорость приема и обработки видео в реальном времени в количестве не менее 25 кадров/с установлена в целях фиксации и распознавания всего потока движущихся транспортных средств даже при максимальной нагрузке на модуль обработки данных, который должен обеспечить их обработку. Нижнее значение диапазона измерения скорости движения, равное 0, установлено исходя их необходимости обеспечения возможности фиксации неподвижных транспортных средств, нарушающих правила стоянки или остановки. Верхнее минимальное значение диапазона измерений скорости движения равное 255 установлено исходя из необходимости обеспечения фиксации скорости транспортных средств, с учетом допустимой относительной погрешности измерений скорости движения транспортных 2%, а именно 250 км/ч+2%. Установленный заказчиком показатель "количество типов распознаваемых регистрационных знаков 0 не менее 284, ориентирован не только на 22 типа государственных регистрационных знаков транспортных средств, указанных в ГОСТ Р 50577-93, но и на регистрационные знаки транспортных средств стран, подписавших Конвенцию о дорожном движении 1968 г., что в том числе не противоречит п.5.2 ГОСТ Р 5714402916.
Таким образом, выше обозначенные требования заказчика не противоречат Закону о контрактной системе.
Довод заявителя об отсутствии в документации достаточных исходных данных, необходимых для выполнения работ не находит своего подтверждения.
В Приложении N 2 к описанию объекта закупки установлены требования к товарам (материалам, оборудованию), поставляемым заказчику при выполнении закупаемых работ. В частности установлено, что на оборудовании должно быть установлено конкретное программное обеспечение "Периферийный модуль программного обеспечения автоматизированной системы контроля передвижения транспортных средств: занесение в БД с приборов распознавания государственных регистрационных знаков транспортных средств и предоставление сервиса использования БД "Спрут". Содержится и обоснование правомерности установления конкретного программного обеспечения в соответствии с положениями п.1) ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе: "*Не сопровождается словами или "эквивалент" в связи с необходимостью взаимодействия данного программного обеспечения с программным обеспечением, установленным на серверном оборудовании автоматизированной системы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения Краснодарского края и используемым заказчиком".
БД "Спрут" - это программный продукт, включенный в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и отнесенный к классу серверное и связующее ПО, системы мониторинга управления. БД "Спрут" включает в себя как периферийный модуль, устанавливаемый в КФВФ, так и серверный модуль, установленный на серверном оборудовании АСФВФ и уже используемый заказчиком.
Таким образом, интеграция и взаимодействие между серверным модулем БД "Спрут", установленным на серверном оборудовании АСФВФ, используемым заказчиком, и ЦАФАП уже существует (обеспечена заказчиком). Передача информации в ЦАФАП осуществляется автоматически после ее поступления с КФВФ на серверный модуль БД "Спрут". Совместимость КФВФ с серверной частью БД "Спрут" осуществляется исключительно через установку в КФВФ периферийного модуля БД "Спрут", в связи с чем сведения о параметрах совместимости в документации не предусмотрены по причине отсутствия такой необходимости.
Требование о передаче неисключительных прав на использование указанного программного обеспечения без ограничения срока установлено исходя из необходимости использования КФВФ, на которых устанавливается такое программное обеспечение, на протяжении всего срока эксплуатации и исключения дополнительных затрат на ежегодное продление прав на использование такого программного обеспечения. Отсутствие на сайте правообладателя - ООО "НПП "МВС" информации о стоимости бессрочной лицензии на право пользования периферийным модулем ПО БД "Спрут" не свидетельствует о невозможности приобретения бессрочных прав на такое программное обеспечение. По результатам проведения закупок заказчику передавались неисключительные права со сроком действия бессрочно.
Также Заявитель неверно осуществил отнесение опор к объектам капитального строительства. В состав мероприятий по содержанию автомобильных дорог входят работы по установке недостающих инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности. Дорожные опоры не являются самостоятельными элементами, а являются составными частями различных сооружений, предназначенных для обеспечения дорожного движения. В данной закупке опоры предназначены для размещения на них КФВФ. Конструкция закупаемых опор является разборной и состоит из нескольких секций, которые соединяются между собой фланцевым соединением.
Довод заявителя об отсутствии в проекте контракта порядка приемки поставленного товара не обоснован. Положения Закона о контрактной системе не предусматривают необходимость осуществлять отдельно приемку товара, поставляемого заказчику при выполнении работ. Проект контракта содержит положения, регламентирующие приемку комплекса работ.
Комиссия, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СМАРТ ГРУПП" необоснованной.
2. Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818500000821002290).
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 14 июля 2021 г. N 1062/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2021