Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л.- заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханского УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии представителя заявителя - ООО "Русские программы" Антипова В.В. (доверенность от 14.07.2021 N19), в присутствии представителя государственного заказчика Министерства образования и науки Астраханской области Пахолкиной М.Д. (доверенность от 14.07.2021 Nб/н), в присутствии представителя уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" Ходжаевой Д.Х. (доверенность от 17.08.2020 N01-06-4), рассмотрев жалобу ООО "Русские программы" на действия государственного заказчика Министерства образования и науки Астраханской области, уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на Шифр 12-2021-нр5208 Поставка ноутбуков в рамках основного мероприятия по реализации регионального проекта "Цифровая образовательная среда (Астраханская область)" в рамках национального проекта "Образование" государственной программы "Развитие образования Астраханской области" (реестровый N0825500000721000343), на основании ст.99, 105,106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 12.07.2021 поступила жалоба ООО "Русские программы" (далее также Заявитель, Общество) на действия государственного заказчика Министерства образования и науки Астраханской области (далее также Заказчик), уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" (далее также Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на Шифр 12-2021-нр5208 Поставка ноутбуков в рамках основного мероприятия по реализации регионального проекта "Цифровая образовательная среда (Астраханская область)" в рамках национального проекта "Образование" государственной программы "Развитие образования Астраханской области" (реестровый N0825500000721000343) (далее - электронный аукцион).
По мнению Заявителя, аукционная документация Заказчика составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Уведомлениями от 13.07.2021 N04/5152, 04/5153 рассмотрение жалобы было назначено на 16.07.2021 на 09 час.15 мин.
В указанный срок рассмотрение жалобы началось в присутствии представителя заявителя - ООО "Русские программы" Антипова В.В. (доверенность от 14.07.2021 N19), в присутствии представителя государственного заказчика Министерства образования и науки Астраханской области Пахолкиной М.Д. (доверенность от 14.07.2021 Nб/н), в присутствии представителя уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" Ходжаевой Д.Х. (доверенность от 17.08.2020 N01-06-4).
В рассмотрении жалобы Комиссией объявлялся перерыв до 11:45 19.07.2021.
После перерыва Комиссия продолжила рассмотрение дела в составе: председателя комиссии:
Потылицына Павла Леонидовича - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области;
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии представителя заявителя - ООО "Русские программы" Антипова В.В. (доверенность от 14.07.2021 N19), в присутствии представителя государственного заказчика Министерства образования и науки Астраханской области Пахолкиной М.Д. (доверенность от 14.07.2021 Nб/н), в присутствии представителя уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" Ходжаевой Д.Х. (доверенность от 17.08.2020 N01-06-4).
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
28.05.2021 Заказчиком, Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении аукциона на право заключить государственный контракт на Шифр 12-2021-нр5208 Поставка ноутбуков в рамках основного мероприятия по реализации регионального проекта "Цифровая образовательная среда (Астраханская область)" в рамках национального проекта "Образование" государственной программы "Развитие образования Астраханской области" (реестровый N0825500000721000343) и документация об электронном аукционе на право заключить государственный контракт на Шифр 12-2021-нр5208 Поставка ноутбуков в рамках основного мероприятия по реализации регионального проекта "Цифровая образовательная среда (Астраханская область)" в рамках национального проекта "Образование" государственной программы "Развитие образования Астраханской области" (реестровый N0825500000721000343) (далее - аукционная документация) (последние изменения от 02.07.2021).
Комиссия рассматривает документы в редакции от 02.07.2021.
В соответствии с извещением начальная (максимальная) цена контракта составила 85 425 000,00 руб.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Пунктом 2 Постановления N 878 установлен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 4 Постановления N 878 ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Пунктом 5 Постановления N 878 установлено, что подтверждением случая, установленного пунктом 4 Постановления N 878, является обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Обоснование), подготовленное Заказчиком в соответствии с порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок), утвержденным Постановлением N 878, и размещенное заказчиком в ЕИС одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
Пунктом 2 Порядка установлено, что Обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции в следующих случаях:
а) в реестре отсутствуют сведения о радиоэлектронной продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке;
б) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр и соответствующая тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Во исполнение требований Постановления Правительства РФ N878 заказчиком было размещено обоснование невозможности соблюдения ограничений на допуск радиоэлектронной продукции в соответствии с пп. "б" п. 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничений, утвержденного Постановлением Правительства РФ N878, поскольку радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Между тем, обоснование составлено с нарушением требований Постановления N878, поскольку в техническом задании аукционной документации отсутствует такая характеристика закупаемого товара, как "Корпус имеет специальную защиту для безопасного использования в учебном процессе, а именно: выдерживает падение с высоты не менее 700 мм; сохраняет работоспособность при воздействии влаги, а также имеет противоскользящие и смягчающие удары элементы на корпусе. Наличие перечисленных свойств безопасности подтверждается сертификатом", тогда как в обосновании данная характеристика имеется.
На заседании Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного органа пояснили, что в обосновании содержится техническая ошибка.
Таким образом, в нарушение ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе обоснование невозможности соблюдения ограничений на допуск радиоэлектронной продукции составлено с нарушением требований, установленных Постановление N878, что образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Кроме того, согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе размещение обоснования невозможности соблюдения ограничений на допуск радиоэлектронной продукции, в котором указана характеристика товара отсутствующая в аукционной документации, также нарушает ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе, что образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Заявитель в жалобе указал, что Заказчиком в составе документации было размещено недостоверное обоснование невозможности соблюдения ограничения по Постановлению Правительства РФ от 10 июля 2019 г. N 878.
Между тем, Заявителем в обоснование довода жалобы не представлены доказательства того, что товар, включенный в реестр радиоэлектронной продукции соответствует требованиям технического задания аукционной документации, в то время как частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе именно на подателя жалобы возлагается такая обязанность.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в аукционной документации такие технические характеристики товара, совокупности которых соответствует продукция только одного производителя ноутбуков, а именно Acer.
На основании пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Ч.3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Таким образом, статьей 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Заказчик в техническом задании аукционной документации установил необходимые ему технические характеристики товара.
В ходе рассмотрения жалобы представителем Заказчика и представителем уполномоченного органа были представлены письмо Треолан от 15.06.2021 б/н и письмо ООО "Новый Ай Ти Проект" от 15.06.2021 N567/21 о том, что они готовы поставить товар соответствующий требованиям технического задания аукционной документации и указали ноутбук Lime C156PP-CL5R3P и ноутбук IRBIS NBX-30, соответственно.
Между тем само по себе письмо о готовности поставки товара не может являться гарантией поставки товара, соответствующего техническому заданию (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23.01.2020 по делу N А55-966/2019).
Доказательств, достоверно подтверждающих, что совокупности указанных в аукционной документации технических характеристик товара соответствует товар как минимум двух различных производителей, Заказчик и Уполномоченный орган не представил.
При таких обстоятельствах требования к товару, установленные в документации об аукционе (в их совокупности), Комиссия признает ограничивающими количество участников закупки, в связи с чем не соответствующими ч.2 ст.8, пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и, как следствие, нарушающими пункт 1 части 1 статьи 64 данного закона, что образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
Поскольку допущенные Заказчиком вышеописанные нарушения могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении вышеуказанных нарушений.
Заявитель в ходе рассмотрения жалобы дополнительно заявил, что Заказчиком неправомерно установлены короткие сроки поставки товара.
Комиссия отмечает, что Закон о контрактной системе не регламентирует сроки выполнения работ (поставки товара, оказания услуг).
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из приведенной нормы Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания ограничения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
При этом, Заявитель на рассмотрение жалобы доказательств, свидетельствующих о том, что в установленные Заказчиком сроки невозможно поставить товар не представил.
На основании вышеизложенного, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Русские программы" на действия государственного заказчика Министерства образования и науки Астраханской области, уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на Шифр 12-2021-нр5208 Поставка ноутбуков в рамках основного мероприятия по реализации регионального проекта "Цифровая образовательная среда (Астраханская область)" в рамках национального проекта "Образование" государственной программы "Развитие образования Астраханской области" (реестровый N0825500000721000343) обоснованной в части нарушения ч.3 ст.7, ч.2 ст.8, ч.3 ст.14, п. 1 ч. 1 ст. 33, п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
2. Признать государственного заказчика Министерство образования и науки Астраханской области нарушившим ч.3 ст.7, ч.2 ст.8, ч.3 ст.14, п. 1 ч. 1 ст. 33, п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на Шифр 12-2021-нр5208 Поставка ноутбуков в рамках основного мероприятия по реализации регионального проекта "Цифровая образовательная среда (Астраханская область)" в рамках национального проекта "Образование" государственной программы "Развитие образования Астраханской области" (реестровый N0825500000721000343).
3. Выдать государственному заказчику Министерству образования и науки Астраханской области и уполномоченному органу ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на Шифр 12-2021-нр5208 Поставка ноутбуков в рамках основного мероприятия по реализации регионального проекта "Цифровая образовательная среда (Астраханская область)" в рамках национального проекта "Образование" государственной программы "Развитие образования Астраханской области" (реестровый N0825500000721000343).
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 19 июля 2021 г. N 030/06/14-919/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2021