Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии:
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М.- начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В.- главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя заявителя ООО "Кронус" Зыковой В.В. (доверенность от 29.10.2020 N3) и в присутствии представителя государственного заказчика ГБУЗ АО "Александро-Мариинская областная клиническая больница" Котловой А.К. (доверенность от 12.01.2021 N4), рассмотрев жалобу ООО "Кронус" на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Александро-Мариинская областная клиническая больница" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку средств индивидуальной защиты (респираторы) (номер извещения: 0325200000621000240), на основании ст.99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 15.07.2021 поступила жалоба ООО "Кронус" (далее - Заявитель, Общество) на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Александро-Мариинская областная клиническая больница" (далее также - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку средств индивидуальной защиты (респираторы) (номер извещения: 0325200000621000240) (далее - электронный аукцион).
По мнению Заявителя, аукционная документация на право заключить контракт на поставку средств индивидуальной защиты (респираторы) (номер извещения: 0325200000621000240) не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
08.07.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона и документация об этом аукционе.
Заявитель считает, что Заказчик незаконно установил при проведении электронного аукциона запрет в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".
Комиссия считает данный довод, обоснованный по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с данной частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с указанной нормой Закона о контрактной системе принято постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N616).
Заказчик в пункте 7 главы II "Техническая часть" части 1 "Информационная карта" аукционной документации установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению, утвержденному Постановлением N616.
При этом, в извещение о проведении электронного аукциона указан код ОКПД2 32.50.50.190 - изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включённые в другие группировки
В перечень, утвержденный Постановлением N 616 включен в том числе код ОКПД2 32.50.50.190 - Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки (только в отношении медицинских масок).
Изучив материалы дела, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик закупает респираторы, которые являются медицинскими изделиями, подпадающими под код ОКПД2 32.50.50.190, включенный в постановление Правительства РФ N616, однако запрет действует только в отношении медицинских масок, а закупаемые респираторы не относятся к таковым.
Так, согласно Письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 11.04.2020 года N 02/6673-2020-32, медицинские маски должны соответствовать ГОСТу 58396-2019 "Маски медицинские. Требования и методы испытаний", а респираторы фильтрующие должны соответствовать ГОСТ 12.4.294-2015 "Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Полумаски фильтрующие для защиты от аэрозолей".
Таким образом, исходя из наименования объекта закупки - поставка изделий медицинского назначения (респиратор) Заказчиком верно установлен код ОКПД2, но поскольку в силу изложенного выше респираторы не относятся к медицинским маскам, то установление запрета в соответствии с Постановлением N 616 является нарушением части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, что свидетельствует о наличии признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Поскольку допущенное Заказчиком нарушение является существенным, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание.
На основании вышеизложенного, а также руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Кронус" на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Александро-Мариинская областная клиническая больница" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку средств индивидуальной защиты (респираторы) (номер извещения: 0325200000621000240) обоснованной.
2. Признать государственного заказчика ГБУЗ АО "Александро-Мариинская областная клиническая больница" нарушившим часть 3 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку средств индивидуальной защиты (респираторы) (номер извещения: 0325200000621000240).
3. Выдавать предписание государственному заказчику ГБУЗ АО "Александро-Мариинская областная клиническая больница" об устранении нарушений части 3 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку средств индивидуальной защиты (респираторы) (номер извещения: 0325200000621000240).
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 21 июля 2021 г. N 030/06/14-936/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2021