Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
< ----- >;
Членов Комиссии:
< ----- >;
< ----- >,
рассмотрев жалобу ООО "Креоника" (ИНН: 7813631710) на действия Заказчика - ГБУЗ ЯНАО "Новоуренгойская центральная городская больница" (ИНН: 8904012710) при осуществлении закупки способом электронного аукциона "Поставка медицинских изделий для патологоанатомического отделения", начальная (максимальная) цена контракта - 872 606,33 рублей (извещение N 0190200000321006721) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, Официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя (вход. N 4059 от 06.07.2021) на действия Заказчика.
Заявитель считает, что положения аукционной документации противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время начала подачи заявок - 17.06.2021 14:09 (МСК+2);
3) дата и время окончания подачи заявок - 07.07.2021 08:00 (МСК+2);
4) дата окончания срока рассмотрения заявок - 08.07.2021;
5) дата проведения аукциона в электронной форме - 09.07.2021;
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик в п. 3 технического задания установил, необоснованные требования, которые нарушают принцип обеспечения конкуренции, установленный статьей 8 Закона о контрактной системе.
Таким образом, документация о проведении электронного аукциона не соответствует требованиям действующего законодательства и ограничивает права Заявителя, так как по совокупности указанных в техническом задании характеристик подходит Вилка-фиксатор для вырезки материала лишь одного производителя - SAKURA, и данный товар является расходным материалом к оборудованию "Аппарат гистологической обработки биологических тканей скоростной проводки Tissue-Tek Xpress Х50" регистрационное удостоверение ФСЗ 2008/02291, которое выдано ООО "БиоВитрум". Эксклюзивным представителем Sakura Finetek на территории РФ является ООО "БиоВитрум", это означает, что ООО "БиоВитрум" является единственным продавцом, который продает товары данного производителя на территории РФ, и что Sakura Finetek на территорию РФ поставляет товары своего производства только ООО "БиоВитрум".
Включение в состав одного лота товаров, производимых широким кругом компаний, и в то же одной позиции лота, имеющейся у единственного поставщика, является обстоятельством, существенно ограничивающим конкуренцию и создающим преимущества для определенных участников торгов.
Действующая редакция технического задания не позволяет предложить к поставке Вилку-фиксатор для вырезки материала других производителей, что ограничивает конкуренцию и нарушает наши права и интересы, как участника электронного аукциона.
В своих возражениях Заказчик сообщил, что с доводами, изложенными в жалобе Заявителя, не согласен по следующим основаниям:
Согласно проведенному анализу рынка, поставку данного товара может осуществить неограниченное количество поставщиков. Товар свободно обращается на рынке и предлагается к поставке различными участниками рынка, что было подтверждено при определении начальной (максимальной) цены контракта (получены коммерческие предложения от 3-х поставщиков товара, а также использованы альтернативные источники ценовой информации).
По смыслу указанных норм Закона имеет значение не тот факт, что один или несколько производителей производят соответствующий товар, а возможность участников торгов осуществить его поставку.
Информация из реестра контрактов:
N п/п |
Реестровый N контракта |
Информация о поставщиках |
Почтовый адрес |
Телефон, электронная почта |
Наименование товара |
1 |
21435060409 21 000129 |
ООО "ГРАН" |
677000, г. Якутск ул. Ломоносова, д.42, офис 1а. |
79142733585 steshenkogran@list.ru |
Вилка-фиксатор для вырезки |
2 |
17813085250 20 000393 |
ООО "ВЕКТОРМЕД" |
96105, Российская Федерация, Муниципальные образования Города Санкт-Петербурга (города федерального значения), муниципальный округ Московская застава, Внутригородские муниципальные образования города Санкт-Петербурга (см. также 40 900 000), Варшавская ул, д.6 к.1, Квартира (офис) 588, 40373000 |
7-900-6515903 info@vektormed.ru |
Вилка-фиксатор для вырезки гистологического материала 1,5 мм |
3 |
27725034088 16 000213 |
ООО "СитиКом" |
127051 город Москва Бульвар Цветной дом 30 стр.1 |
+7 (968) 835-87-04 siticom.@mail.ru |
Вилка-фиксатор для вырезки материала 1,5 мм |
4 |
17728434750 18 000017 |
ООО "ЭКОЛАЙН" |
105264, г.Москва, ул.7-я Парковая д.25 кв.14 |
7-495-4381267 ecoline2017@list.ru |
Вилка-фиксатор для вырезки материала 1,5 мм Производитель: "Сакура Сейки Ко., Лтд.", Япония. Место производства: Япония РУ NФСЗ 2008/02291 от 14 мая 2013 года |
5 |
17734087696 21 000088 |
ООО "БИОВИТРУМ М" |
129626, Российская Федерация, г. Москва, проспект Мира, ДОМ 102, строение 34 |
+7 (495) 787-40-46 msk@biovitrum.ru |
Вилка-фиксатор для вырезки материала 2,0 мм |
6 |
17813085250 21 000155 |
ООО "БИОВИТРУМ М" |
129626, Российская Федерация, г. Москва, проспект Мира, ДОМ 102, строение 34 |
+7 (495) 787-40-46 msk@biovitrum.ru |
Вилка-фиксатор для вырезки материала 1,5 мм |
7 |
28601009193 20 000162 |
ООО "УРАЛКОСМОС ПЛЮС" |
620073, ОБЛ СВЕРДЛОВСКАЯ, Г ЕКАТЕРИНБУРГ, УЛ КРЕСТИНСКОГО, СТРОЕНИЕ 44, ОФИС 107 |
73433636003 ukp05@mail.ru |
Вилка-фиксатор для вырезки материала |
8 |
22209011833 19 000264 |
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АЛЬЯНСМЕДСЕРВИС" |
656049, Российская Федерация, Алтайский край, г. Барнаул, пер. Прудской, 71 "а", офис 305 |
7-3852-223193 oooaliansmedservis@yandex.ru |
Вилка-фиксатор |
Информация из сети интернет:
N п/п |
Наименование продавца товара |
Реквизиты |
Ссылка на страницу в сети Интернет |
1 |
ООО "УРАЛКОСМОС" |
У нас новый телефон +7(343) 363-60-03 (343) 286-01-36 общий телефон ukp05@mail.ru г. Екатеринбург,ул. Крестинского 44, оф. 107 Индекс 620073 |
http://uralkosmosplus.ru/vyrezka-2 |
2 |
Компания ООО "Инмедпром" |
Эл.почта : inmedprom@mail.ru Телефон : +7(4852)324-495 / +7(4852)324-374 Факс : +7(4852)324-494 Viber/WhatsApp : +79109771556 |
https://inmedprom.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B9%D1%81-%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82/ |
3 |
ООО "БиоВитрум" Санкт-Петербург |
Россия, 199106, Санкт-Петербург,Большой проспект Васильевского острова, д. 68, лит. А +7 (812) 305 06 06 |
http://www.biovitrum.ru/product/morfologiya/gistologiya/vyrezka/oborudovanie_i_instrumenty_dlya_vyrezki/instrumenty_dlya_vyrezki/ |
4 |
ООО "ВЛ-МЕДИА" |
Адрес: 119361, г. Москва, ул. Е. Колесовой, д. 4 к. 1 8-(495) 430-27-03 8-903-729-34-09 Факс: 8 (495) 430-27-03 |
http://ivdvlmedia.ru/shop/gistologicheskie-issledovaniya/oborudovanie-gistologicheskie-issledovaniya/vyrezka/instrumenty/ |
5 |
ООО "Верба" |
Юр. адрес: 194292, Санкт-Петербург, пос. Парголово, ул. Михаила Дудина, д.11, лит. А Тел.: 8(812)327-75-85 |
https://verbasales.ru/shop/product/vilka-fiksator-dlya-vyrezki-gistologicheskogo-materiala#shop2-tabs-2 |
Требуемые к поставке товары реализуются на территории Российской Федерации целым рядом торгующих организаций. Заказчик не предлагает изготовить данный товар, участникам необходимо его поставить.
Кроме того, никаких ограничений нормативно-правового характера на рынке указанной продукции не имеется, что позволяет осуществить поставку необходимого товара всем желающим и не снижает конкуренцию.
Отсутствие у каких-либо лиц возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
Кроме того Заявитель считает, что "Действующая редакция технического задания не позволяет предложить к поставке Вилку-фиксатор для вырезки материала других производителей, что ограничивает конкуренцию и нарушает наши права и интересы, как участника электронного аукциона".
Утверждение Заявителя не соответствует действительности. Требуемая к поставке вилка не является запасной частью какого-либо прибора. Вилка-фиксатор используется для вырезки из ткани гистологического материала образцов определенной толщины и никак не связана ни с каким аппаратом для гистологической обработки. Техническим заданием также не установление требование совместимости с прибором.
N п/п |
Наименование товара, работ, услуг |
Код позиции КТРУ/ ОКПД 2 |
Характеристики товара, работы, услуги |
Обоснование характеристик |
Единица измерения |
Коли- чество |
||
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Единица измерения характеристики |
||||||
3 |
Вилка-фиксатор для вырезки материала |
32.50.13.190 |
Описание |
Позволяет производить вырезку из ткани гистологического материала образцов строго определенной толщины |
Отсутствует в КТРУ |
штука |
1 |
|
Материал |
нержавеющая сталь |
|||||||
Вилка-фиксатор состоит |
ручки и головки с двумя рядами зубцов по 4 зубца в каждом |
|||||||
Толщина образца ткани определена расстоянием между рядами зубцов |
Соответствие |
|||||||
Расстояние между рядами зубцов фиксированное |
Равно не более 1,5 ( |
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе, аукционная документация разрабатывается и утверждается Заказчиком, самостоятельно исходя из своей потребности в товарах, работах или услугах. Законодательством не предусмотрены ограничения по включения в документацию об электронном аукционе как требований к товару, которые являются значимыми для Заказчика, а также требований к Заказчику обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. При этом Заказчик не имеет возможность установить требования к характеристикам товара, которые бы удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.
Все товары в аукционной документации имеют технологическую и функциональную взаимосвязь и служат целям закупки - объектом закупки являются инструменты режущие и ударные с острой (режущей) кромкой в соответствии с кодом из Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) и наименованием вида медицинского изделия установлено ограничение согласно Постановления Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изменениями и дополнениями).
Таким образом, документация составлена в полном соответствии с требованиями, установленными Законом о контрактной системе и не содержит требований, ограничивающих конкуренцию.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из смысла ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Закупка Вилки-фиксатора направлена на своевременное и качественное выполнение задач и целей Заказчика.
Дополнительно, Комиссия отмечает, что при формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, работы, услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 28.12.2010 N11017/10 по делу А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно Обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г. (далее - Обзор) в силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Более того, согласно пункту 1 Обзора по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Заявитель на заседании комиссии не представил достаточных доказательств того, что он не имел возможности закупить и поставить необходимый Заказчику товар.
Поскольку Заявитель не представил доказательств того, что требования технического задания документации об электронном аукционе нарушают права и законные интересы участников аукциона, а также, отсутствуют сведения о невозможности принять участие в закупке, Комиссия, изучив материалы дела, пришла к выводу, что со стороны Заказчика отсутствуют нарушения положений Закона о контрактной системе, следовательно, довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Креоника" (ИНН: 7813631710) на действия Заказчика - ГБУЗ ЯНАО "Новоуренгойская центральная городская больница" (ИНН: 8904012710) при осуществлении закупки способом электронного аукциона "Поставка медицинских изделий для патологоанатомического отделения", начальная (максимальная) цена контракта - 872 606,33 рублей (извещение N 0190200000321006721), необоснованной.
Председатель Комиссии: < ----- >
Члены Комиссии: < ----- >
< ----- >
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 13 июля 2021 г. N 089/06/33-390/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.07.2021