Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Турэксперт" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Главного управления социальных коммуникаций Московской области (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-ТЕНДЕР" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации и проведению мероприятий с целью развития добровольчества (волонтерства) на территории Московской области (извещение N 0148200003421000024 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившим Конкурсную документацию в противоречие положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено на Официальном сайте - 16.06.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 29 300 000,00 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 08.07.2021.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 27 Правил установлено, что Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки по показателю "Опыт участника закупки по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки" в части установления периода и стоимости оказанных услуг.
В Критериях оценки заявок по показателю "Опыт участника закупки по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки" Заказчиком установлено, в том числе следующее:
"Заказчиком будет оцениваться суммарная цена исполненных контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предметом которых является оказание услуг/выполнение работ по организации и проведению мероприятий социальной направленности для органов государственной власти, муниципальных органов местного управления, государственных или муниципальных учреждений, а также общественных организаций.
В соответствии с настоящим показателем оценивается суммарная цена успешно исполненных контрактов за период с 01 января 2018 г. по дату окончания подачи заявок на участие в настоящем конкурсе (включительно), сопоставимых составом услуг и объемом финансирования, а именно:
- под сопоставимым составом услуг/работ понимается организация и проведение массовых мероприятий (таких как, форумов, семинаров, конференций, социальных акций и аналогичных типов мероприятий) социальной и (или) просветительской (обучающей) направленности в очном или заочном формате для органов государственной власти, муниципальных органов местного управления, государственных или муниципальных учреждений, а также общественных организаций. Сопоставимость определяется не по формальному соответствию предмета контракта, а по сути оказанных услуг/выполненных работ;
- стоимость выполненных работ/оказанных услуг по каждому из предоставленных контрактов должна быть не менее 70 % от начальной (максимальной) цены контракта, установленной в настоящей конкурсной документации;
- все контракты должны состоять в реестре контрактов в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте (http://www.zakupki.gov.ru).
Опыт участника закупки по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема подтверждаются следующими документами:
- копии исполненных контрактов, включая все листы и приложения к ним, копии дополнительных соглашений (в случае если контракт заключен в электронной форме, участнику закупки необходимо представить сведения об электронных подписях);
- копия (копии) акта(ов) сдачи-приемки выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий(ие) успешное исполнение.
Под успешным выполнением работ/оказанием услуг понимается исполнение участником закупки контракта в полном объеме в соответствии с условиями, установленными в контракте.
Подтверждением наличия опыта будет считаться только предоставление этих документов вместе: копия выполненного контракта, содержащая все листы контракта (включая все приложения к нему) + копия акта (актов) о приемке выполненных работ (оказанных услуг).
При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, читабельных копий в полном объеме, на которых видны необходимые подписи и печати. В случае, если представленные документы были подписаны в электронном виде, вместе с ними должны быть представлены сведения о подписании документов электронной подписью (оттиск электронных подписей).
В случае отсутствия в заявке документов, подтверждающих наличие у участника закупки по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера за период с "01" января 2018 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе (включительно), участнику закупки по данному критерию (показателю) присваивается ноль баллов.
Соответствие сопоставимому объему применяется к каждому исполненному участником закупки контракту, а не к совокупности представленных исполненных контрактов".
При этом, Комиссия приходит к выводу, что установление требования о представлении сведений об успешно исполненных контрактов (договоров) за период с 01 января 2018 г. по дату окончания подачи заявок на участие в настоящем конкурсе (включительно), приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки, имеющих исполненные контракты (договоры) ранее указанного срока.
Кроме того, порядок оценки по показателю "Опыт участника закупки по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема" ограничивает возможность участников закупки, получить максимальное количество баллов, поскольку установление в порядке оценки требования о том, что оценке подлежат исполненные контракты (договора) сопоставимого объема, стоимостью выполненных работ/оказанных услуг не менее 70 % от начальной (максимальной) цены контракта, установленной в настоящей Конкурсной документации, не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Также, в критериях оценки установлено, что сопоставимость определяется не по формальному соответствию предмета контракта, а по сути оказанных услуг/выполненных работ, при этом, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное положение вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет однозначно установить какие контракты (договоры) будут учитываться Конкурсной комиссией при оценке заявок участников закупки.
Изучив критерии оценки заявок участников закупки, Комиссия приходит к выводу, что установленный порядок оценки не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, поскольку в критериях не установлен предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень информации, подлежащих оценке Конкурсной комиссией и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки, поскольку в критериях оценки ненадлежащим образом раскрыто содержание понятия "массовые мероприятия социальной и (или) просветительской (обучающей) направленности".
Кроме того, Комиссия приходит к выводу, что установление требования о предоставлении исполненных контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, поскольку исключает возможность участников закупки представлять договоры сопоставимого характера, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Таким образом, установленный порядок оценки по показателю "Опыт участника закупки по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема" не позволяет выявить наилучшие условия исполнения контракта, что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Комиссия приходит к выводу о нарушении действиями Заказчика пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Турэксперт" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, так как выдано ранее по делу от 12.07.2021 N 50/06/26354эп/21.
4. Материалы дела от 14.07.2021 N 50/06/26744эп/21 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 14 июля 2021 г. N 50/06/26744эп/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2021