Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечение государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Т.А. Омаев, руководитель Чукотского УФАС России;
Члены Комиссии: И.А. Райпаун, ведущий специалист-эксперт Чукотского УФАС России; А.В. Салмина, ведущий специалист-эксперт Чукотского УФАС России, в отсутствии представителей Заказчика - Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования Чукотский муниципальный район "Айсберг", в отсутствии представителей Заявителя - Общество с ограниченной ответственностью "НовТехСтрой", рассмотрев жалобу Общество с ограниченной ответственностью "НовТехСтрой" (далее - ООО "НовТехСтрой", Заявитель) на аукционную документацию Заказчика: Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования Чукотский муниципальный район "Айсберг" (далее - МУП "Айсберг", Заказчик), при проведении электронного аукциона, "Реконструкция резервуаров чистой воды в с. Лаврентия Чукотского АО.", извещение N 0588600002521000007 (далее - Аукцион), руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента (утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу 06.07.2021 года поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика по осуществлению закупок. Из которой следует, Заказчиком - Муниципальным унитарным предприятием муниципального образования Чукотский муниципальный район "Айсберг" 29.06.2021 г. было размещено извещение N 0588600002521000007 о проведении Электронного аукциона на право заключения контракта на Реконструкцию резервуаров чистой воды в с. Лаврентия Чукотского АО.
Как следует из содержания жалобы, при изучении Документации об электронном аукционе ООО "НовТехСтрой" обнаружило несоответствие требований Заказчика нормам Закон о контрактной системе, а именно:
1) В соответствии с ч. 3.1 статьи 66 Закон о контрактной системе, Первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Заказчик по мнению Заявителя в нарушение данной вышеуказанной нормы затребовал от участников (п. 35 Сведений о проводимом электронном аукционе):
"Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе".
В связи с тем, что аукцион объявлен на реконструкцию резервуаров чистой воды в с. Лаврентия Чукотского АО, в составе аукционной документации имеется проектная документация, в соответствии с которой выполняются работы, участник должен предоставить только согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Заказчик в пункте 35 Сведений о проводимом электронном аукционе аукционной документации указывает иные требования, что является как полагает заявитель прямым нарушением Закона о контрактной системе.
2) В п. 11 Сведений о проводимом электронном аукционе, Заказчик указывает сроки выполнения работ:
"1 этап:
- начало выполнения работ: дата заключения муниципального контракта;
- окончание выполнения работ: 01 декабря 2021 года.
2 этап:
- начало выполнения работ: 01 января 2022 года;
- окончание выполнения работ и передачи объектов: 01 сентября 2022 года"
Однако, в п. 3.1 проекта контракта, Заказчик указывает иные сроки:
"3.1. Подрядчик обязуется выполнить работы (этапа Работы) и передать Объекты в следующие сроки:
1 этап:
- начало выполнения работ: дата заключения муниципального контракта;
- окончание выполнения работ: 31 декабря 2021 года.
2 этап:
- начало выполнения работ: 01 января 2022 года;
- окончание выполнения работ и передачи объектов: 01 сентября 2022 года".
Заявитель при принятии решения о подаче Заявки не может определиться в какие сроки нужно будет выполнять работы.
3) Предмет контракта звучит как Выполнение работ "Реконструкция резервуаров чистой воды в с. Лаврентия Чукотского АО".
Начальная максимальная цена контракта 27 194 902,00 (двадцать семь миллионов сто девяносто четыре тысячи девятьсот два) рублей 00 копеек.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов).
Однако, в п. 36 Сведений о проводимом электронном аукционе, заказчик не предъявляет к участникам требования об обязательном наличии членства в саморегулируемой организации, чем по мнению Заявителя грубо нарушает действующее законодательство.
Жалоба была подана в Чукотское УФАС России в срок, установленный частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи, с чем была принята к рассмотрению, по существу.
В адреса Заявителя, Заказчика было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено представить в адрес Чукотского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
По существу, жалобы от ООО "НовТехСтрой", Заказчик представил свои возражения следующего содержания:
в п. 35 Документации об аукционе, допущения Заказчиком техническая ошибки при размещении документации об аукционе, указаны требования ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, вместо требований ч. 3.1 ст. 66 Закона о контрактной системе, на что Заявитель указывает как на действия со стороны Заказчика, нарушающие права и законные интересы Заявителя.
При этом Заявителем не приведено никаких подтверждающих доводов о нарушении его прав и законных интересов.
В п. 35 Документации об аукционе Заказчиком указаны требования:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Пункт 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе указывает, что первая часть заявки должна содержать конкретные показатели товара только в случаях, если осуществляется закупка товара (то есть речь идет о поставке товара) или объектом закупки является выполнение работ/оказание услуг с условием о поставке заказчику товара при их выполнении/оказании.
Заказчик пояснил, что в Документации об аукционе, техническом задании и разработанной проектной документации, размещенных Заказчиком, речь идет именно об использовании материалов (товаров) в составе результата работ, что, несмотря на допущенную техническую ошибку, без двусмысленности становится понятным при прочтении вышеперечисленной документации.
Если материалы не передаются заказчику отдельно, а только используются в составе результата работ, участнику, руководствуясь положениями пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, в первой части заявки достаточно дать согласие на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией с применением программно-аппаратных средств электронной площадки.
Таким образом, как полагает Заказчик, требование к составу первой части заявки на участие в электронном аукционе предполагало именно само согласие участников аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией с применением программно-аппаратных средств электронной площадки. Кроме того, частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В случае использования Заявителем права на направление запроса о даче разъяснений, вопрос мог быть разъяснен Заказчиком при неизменности сути документации аукциона, согласно ч. 5 ст. 65 Закона о закупках.
Относительно довода Заявителя о несовпадении сроков проведения работ, указанных в сведениях о проводимом аукционе и проекте муниципального контракта, Заказчик поясняет, что данная не состыковка, также явилась следствием технической ошибки Заказчика при размещении Документации об аукционе. И добавил, что у Заказчика отсутствовал умысел на введение в заблуждение предполагаемых участников электронного аукциона, ущемления или нарушения их прав.
Приводя в жалобе данный довод, Заявитель также не предоставляет никаких доказательств о том, что его права и законные интересы могли быть нарушены Заказчиком.
Заказчик указывает на тот факт, что Заявитель не подавал заявки на участие в электронном аукционе.
Довод Заявителя о нарушении Заказчиком норм ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ МУП "Айсберг" считает несостоятельным по следующим обстоятельствам:
- действующим законодательством - ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ определено что "работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов).
- подпунктом 1 пункта 28 Документации об аукционе, находящейся в свободном к просмотру доступе, определены единые обязательные требования к участникам закупки: соответствие участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Так как предмет электронного аукциона (объект закупки) - выполнение работ по реконструкции резервуаров чистой воды в с. Лаврентия Чукотского АО, а в соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ такие работы подразумевают под собой наличие членства в СРО у потенциального исполнителя работ, указание на соответствие участников закупки требованиям действующего законодательства Российской Федерации для выполнения работ, являющихся
объектом закупки, включает в себя необходимость наличия у участников закупки членства в СРО.
Так же, Заказчик просит обратить внимание на то, что за время проведения электронного аукциона N 0588600002521000007 на участие в нем была подана единственная заявка от одного участника, при этом в адрес Заказчика не поступило ни одного запроса о разъяснении положений документации об аукционе.
Комиссия, взяв во внимание пояснения заказчика приходит к следующим выводам:
По первому доводу Жалобы комиссия считает, указание Заказчиком в п. 35 Документации об аукционе требования:
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе, может привести к излишним действиям потенциального участника закупки по описанию конкретных показателей расходного товара и неоднозначному подходу членами аукционной комиссии заказчика при рассмотрении поданных заявок.
По второму доводу Заявителя, опечатки, допущенные в документации в части установлении сроков выполнения работ, носят существенный характер и не могут быть понятыми участниками аукциона по смыслу в части точных дат выполнения работ.
По третьему доводу установление требования в документации наличия у участника закупки СРО обязательно, так как не указание требования наличия СРО ограничивает членов аукционной комиссии в принятие решения по отклонению участника без членства в саморегулируемой организации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 г. N 727/14, комиссия Чукотского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "НовТехСтрой" на действия Заказчика: Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования Чукотский муниципальный район "Айсберг", при проведении электронного аукциона "Реконструкция резервуаров чистой воды в с. Лаврентия Чукотского АО.", извещение N 0588600002521000007, обоснованной.
2. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии _________________________ Т.А. Омаев
Члены Комиссии _________________________ И.А. Райпаун
_________________________ А.В. Салмина
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу от 14 июля 2021 г. N 087/06/106-122/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2021