Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечение государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Т.А. Омаев, руководитель Чукотского УФАС России;
Члены Комиссии: И.А. Райпаун, ведущий специалист-эксперт Чукотского УФАС России; А.В. Салмина, ведущий специалист-эксперт Чукотского УФАС России,
в отсутствии представителей Заказчика - Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования Чукотский муниципальный район "Айсберг".,
в отсутствии представителей Заявителя Общество с ограниченной ответственностью "Норма",
рассмотрев жалобу Общество с ограниченной ответственностью "Норма" (далее - ООО "Норма", Заявитель) на аукционную документацию Заказчика: Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования Чукотский муниципальный район "Айсберг" (далее - МУП "Айсберг", Заказчик), при проведении электронного аукциона, "Реконструкция резервуаров чистой воды в с. Лаврентия Чукотского АО.", извещение N 0588600002521000007 (далее - Аукцион), руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента (утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу 07.07.2021 года поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика по осуществлению закупок.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями: 29.06.2021 г. в Единой информационной системе (далее по тексту - ЕИС) Заказчик опубликовал электронный аукцион (далее по тексту - аукцион) на замену оконных блоков N 0588600002521000007 на сумму 27 194 902,00 руб. Заявитель, изучив документацию о проведении электронного аукциона (далее по тексту - документация), пришел к следующим выводу, что Заказчиком нарушаются положения ст. 64 Закона о контрактной системе в части предъявления излишних требований к составу заявки:
В пункте 35 Информационной карты установлено:
Требования к содержанию и составу первой части заявки на участие в электронном аукционе, подаваемой участником закупки |
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: 1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки); 2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг: а) наименование страны происхождения товара; б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе. |
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным Заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкции по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого Заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг должна содержать наименование страны происхождения товара; конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Письмом ФАС от 25.06.2020 N ИА/53616/20 по вопросу установления требований к составу заявки установлено, Заказчик не вправе требовать от участников закупки представить в первых частях заявок конкретные показатели товара, используемого при выполнении работ (оказании услуг). Когда речь идет о таких товарах, от участника нужно только согласие на выполнение работ (оказание услуг).
Учитывая, что техническим заданием документации об Аукционе установлены требования к используемым товарам при оказании услуг реконструкции резервуаров чистой воды, Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении конкретных показателей в ставе заявки на участие в Аукционе. При этом поставка товара при выполнении работ не осуществляется, товар(материал), указанный в документации только используется при выполнении работ, указанные товары не могут считаться поставляемыми при выполнении закупаемых работ, поскольку не предполагают осуществления приемки или постановки на баланс заказчика.
Требование Федерального закона N 44-ФЗ о предоставлении в составе первой части заявки на участие в аукционе конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, утратило силу 01.01.2020 г.
Требования к составу первой части заявки противоречат установленным требованиям, что влечет за собой ограничение участников, а также возможные отклонения заявок участников за не предоставление конкретных показателей по товарам. Таким образом, аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащих требований к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Жалоба была подана в Чукотское УФАС России в срок, установленный частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи, с чем была принята к рассмотрению, по существу.
В адреса Заявителя, Заказчика было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено представить в адрес Чукотского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
По существу, жалобы ООО "Норма", Заказчик представил свои возражения.
Из представленных пояснений Заказчика следует:
В п. 35 Документации об аукционе, вследствие допущения Заказчиком технической ошибки при размещении документации об аукционе, указаны требования ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, вместо требований ч. 3.1 ст. 66 Закона о контрактной системе, на что Заявитель указывает как на действия со стороны Заказчика, нарушающие права и законные интересы Заявителя, как участника электронного аукциона. Так же, в п. 35 Документации об аукционе Заказчиком указаны требования:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Пункт 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе указывает, что первая часть заявки должна содержать конкретные показатели товара только в случаях, если осуществляется закупка товара (то есть речь идет о поставке товара) или объектом закупки является выполнение работ/оказание услуг с условием о поставке заказчику товара при их выполнении/оказании.
Как поясняет Заказчик - В документации об аукционе, техническом задании и разработанной проектной документации, размещенных им, речь идет именно об использовании материалов (товаров) в составе результата работ, что, несмотря на допущенную техническую ошибку, без двусмысленности становится понятным при прочтении вышеперечисленной документации.
Если материалы не передаются заказчику отдельно, а только используются в составе результата работ, участнику, руководствуясь положениями пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, в первой части заявки достаточно дать согласие на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией с применением программно-аппаратных средств электронной площадки.
Таким образом, требование Заказчика к составу первой части заявок на участие в электронном аукционе "предполагало" именно само согласие участников аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией с применением программно-аппаратных средств электронной площадки. Кроме того, частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В случае использования Заявителем права на направление запроса о даче разъяснений, вопрос мог быть разъяснен Заказчиком при неизменности сути документации аукциона, согласно ч. 5 ст. 65 Закона о закупках.
Заказчик также не находит в жалобе Заявителя доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации закупки требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом необоснованно повлекли за собой ограничение количества участников либо нарушили права и законные интересы кого-то из участников.
За время проведения электронного аукциона N 0588600002521000007 на участие в нем была подана единственная заявка от одного участника, при этом в адрес Заказчика не поступило ни одного запроса о разъяснении положений документации об аукционе.
Комиссия Чукотского УФАС России, проанализировав в совокупности доводы Заявителя, возражения Заказчика изучив положения документации Закупки, выявила нарушения Закона о контрактной системе. Комиссия, взяв во внимание пояснения заказчика приходит к следующим выводам:
По доводу Жалобы комиссия считает, указание Заказчиком в п. 35 Документации об аукционе требования:
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе, может привести к излишним действиям потенциального участника закупки по описанию конкретных показателей расходного товара и неоднозначному подходу членами аукционной комиссии заказчика при рассмотрении поданных заявок.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Чукотского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Норма" на действия Заказчика - Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования Чукотского муниципального района "Айсберг" при проведении электронного аукциона на выполнение работ "Реконструкция резервуаров чистой воды в с. Лаврентия Чукотского АО", извещение 0588600002521000007 признать обоснованной.
2. Признать Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования Чукотский муниципальный район "Айсберг" нарушившим Закон о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии _________________________ Т.А. Омаев
Члены Комиссии _________________________ И.А. Райпаун
_________________________ А.В. Салмина
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу от 14 июля 2021 г. N 087/06/106-121/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2021