Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России И.Р.Хасанов,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д.Аблаева,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.А.Кочетова,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ГБУЗ РК "КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ДИСПАНСЕР ИМЕНИ В.М. ЕФЕТОВА" (далее - Заказчик) - Дубинина О.В. (по доверенности),
- ЗАО "Квант" (далее - Заявитель) - Русанов В.С., Подкорытова О.В. (по доверенности),
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Временное хранение с последующей утилизацией радионуклидного источника кобальт 60, демонтаж технически и морально устаревшего аппарата дистанционной гамма терапии Тератрон Элит 80, а так же полное освобождение помещений от нерадиационных частей медицинско" (извещение N0175200000421000419) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласилась с доводами Заявителя и сообщила, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Заявителя Комиссией установлено следующее.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной систем заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 раздела II.III. Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника аукциона следующим требованиям:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, являющихся объектом закупки: требуется: копия действующей лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на право проведения экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии, с условиями действия лицензии, являющимися ее неотъемлемой частью. Объект, на котором, в отношении которого осуществляется деятельность: радиационные источники, радиоактивные вещества.
Согласно доводу жалобы, установление в документации требования к наличию у исполнителя (соисполнителя) собственной актуальной лицензии на право проведения экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии влечет необоснованное ограничение участников закупки.
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что на основании Положения о порядке проведения экспертизы, утвержденного приказом Ростехнадзора от 21.04.2014 N 160, экспертиза безопасности предусмотрена только в целях выдачи лицензий на все виды деятельности в области использования атомной энергии.
В соответствии с абзацем 4 статьи 26 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (далее - Закон об использовании атомной энергии) в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат виды деятельности в области использования атомной энергии - размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, закрытие пунктов захоронения радиоактивных отходов, обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче урановых руд, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ, обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении, использование ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, конструирование и изготовление оборудования для ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, проведение экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной.
Согласно абзацу 10 Закона об использовании атомной энергии при принятии решения о выдаче разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии или об изменении условий действия разрешения (лицензии) проводится экспертиза безопасности (экспертиза обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии.
Согласно абзацу 11 Закона об использовании атомной энергии предметом экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии является анализ соответствия документов, представленных заявителем для получения лицензии и обосновывающих безопасность объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии, и (или) фактического состояния объекта использования атомной энергии законодательству Российской Федерации, нормам и правилам в области использования атомной энергии, современному уровню развития науки, техники и производства.
Приказом Ростехнадзора от 21.04.2014 N 160 утверждено Положение о порядке проведения экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии.
Положение устанавливает порядок проведения экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии, проводимой в ходе лицензирования видов деятельности в области использования атомной энергии (далее - экспертиза).
Согласно пункту 3 Приказа Ростехнадзора N160 экспертиза проводится с целью оценки соответствия представленного соискателем лицензии или лицензиатом (далее - заявитель) обоснования безопасности объекта использования атомной энергии и сведений о его фактическом состоянии и (или) обоснования безопасности вида деятельности в области использования атомной энергии законодательству Российской Федерации, нормам и правилам в области использования атомной энергии, современному уровню развития науки, техники и производства.
Согласно Техническому заданию Исполнитель выполняет работы по разрядке, демонтажу и утилизации гамма - терапевтического аппарата Theratron.
Исходя из нормативно-правовых актов, регулирующих лицензирование в области использования атомной энергии, такой вид лицензии как "лицензия на право проведения экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии" при выполнении работ по разрядке, демонтажу и утилизации соответствующего оборудования не предусмотрен.
Исходя из положений Закона об использовании атомной энергии, Приказа Ростехнадзора N160, проведение экспертизы безопасности предусмотрено при принятии решения о выдаче лицензии на право ведения работ в области использования атомной энергии.
На основании изложенного, Заказчиком неправомерно установлено требование к участнику (соисполнителю) о наличии лицензии на право проведения экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности), что содержит нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе. Довод Заявителя признается обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пунктам 4, 8 ПриложенияN4 установлено следующее:
- доставка специализированного транспортного перезарядного контейнера до объекта Заказчика типа F-147 в соответствии с технической документацией на ГТА "Theratron" или аналогичного контейнера, имеющего действующий сертификат-разрешение и валидированного производителем ГТА "Theratron" компанией Best Theratronics Ltd. для использования с этим аппаратом;
- транспортирование с территории Заказчика и передача отработанного закрытого ИИИ Со-60 тип C-146 в специализированном транспортном перезарядном контейнере типа F-147 в соответствии с технической документацией на ГТА "Theratron" или в аналогичном контейнере. Контейнер должен быть валидирован производителем ГТА "Theratron" компанией Best Theratronics Ltd. для использования с этим аппаратом и должен иметь действующий сертификат-разрешение.
В жалобе Заявитель указывает, что действующим законодательством Российской Федерации требования к валидации контейнера не установлены, условие о валидации является ограничением конкуренции.
Согласно возражениям Заказчика: "Требование к использованию транспортного перезарядного контейнера F-147 или аналогичного контейнера, валидированного изготовителем аппарата, обусловлено необходимостью обеспечения радиационной безопасности при проведении сложных радиационно-опасных работ и является безусловным приоритететом. Поэтому использования для разрядки аппарата Theratron и его последующего транспортирования к месту хранения и последующего захоронения контейнера, не предназначенного для данного аппарата Theratron и не совместимого с ним, может привести к радиационной аварии.
_Заказчик в целях соблюдения требований законодательства о защите конкуренции не устанавливал требование об использовании только указанной марки контейнера, а указал на возможность использования аналогичного контейнера при условии валидации его производителем, подтверждения от разработчика контейнера о его совместимости с аппаратами типа "Theratron" и возможность загрузки в него источника типа C-146".
Заказчиком в ходе заседания также представлено письмо Ростехнадзора от 24.06.2021 N06-05-04/952 о результатах рассмотрения обращения ЗАО "КВАНТ", в котором указано, что применение для перезарядки и транспортировки закрытых радионуклидных источников типа С-146 транспортного контейнера, отличного от указанного производителем радиационного источника, в частности УКTIB (U)-96-14-М, допускается, если это разрешено (обоснованно) проектной и (или) технической (эксплуатационной) документацией на радиационный источник и на него имеется соответствующий сертификат-разрешение, предусмотренный главой IV федеральных норм и правил "Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов".
Из анализа частей 1 и 9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
При этом Заявителем на заседание не представлено сведений о наличии отличного от производителя типа транспортного контейнера, разрешенного проектной и (или) технической (эксплуатационной) документацией на радиационный источник, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации, позволяющего осуществить транспортировку отработавших закрытых источников ионизирующего излучения, обеспечивающего радиационную безопасность населения. Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что довод жалобы Заявителя является необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
4. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Р.Хасанов
Члены Комиссии: Т.Д.Аблаева
Т.А.Кочетова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 22 июля 2021 г. N 082/06/106-1256/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2021