Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России И.Р.Хасанов,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д.Аблаева,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.А.Кочетова,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ФГБУ "ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЦЕНТР СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ СБОРНЫХ КОМАНД РОССИИ "КРЫМСКИЙ" (далее - Заказчик) - Колесников Н.А., Сиденко А.С. (по доверенности),
- ООО "ДЖУЛИ" (далее - Заявитель) - на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Работы по текущему ремонту объектов недвижимого имущества, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Алушта, п. Чайка, ул. Багрова, д. 3, закрепленных на праве оперативного управления за Учреждением" (извещение N0318100071821000061) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Заявителя Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3. Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям
оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно пункта 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В соответствии с разделом V. Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости и порядок оценки" установлены следующие критерии оценки, величины значимости этих критериев, порядок оценки и сопоставления заявок:
"Нестоимостные критерии оценки заявок
Критерий 2: Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - "квалификация участника закупки")
Значимость критерия: 40%
Коэффициент значимости критерия оценки: 0,4 (КЗК)
Максимальная оценка в баллах по критерию "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" - 100 балов
Максимальный рейтинг по критерию - 40 баллов.
Оценка заявок (предложений) по не стоимостным критериям оценки производится в соответствии с Правилами.
1-й показатель: общая стоимость исполненных контрактов (договоров) сопоставимого характера и объема
Значимость - 35 %
Коэффициент значимости показателя: 0,35
Максимальный рейтинг по показателю - 35 баллов.
В рамках показателя оценивается выраженная в российских рублях общая стоимость исполненных контрактов (договоров) у Участника закупки предусматривающих выполнение работ по ремонту объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) за период с 01.01.2018 до даты подачи заявки на участие в конкурсе, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" . Сведения о таких контрактах (договорах) должны содержаться в реестре контрактов, предусмотренном Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и/или в реестре договоров, предусмотренном Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Сопоставимым объемом считается стоимость работ (цена контракта/договора) по каждому контракту/договору которая должна составлять не менее 50 % от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка. Соответствие сопоставимому объему применяется к каждому исполненному участником закупки контракту/договору, а не к совокупности представленных исполненных контрактов/договоров.
Контракты (договоры) должны быть исполнены в соответствии с условиями, установленными в контракте (договоре), данные контракты (договоры) не должны быть расторгнуты в одностороннем порядке, по инициативе Заказчика, в связи с их ненадлежащим исполнением. Контракты (договоры), по которым участник выступает в качестве субподрядчика, не учитываются, вне зависимости, указано ли это в контракте (договоре) прямо, посредством упоминания участника как субподрядчика, или вытекает из его содержания. Оценке не подлежат контракты, выполнение работ по которым не завершено (являются незавершенными).
Контракты (договоры), не удовлетворяющие указанным параметрам, не будут учитываться при начислении баллов при оценке заявок.
Участник в своей заявке указывает реестровые номера контрактов (договоров) или номер извещения о проведении закупки, а так же исполнение соответствующего контракта (договора) подтверждается следующими документами (комплект документов):
- копия исполненного контракта (договора) со всеми неотъемлемыми приложениями. В случае, если в контракт (договор) вносились изменения (дополнения) необходимо представить копии дополнительных соглашений, в которых отражены эти изменения (дополнения), а также соглашения о расторжении (при наличии);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора).
Не предоставление документов, по показателю не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, но является основанием для оценки по наименьшему значению показателя - 0 баллов.
2-й показатель: общее количество исполненных контрактов (договоров) сопоставимого характера и объема
Значимость - 30%
Коэффициент значимости показателя: 0,3
Максимальный рейтинг по показателю - 30 баллов.
В рамках показателя оценивается общее количество исполненных контрактов (договоров) у Участника закупки предусматривающих выполнение работ по ремонту объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) за период с 01.01.2018 до даты подачи заявки на участие в конкурсе, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Сведения о таких контрактах (договорах) должны содержаться в реестре контрактов, предусмотренном Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и/или в реестре договоров, предусмотренном Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Сопоставимым объемом считается стоимость работ (цена контракта/договора) по каждому контракту/договору которая должна составлять не менее 50 % от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка. Соответствие сопоставимому объему применяется к каждому исполненному участником закупки контракту/договору, а не к совокупности представленных исполненных контрактов/договоров.
Контракты (договоры) должны быть исполнены в соответствии с условиями, установленными в контракте (договоре), данные контракты (договоры) не должны быть расторгнуты в одностороннем порядке, по инициативе Заказчика, в связи с их ненадлежащим исполнением. Контракты (договоры), по которым участник выступает в качестве субподрядчика, не учитываются, вне зависимости, указано ли это в контракте (договоре) прямо, посредством упоминания участника как субподрядчика, или вытекает из его содержания. Оценке не подлежат контракты, выполнение работ по которым не завершено (являются незавершенными).
Контракты (договоры), не удовлетворяющие указанным параметрам, не будут учитываться при начислении баллов при оценке заявок.
Участник в своей заявке указывает реестровые номера контрактов (договоров) или номер извещения о проведении закупки, а так же исполнение соответствующего контракта (договора) подтверждается следующими документами (комплект документов):
- копия исполненного контракта (договора) со всеми неотъемлемыми приложениями. В случае, если в контракт (договор) вносились изменения (дополнения) необходимо представить копии дополнительных соглашений, в которых отражены эти изменения (дополнения), а также соглашения о расторжении (при наличии);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора).
Не предоставление документов, по показателю не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, но является основанием для оценки по наименьшему значению показателя - 0 баллов.
- 3-й показатель: наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)
Значимость - 35%
Коэффициент значимости показателя: 0,35
Максимальный рейтинг по показателю - 35 баллов.
В рамках показателя оценивается выраженная в российских рублях наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) у Участника закупки предусматривающих выполнение работ по ремонту объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) за период с 01.01.2018 до даты подачи заявки на участие в конкурсе, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Сведения о таких контрактах (договорах) должны содержаться в реестре контрактов, предусмотренном Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и/или в реестре договоров, предусмотренном Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Контракты (договоры) должны быть исполнены в соответствии с условиями, установленными в контракте (договоре), данные контракты (договоры) не должны быть расторгнуты в одностороннем порядке, по инициативе Заказчика, в связи с их ненадлежащим исполнением. Контракты (договоры), по которым участник выступает в качестве субподрядчика, не учитываются, вне зависимости, указано ли это в контракте (договоре) прямо, посредством упоминания участника как субподрядчика, или вытекает из его содержания. Оценке не подлежат контракты, выполнение работ по которым не завершено (являются незавершенными).
Контракты (договоры), не удовлетворяющие указанным параметрам, не будут учитываться при начислении баллов при оценке заявок.
Участник в своей заявке указывает реестровый номер контракта (договора) или номер извещения о проведении закупки, а так же исполнение соответствующего контракта (договора) подтверждается следующими документами (комплект документов):
- копия исполненного контракта (договора) со всеми неотъемлемыми приложениями. В случае, если в контракт (договор) вносились изменения (дополнения) необходимо представить копии дополнительных соглашений, в которых отражены эти изменения (дополнения), а также соглашения о расторжении (при наличии);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора).
Не предоставление документов, по показателю не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, но является основанием для оценки по наименьшему значению показателя - 0 баллов".
Комиссия, изучив документацию о закупке, доводы жалобы, возражения Заказчика, приходит к выводу, что возможность предоставления по показателям нестоимостного критерия оценки "Квалификация участника закупки" копий контрактов (договоров), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ для государственных или муниципальных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют.
Вследствие подобного необоснованного ограничения, установленного Заказчиком по указанным показателям квалификация участника Закупки успешно выполнившего работы по аналогичным предмету Закупки контрактам не для государственных или муниципальных нужд будет необоснованно оценена конкурсной комиссией в 0 баллов, что не соответствует целям и принципам обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок, поскольку указанный критерий не позволяет выявить участника, предлагающего лучшие условия исполнения контракта.
Вместе с тем, исполнение государственных и/или муниципальных контрактов не свидетельствует о большем профессионализме участника закупки. Осуществление работ в рамках гражданско-правового договора, исполнение которого не направлено на обеспечение государственных или муниципальных нужд и/или информация о котором не опубликована в государственных федеральных электронных ресурсах не является основанием для создания неравных условий для участников закупки. Опыт исполнения государственных и муниципальных контрактов является юридически равнозначным опыту исполнения иных гражданско-правовых договоров, а опубликование сведений о контракте (договоре) в федеральных электронных ресурсах не свидетельствует о более высоком опыте участника закупки.
Данный вывод подтверждается судебной практикой (Определение Верховного Суда РФ от 14.08.2018 N 308-КГ18-11230 по делу N А32-42845/2017, Определением Верховного Суда по делу N А59-3392/2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 09.09.2019 N Ф06-51393/2019 по делу N А65-23449/2018).
Также следует отметить, что контракты, заключенные в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, но с учетом особенностей статьи 111 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 27.11.2017 N 1428 "Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства" не публикуются в реестре контрактов в открытом доступе.
Довод жалобы признается Комиссией обоснованным. В действиях Заказчика выявлено нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
По доводам относительно установления требования о подтверждении опыта исключительно за трехлетний период до окончания подачи заявок и требования о наличии опыта исполнения контрактов (договоров) с НМЦК не менее 50% настоящей закупки, Комиссия отмечает следующее.
Нормами Правил и Закона о контрактной системе не определено содержание показателей нестоимостных критериев. Таким образом, Заказчик имеет право самостоятельно устанавливать порядок оценки заявок по критерию "Квалификация участника закупки", в том числе, в части определения показателей оценки и их содержания с учетом действующего законодательства о контрактной системе для обеспечения выявления лучших условий исполнения контракта.
Представитель Заказчика в ходе заседания пояснил, что требование о предельном сроке установлено Заказчиком исходя из потребностей и понимания сопоставимости и актуальности опыта выполнения конкретных работ. Увеличение срока Заказчик посчитал нерациональным в силу нестабильности современного финансового рынка, курса валют и постоянного прогресса технологий применяемых в отношении данного вида работ.
Комиссия отмечает, что использованные Заказчиком показатели и порядок оценки не противоречат требованиям Правил, не препятствуют участию в конкурсе, не предрешают исхода закупки, не являются основанием для отклонения заявки участника а направлены, прежде всего, согласно пояснениям Заказчика, на определения победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при выполнении работ по объекту закупки. Установление Заказчиком критериев оценки не является обязательным условием для участия в проведении процедуры закупки, , а выступает лишь критерием оценки участника, в то время как к участию в закупке могло быть допущено любое лицо независимо от наличия документов, подтверждающий конкретный критерий.
Из анализа частей 1 и 9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
При этом Заявитель на заседание Комиссии не явился, не представил в составе своей жалобы доказательств, подтверждающих обоснованность указанного довода жалобы, а также сведений или документов, подтверждающих нарушение его прав и законных интересов действиями Заказчика.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что указанный довод жалобы Заявителя является необоснованным.
Ввиду того, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения Победителя, Комиссией принято решение предписание об устранении нарушений требований Закона о контрактной системе не выдавать.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Р.Хасанов
Члены Комиссии: Т.Д.Аблаева
Т.А.Кочетова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 22 июля 2021 г. N 082/06/106-1259/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2021