Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крымского УФАС России Р.С.Айвазян,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д.Аблаева,
специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.А.Кочетова;
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- Государственное учреждение - отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым (далее - Заказчик) - представитель по доверенности,
рассмотрев посредством видеоконференц-связи документы и материалы, предоставленные УФК по Краснодарскому краю по процедуре заключения государственного контракта от 03.12.2018 N137 на приобретение здания (помещения) для государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (ИКЗ 181770680826591020100100650016810412) (далее - Закупка),
УСТАНОВИЛА:
В ходе внеплановой проверки, проведенной на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, на основании документов и пояснений, предоставленных Заказчиком, Комиссией установлено следующее.
03.12.2018 между Заказчиком и ООО "Офис в Центральном районе" заключен контракт N137 на приобретение здания (помещения) для государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонного), находящегося по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, ул. Маршала Еременко, дом 3а, на общую сумму 95 004 205,40 рублей (ИКЗ 181770680826591020100100650016810412).
УФК по Краснодарскому краю установлено, что в нарушение требований статьи 34 Закона о контрактной системе пункт 7.1 Контракта N 137 от 03.12.2018 содержит условие о возможности, а не обязательности взыскания с поставщика (Продавца) неустойки.
Согласно позиции Заказчика законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг обязывает Заказчика включать в проекты государственных контрактов именно условие об ответственности контрагентов, формулировку о том, что стороны в обязательном порядке несут ответственность за то или иное нарушение условий заключенного государственного контракта статья 34 Закона о контрактной системе не содержит. ОПФР по Республике Крым в проект государственного контракта включены условия об ответственности сторон исходя из требований статьи 34 Закона о контрактной системе, действовавшей на дату размещения извещения о закупке, и требований постановления Правительства Российской Федерации N 1042 от 30.008.2017.
В соответствии с частью 6 статьи 34 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент проведения закупки и заключения контракта) в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В проекте государственного контракта и контракте условие о возмещении ущерба и взыскании неустоек сформулировано следующим образом:
7.1. Сторона несет ответственность за убытки, причиненные другой Стороне неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по настоящему Контракту. Возмещению подлежит прямой действительный ущерб, упущенная выгода не возмещается. Ущерб возмещается в полной сумме сверх неустойки. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по Контракту с Продавца/Покупателя может быть взыскана Продавцом/Покупателем неустойка.
Таким образом, при формировании проекта контракта Заказчиком условие о возмещении ущерба и взыскании неустоек установлено не в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, так как последний содержит императивную норму о направлении поставщику (подрядчику, исполнителю) требования об уплате неустоек (штрафов, пеней), а не диспозитивную, как полагает Заказчик.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по данному правонарушению истек.
Также согласно данным Единой информационной системы, информация об исполнении контракта опубликована Заказчиком в нарушение законодательно установленных сроков: акт приема-передачи на объект недвижимости направлен в территориальный орган Федерального казначейства для размещения в реестре контрактов ЕИС позже регламентированного срока на 7 календарных дней.
В силу части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включаются, в том числе, следующие документы и информация: информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта), о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта, заключение по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций); документ о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги; копия заключенного контракта, подписанная усиленной электронной подписью заказчика.
В соответствии с частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Согласно части 6 статьи 103 Закона о контрактной системе порядок ведения реестра контрактов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1084 утверждены Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (далее - Правила), информация о которых подлежит размещению в единой информационной системе в сфере закупок, представления заказчиками информации и документов для включения в реестр контрактов.
Согласно пункту 2 Правил размещению в единой информационной системе в сфере закупок подлежит, в том числе информация об исполнении и оплате контракта.
Согласно пункту 12 Правил в целях ведения реестра контрактов заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство в течение 5 рабочих дней со дня изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, признания судом контракта недействительным, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, наступления гарантийного случая, исполнения (неисполнения) обязательств по предоставленной гарантии качества товаров, работ, услуг - информацию и документы, указанные в подпунктах "з", "к", "л", "н" и "п" пункта 2 настоящих Правил.
При наличии у заказчика документов, подтверждающих в соответствии с условиями контракта возникновение денежного обязательства при частичной поставке товаров, частичном выполнении работ, оказании услуг, или документов, подтверждающих оплату по контракту, заказчик представляет сведения об исполнении по каждому факту возникновения денежного обязательства и его исполнения (о приемке и оплате контракта) в установленном порядке.
Такая информация и документы об исполнении включаются в реестр контрактов не позднее 3 рабочих дней со дня формирования соответствующих документов вне зависимости от того, завершаются или нет при их формировании обязательства сторон по контракту (письмо Минфина России от 06.06.2017 N 09-04-04/35157 "О перечне документов и информации, подлежащей включению в реестр контрактов").
Письмом Минэкономразвития России от 23.01.2017 N Д28и-339 разъяснено, что в случае если в соответствии с условиями заключенного контракта осуществляются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг длящегося характера (например, поставка продуктов, оказание услуг электроснабжения, теплоснабжения, связи), а также в случае ежедневной (еженедельной, ежемесячной или иной периодичности) поставки товаров, если условиями контракта этапы его исполнения не предусмотрены, но приемка и оплата поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) производятся в определенные промежутки времени (например, ежемесячно или ежеквартально), приемка, оплата и экспертиза части оказанных услуг также являются отдельными этапами исполнения контракта.
Из вышеизложенного и исходя из совокупного толкования положений Закона о контрактной системе и принятых в целях его исполнения нормативных актов, а также позиции государственных органов следует, что при наличии документов, свидетельствующих об исполнении и оплате части оказанных услуг по контракту, заказчику необходимо представлять сведения об исполнении контракта по каждому факту оплаты в установленном порядке.
Заказчик предоставил пояснения следующего содержания:
"Акт приема-передачи Объекта от 07.12.2018, утвержденный ОПФР по Республике Крым 11.12.2018 с целью исполнения условий государственного контракта N 137 от 03.12.2018, размещён ОПФР по Республике Крым в Единой информационной системе в сфере закупок 29.12.2018, т.е. с нарушением установленного ч.3 ст. 103 ФЗ-44 от 05.04.2013 срока исходя из следующего.
Согласно п.4.10, государственного контракта N 137 от 03.12.2018, обязательства Продавца считаются исполненными после получения Покупателем выписки из Единого государственного реестра недвижимости на здание, расположенное по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, ул. Маршала Ерёменко, д.3а.
Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым право собственности Российской Федерации на здание, расположенное по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, ул. Маршала Ерёменко, д.3а, зарегистрировано 20.12.2018. Экземпляр Акта приема-передачи Объекта от 07.12.2018 получен ОПФР по Республике Крым в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым 24.12.2018.
ОПФР по Республике Крым исходя из содержания п.4.10, государственного контракта N137 от 03.12.2018 посчитало, что государственный контракт N137 от 03.12.2018 считается исполненным 24.12.2018, т.е. после получения ОПФР по Республике Крым Акта приема-передачи Объекта от 07.12.2018 с отметкой о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на здание в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В связи с истечением срока для привлечения ОПФР по Республике Крым к административной ответственности по ст. 7.30 КоАП РФ за нарушение требований ФЗ-44 от 05.04.2013 по указанному государственному контракту, просим производство по административному материалу прекратить".
Учитывая вышеизложенное, действия Заказчика содержат нарушение части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по данному правонарушению истек.
Также УФК по Краснодарскому краю указано, что в нарушение требований части 11 статьи 21 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей до 01.10.2019) закупка у единственного поставщика, в результате которой был заключен Контракт N 139 от 07.12.2018 на проведение экспертизы приобретаемого нежилого здания, осуществлена без включения информации о ней в план-график закупок Отделения на 2018 год.
По факту указанного нарушения Заказчик пояснил следующее:
"Денежные средства с целью заключения контракта N 139 от 07.12.2018 по п.4 ч.1 ст.93 ФЗ-44 от 05.04.2013 на проведение экспертизы здания, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, ул. Маршала Ерёменко, д. 3а не были включены отделом по осуществлению закупок ОПФР по Республике Крым в план-график закупок товаров, работ, услуг на 2018 год исходя из следующего.
Учитывая дату доведения Пенсионным фондом Российской Федерации 12.12.2018 до ОПФР по Республике Крым денежных средств на проведение экспертизы здания, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, ул. Маршала Ерёменко, д.3а, срок, по истечении которого после внесения денежных средств в план-график закупок товаров, работ, услуг ОПФР по Республике Крым правомочно заключить контракт, а также срок на оказание экспертом услуг по проведению экспертизы указанного здания, на приемку оказанных экспертом услуг, а также окончание финансового года и ограничение работы УФК по Республике Крым по проведению кассовых операций, ОПФР по Республике Крым было принято решение о заключении контракта N 139 от 07.12.2018 не дожидаясь доведения со стороны ПФР соответствующих денежных средств.
Оплата оказанных экспертом услуг была проведена ОПФР по Республике Крым из выделенных ПФР денежных средств на проведение экспертизы здания, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, ул. Маршала Ерёменко, д.3а".
Таким образом, в действиях Заказчика, выразившихся в осуществлении закупки у единственного поставщика, в результате которой был заключен Контракт N 139 от 07.12.2018 на проведение экспертизы приобретаемого нежилого здания, без включения информации о ней в план-график закупок, установлено нарушение требований части 11 статьи 21 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей до 01.10.2019).
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по данному правонарушению истек.
Кроме того, установлено, что Контракт N 137 от 03.12.2018 заключен на условиях, отличных от объявленных в документации электронного аукциона N0275100000318000043, в части порядка оплаты, требований к комплекту документов на здание и земельный участок под зданием, планировки здания.
Заказчик не считает, что в заключенном государственном контракте N137 от
03.12.2018 ОПФР по Республике Крым пункт 1.3. вступает в противоречие с п. 1.3. проекта государственного контракта (часть 5 Документации об электронном аукционе) ввиду следующего:
"Согласно ч.2 ст.83.2 ФЗ-44 от 05.04.2013 в проект контракта, направляемого победителю электронного аукциона заказчиком включается представленная в соответствии с ФЗ-44 от 05.04.2013 информация о товаре и (или) конкретных показателях товара.
В случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному заказчиком в соответствии с ч.2 ст.83.2 ФЗ-44 от 05.04.2013, победитель электронной процедуры размещает на электронной торговой площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры (ч.4 ст.83.2 ФЗ-44 от 05.04.2013).
На проект государственного контракта, победителем электронного аукциона составлен протокол разногласий. У ОПФР по Республике Крым отсутствовали правовые основания для того, чтобы не принимать во внимание указанный документ.
Денежные средства за приобретенное здание, расположенное по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, ул. Маршала Еременко, д.3а, перечислены ОПФР по Республике Крым напрямую собственнику здания, а не какому-то третьему лицу, не имеющему никакого отношения к продаваемому объекту недвижимости. В п. 1.2. государственного контракта N137 от 03.12.2018 отражено, что объект принадлежит
ООО "СТРОЙТЕХИНВЕС" на праве собственности на основании договора купли-продажи от 27.12.2011. В преамбуле государственного контракта отражено, что здание продается ООО "Офис в Центральном районе" на основании агентского договора по продаже объекта недвижимости от 13.11.2018, заключенного с ООО "СТРОЙТЕХИНВЕС".
В пункте 1.9. Технического задания (приложение N 1 к проекту государственного контракта - часть 5 Документации об электронном аукционе) ОПФР по Республике Крым расписан максимально возможный перечень документов, которые обязан Продавец передать при продаже объекта/объектов недвижимости Покупателю.
Проект государственного контракта, направляемого победителю электронного аукциона заполнен Покупателем исходя из документов, представленных в первой и второй части заявки на участие в электронном аукционе (извещение N 0275100000318000043), т.е. тех документов, которые имелись в наличии у Продавца и перечень которых не вступает в противоречие с действующим гражданским законодательством Российской Федерации".
В соответствии с условиями Контракта продавцом выступает ООО "Офис в Центральном районе", контракт подписан коммерческим директором ООО "Офис в Центральном районе" А.М. Тарухиным, реквизиты также указаны данной организации. При этом оплата, согласно пункту 2.5. Контракта, производится на счет ООО "СТРОЙТЕХИНВЕС".
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В пункте 2.5 части 5. Документации "Проект государственного контракта" указано, что расчеты по Контракту осуществляются в безналичном порядке, в рублях Российской Федерации, платежным поручением путем перечисления Покупателем денежных средств на расчетный счет Продавца, указанный в разделе XII Контракта, в срок не более 30 (тридцати) календарных дней после утверждения Покупателем Акта приема-передачи Объекта, а также предоставления счета.
При этом бюджетным законодательством Российской Федерации на момент заключения контракта не был определен порядок санкционирования оплаты денежных обязательств, возникающих из государственных (муниципальных) контрактов, третьему лицу, не являющемуся поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по такому контракту. Учитывая изложенное, оплата по государственному (муниципальному) контракту возможна только поставщику (подрядчику, исполнителю), платежные реквизиты которого указаны в условиях контракта.
Таким образом, в действиях Заказчика, выразившихся в заключении контракта на условиях, отличных от объявленных в документации электронного аукциона в том числе включившего в Контракт условие об оплате поставляемой квартиры не продавцу, а третьему лицу, имеется нарушение части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по данному правонарушению истек.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать в действиях Заказчика нарушения положений части 11 статьи 21, статьи 34, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение
трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Р.С.Айвазян
Члены Комиссии: Т.Д. Аблаева
Т.А.Кочетова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 27 июля 2021 г. N 082/06/99-1187/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.07.2021