Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крымского УФАС России Р.С.Айвазян,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.А.Кочетова,
при участии представителей интересов:
- ГКУ РК "СЛУЖБА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ" (далее - Заказчик) - Каштанов П.М.(по доверенности);
- ООО "Мастерская Мостов" (далее - Заявитель) - Щербаков А.Н. (директор),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия комиссии Заказчика при проведении закупки "Диагностика мостовых сооружений" (извещение N0875200000521000004) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, комиссии Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями комиссии Заказчика в части нарушения порядка оценки заявки, установленного в документации о закупке, а также оформления протокола рассмотрения вторых частей заявок и протокола подведения итогов с нарушением требований Закона о контрактной системе, а также действиями Заказчика, установившего непропорциональную шкалу оценки по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3. Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Согласно пункта 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В соответствии с пунктом 1 раздела III. Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, их содержание и значимость, порядок их рассмотрения по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" установлен следующий порядок рассмотрения и оценки заявок:
"Значимость показателя критерия оценки заявок - 12,5% (ЗП2 - 12,5).
Квалифицированные трудовые ресурсы (руководители и ключевые специалисты), предлагаемые участником закупки для выполнения работ, имеющие высшее образование по специальности: "Строительство", "Градостроительство", "Строительство, эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей", "Автомобильные дороги и аэродромы", "Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов", "Строительство и эксплуатация городских путей сообщения" или иные специальности и направления подготовки, содержащиеся в ранее применяемых перечнях специальностей и направлений подготовки, для которых законодательством об образовании Российской Федерации установлено соответствие указанным специальностям и направлениям подготовки.
В качестве подтверждения квалификации трудовых ресурсов участник закупки в составе заявки на участие в закупке представляет копии документов* (далее - документы, подтверждающие квалификацию трудовых ресурсов): приказ о приеме на работу, трудовой договор, трудовая книжка (копии всех заполненных страниц, содержащих сведения о трудовой деятельности), диплом о высшем образовании сотрудника.
*- участник закупки, в соответствии с Законом N 152-ФЗ, вправе скрыть в копиях представляемых документов персональные данные, кроме фамилии, имени, отчества (при наличии), сведений, подтверждающих квалификацию, и сведений, подтверждающих специальность.
Рекомендуемая форма для заполнения участниками конкурса - Таблица 2 "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" формы 2 Приложения N 1 раздела III конкурсной документации.
На основании предоставленных сведений (документов, подтверждающих квалификацию трудовых ресурсов) о наличии квалифицированных трудовых ресурсов, количество баллов, по показателю критерия оценки "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг", присуждаемых участнику (KБ2), определяется по следующей шкале:
- наличие документов подтверждающих квалификацию трудовых ресурсов на 15 и более сотрудников с опытом работы по специальности 10 лет и более - 100 баллов;
- наличие документов подтверждающих квалификацию трудовых ресурсов на 9 сотрудников с опытом работы по специальности 10 лет и более - 90 баллов;
- наличие документов подтверждающих квалификацию трудовых ресурсов на 8 сотрудников с опытом работы по специальности 10 лет и более - 80 баллов;
- наличие документов подтверждающих квалификацию трудовых ресурсов на 7 сотрудников с опытом работы по специальности 10 лет и более - 70 баллов;
- наличие документов подтверждающих квалификацию трудовых ресурсов на 6 сотрудников с опытом работы по специальности 10 лет и более - 60 баллов;
- наличие документов подтверждающих квалификацию трудовых ресурсов на 5 сотрудника с опытом работы по специальности 10 лет и более - 50 баллов;
- наличие документов подтверждающих квалификацию трудовых ресурсов на 4 сотрудника с опытом работы по специальности 10 лет и более - 40 баллов;
- наличие документов подтверждающих квалификацию трудовых ресурсов на 3-х сотрудников с опытом работы по специальности 10 лет и более - 30 баллов;
- наличие документов подтверждающих квалификацию трудовых ресурсов на 2-х сотрудников с опытом работы по специальности 10 лет и более - 20 баллов;
- наличие документов подтверждающих квалификацию трудовых ресурсов на 1 сотрудника с опытом работы по специальности 10 лет и более - 10 баллов;
В случае отсутствия документов, подтверждающих квалификацию трудовых ресурсов или предоставление их в не полном объеме, участнику закупки, по показателю критерия оценки "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг", присуждается 0 баллов.
Итоговое количество баллов, присуждаемых по показателю критерия оценки заявок 2.1.2 (КТРит): КТРит = (KБ2* ЗП2)/100".
Согласно части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации). Оценка указанных заявок не осуществляется в случае признания открытого конкурса в электронной форме не состоявшимся в соответствии с частью 9 настоящей статьи.
В силу части 7 статьи 54.7. Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, подписываемом всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии не позднее даты окончания рассмотрения вторых частей заявок.
Согласно пункту 5 части 7 статьи 54.7. Закона о контрактной системе протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме должен содержать информацию о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критериям, установленным конкурсной документацией, и решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о присвоении ему баллов по таким критериям, за исключением критерия, указанного в пункте 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона.
В жалобе Заявитель указывает, что им представлены документы, подтверждающие квалификацию трудовых ресурсов на 15 и более сотрудников с опытом работы по специальности 10 лет и более, что должно было оцениваться в 100 баллов, однако дана оценка 90 баллов.
Согласно Протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 14.07.2021 NПРОII2 конкурсная комиссия осуществила оценку заявки Заявителя по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" и присвоила следующие баллы:
Критерии оценки |
Порядок оценки |
Коэффициент значимости критерия оценки |
Среднеарифметическая оценка, присваиваемая заявке |
Балл с учетом коэффициента значимости |
Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг (показатель критерия оценки) |
оценка производится по шкале оценки или другому порядку, указанному в документации В составе заявки участником представлены документы на подтверждающие Квалификацию трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг в количестве 20 сотрудников. В ходе анализа представленных документов комиссией установлено что 11 сотрудников не соответствуют установленным показателем критерия, а именно так как представлены документы не с теми характеристикам или не в полном объеме подтверждающие квалификацию трудовых ресурсов. На основании выше изложенного комиссия присвоила участнику по данному показателю 100 баллов |
12.50 |
90 |
11,25 |
Представитель Заказчика в ходе заседания сообщил, что Заказчиком при оценке участника по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" была допущена опечатка при подсчете баллов, которая никак не повлияла на результат определения победителя в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно письменным возражениям Заказчика от 27.07.2021, в ходе анализа представленных Заявителем документов комиссией заказчика установлено, что 2 сотрудника не соответствуют установленным показателем критерия, так как представлены документы не с теми характеристиками или не в полном объеме подтверждающие квалификацию трудовых ресурсов (отсутствуют свидетельства о смене фамилии).
Вместе с тем в Протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 14.07.2021 NПРОII2 указано, что в ходе анализа представленных документов комиссией установлено, что 11 сотрудников не соответствуют установленным показателем критерия.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что при проведении процедуры оценки второй части заявки Заявителя комиссией заказчика был нарушен порядок оценки в рамках показателя "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг", что содержит нарушение части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе. Также Комиссия отмечает, что протокол не содержит информации какие именно документы представлены не с теми характеристикам или не в полном объеме подтверждающие квалификацию трудовых ресурсов в заявке Заявителя.
Также Комиссией установлено, что шкала оценки заявок по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" является не пропорциональной, поскольку из установленной Заказчиком шкалы оценки не прослеживается зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями, а именно в случае наличия документов подтверждающих квалификацию трудовых ресурсов на 15 и более сотрудников с опытом работы по специальности 10 лет и более присваивается 100 баллов, а при наличии документов подтверждающих квалификацию трудовых ресурсов на 9 сотрудников с опытом работы по специальности 10 лет и более - 90 баллов.
Представитель Заказчика согласился с доводом, что используемая шкала оценки не соответствует требованиям Правил, так как нарушена зависимость шкалы оценки, предусматривающая пропорциональное выставление баллов между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по указанному показателю.
Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
Комиссия, принимая во внимание, признание 3 заявок соответствующими требованиям документации и Закону о контрактной системе, отсутствие жалоб на положения документации и с учетом необходимости восстановления прав и интересов Заявителя в части начисления баллов по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг", приходит к выводу о необходимости выдаче предписания о пересмотре вторых частей заявок на участие в закупке.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать в действиях комиссии Заказчика нарушение части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе
3. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
4. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии Р.С.Айвазян
Члены Комиссии: Т.Д. Аблаева
Т.А.Кочетова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 27 июля 2021 г. N 082/06/106-1282/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.07.2021