Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "ГрэйтСтрой" (далее - Заявитель) на действия АО "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "ЭТП ГПБ" (далее - Оператор электронной площадки) конкурса с ограниченным участием в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта: "Реконструкция и техническое перевооружение сборочных производств водородных ступеней и разгонных блоков АО "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева", г. Москва" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 2073400001221000001) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно принявшего решение о признании Заявителя уклонившимся от заключения государственного контракта.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 21.07.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 23.07.2021.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса:
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 15.01.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - конкурс с ограниченным участием в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 376 520 210 рублей;
4) источник финансирования - Федеральный бюджет Российской Федерации и собственные средства АО "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева", КБК - 00000000000000000414;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 20.05.2021;
6) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки, по результатам рассмотрения вторых частей заявок принято решение о признании одной заявки соответствующей требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно принято решение о признании Заявителя уклонившимся от заключения контракта, поскольку Заявителем представлено ненадлежащее обеспечение исполнения контракта в форме банковской гарантии.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме от 11.06.2021 N ПРОII3 Конкурс признан несостоявшимся, поскольку по результатам рассмотрения вторых частей заявок принято решение о признании одной заявки (Заявителя) соответствующей требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в соответствии с частью 5 статьи 55.1 Закона о контрактной системе. При этом контракт заключается в соответствии с требованиями части 5 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Согласно пунктам 3, 4 части 5 статьи 93 Закона о контрактной системе заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся осуществляется в соответствии с пунктами 24 и 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в порядке, установленном Законом о контрактной системе для заключения контракта с победителем соответствующего способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), с учетом положений части 9 статьи 93 Закона о контрактной системе и по согласованию с контрольным органом в сфере закупок в случае признания несостоявшимися конкурса, аукциона или запроса предложений, если начальная (максимальная) цена контракта превышает предельный размер (предельные размеры) начальной (максимальной) цены контракта, который устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
Согласно части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 12 статьи 82.1, части 23 статьи 83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона о контрактной системе, а также включения представленной в соответствии с Закона о контрактной системе информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
В соответствии с частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных статьей 45 Закона о контрактной системе реестрах банковских гарантий.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
В соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Таким образом, учитывая, что заключение контракта в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе осуществляется по общим правилам, предусмотренным статьей 83.2 Закона о контрактной системе, и с учетом особенностей, установленных статьей 93 Закона о контрактной системе: заказчик направляет без своей подписи проект контракта на подпись участнику закупки в порядке и в срок, установленные статьей 83.2 Закона о контрактной системе, то есть до получения решения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем); участник подписывает указанный проект контракта по правилам статьи 83.2 Закона о контрактной системе, в том числе до получения заказчиком решения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), то есть предусмотренные статьей 83.2 Закона о контрактной системе действия осуществляются участником закупки вне зависимости от получения заказчиком указанного решения.
Также, указанная позиция подтверждается письмом Министерства финансов Российской Федерации от 18.03.2021 N 24-04-07/19432 "О направлении информации по вопросам осуществления контроля в сфере закупок, согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)".
Согласно сведениям ЕИС проект контракта размещен Заказчиком 16.06.2021, при этом Заявителем 21.06.2021 в адрес Заказчика направлен протокол разногласий. Заказчиком 24.06.2021 в ЕИС размещен доработанный проект государственного контракта, в связи с чем регламентированным сроком подписания проекта государственного контракта и предоставления обеспечения исполнения контракта Заявителем является 29.06.2021.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что Заявителем 29.06.2021 подписан проект контракта, а также приложен проект банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта. Вместе с тем представитель Заявителя сообщил, что вознаграждение за выпуск банковской гарантии не оплачено, поскольку на момент подписания проекта контракта Заявителем Заказчиком не получено обязательное согласие заключения контракта с единственным поставщиком (Заявителем), в соответствии с требованиями пункта 4 части 5 статьи 93 Закона о контрактной системе, в связи с чем данные затраты являются невозвратными.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации.
Таким образом, подавая заявку на участие в Конкурсе, Заявитель принимает на себя обязательства по выполнению всех действий, предусмотренных Законом о контрактной системе и Конкурсной документации, в том числе по предоставлению банковской гарантии в сроки, установленные статьей 83.2 Закона о контрактной системе. Следовательно, возможность принятия решения ФАС России об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), является предпринимательским риском Заявителя.
При этом Заказчиком в ЕИС размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 15.07.2021 N ППУ1, согласно которому Заявитель признан уклонившимся от заключения контракта, в связи с непредставлением банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что информация о банковской гарантии, проект которого представлен в качестве обеспечения исполнения контракта, отсутствует в реестре банковских гарантий, что не соответствует положениям части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Кроме того, представителями Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, изложенного в жалобе, в связи с чем Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
2. Решением Комиссии ФАС России от 26.05.2021 по делу N 21/44/105/727 (далее - Решение N 1) в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения:
- пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащего требования к участникам закупки о членстве в СРО;
- пункта 7 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащей дата окончания срока предоставления ответа на запрос о разъяснении положений Конкурсной документации;
- пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок участников закупки;
- пункта 9 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, выразившееся установлении ненадлежащего требования к сроку действия банковской гарантии.
На основании Решения N 1 Заказчику, конкурсной комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки выдано предписание от 26.05.2021 по делу N 21/44/105/727, согласно которому Конкурсной комиссии необходимо рассмотреть вторые части заявок, поданные участниками закупки и в отношении которых участниками закупки внесено обеспечение в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом Решения N 1.
Кроме того, Решением Комиссии ФАС России от 05.07.2021 по делу N 17/06/105-588/2021ГОЗ (далее - Решение N 2) в действиях Заказчика выявлено нарушение части 6 статьи 93 Закона о контрактной системе, выразившееся в не направлении обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в контрольный орган в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На основании Решения N 2 Заказчику выдано предписание от 05.07.2021 по делу N 17/06/105-588/2021ГОЗ, согласно которому Заказчику необходимо осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом Решения N 2.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ГрэйтСтрой" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пунктов 7, 8, 9 части 1 статьи 54.3, части 6 статьи 93 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что предписания по выявленным нарушениям выданы на основании решения от 26.05.2021 по делу N 21/44/105/727 и решения от 05.07.2021 по делу N 17/06/105-588/2021ГОЗ, предписание по настоящему делу не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 26.05.2021 по делу N 21/44/105/727 и решения от 05.07.2021 по делу N 17/06/105-588/2021ГОЗ соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 23 июля 2021 г. N 17/06/105-733/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.07.2021