Резолютивная часть решения оглашена 27.07.2021.
Решение в полном объеме изготовлено 29.07.2021.
На основании ст. 99, ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 (далее -Правила), Комиссией Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия Липецкого УФАС России) в составе: "_"
рассматривается обращение, направленное федеральным казенным учреждением "Следственный изолятор N1 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области" (далее также -заказчик), содержащее информацию об одностороннем отказе от исполнения контракта от 16.04.2021 N 29 на приобретение строительных, отделочных, электрических и расходных материалов для капитального ремонта объектов ФКУ СИЗО-1 (реестровый номер контракта 1482503521021000008), заключенного с индивидуальным предпринимателем Богатовой Натальей Владимировной по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0346100004721000002, а также проводится проверка фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями индивидуальным предпринимателем Богатовой Натальей Владимировной условий контракта.
На основании п. 13 Правил, приказа Липецкого УФАС России от 23.07.2021 N434 Комиссией проводится внеплановая проверка, предусмотренная пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, на предмет соблюдения заказчиком требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки.
Проверка проведена при участии представителей федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N1 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области" - ".." (по доверенности).
Индивидуальный предприниматель Богатова Наталья Владимировна не обеспечила участие своих представителей в заседании Комиссии.
Представители заказчика по факту одностороннего отказа от исполнения контракта пояснили, что поставщик не поставил товар в установленный контрактом срок, а также в сроки, определенные в претензиях заказчика. В связи с неполучением от поставщика товара, заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Данное решение вступило в законную силу и в соответствии с Законом о контрактной системе сведения в отношении поставщика подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе анализа представленных документов и сведений Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее.
В Липецкое УФАС России 21.07.2021 в порядке, установленном статьёй 104 Закона о контактной системе, от заказчика поступило обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении индивидуального предпринимателя Богатовой Натальи Владимировны (далее по тексту также - поставщик) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 16.04.2021 N 29 на приобретение строительных, отделочных, электрических и расходных материалов для капитального ремонта объектов ФКУ СИЗО-1 (реестровый номер контракта 1482503521021000008), заключенного с индивидуальным предпринимателем Богатовой Натальей Владимировной по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0346100004721000002.
16.04.2021 между заказчиком и поставщиком заключен контракт N 29 на приобретение строительных, отделочных, электрических и расходных материалов для капитального ремонта объектов ФКУ СИЗО-1 (реестровый номер контракта 1482503521021000008) (далее -контракт; договор).
В силу п. 1.1 контракта, по настоящему Контракту Поставщик обязуется поставить Государственному заказчику качественную и безопасную продукцию: приобретение строительных, отделочных, электрических и расходных материалов для капитального ремонта объектов ФКУ СИЗО-1, в соответствии с приложением N3 (далее - товар) в количестве, по цене, адресу и в сроки, предусмотренные ведомостью поставки (приложение N 1 к Контракту) и отгрузочной разнарядкой (приложение N 2 к Контракту), а Государственный заказчик обязуется обеспечить приемку и оплату товара согласно условиям Контракта.
В приложении N2 к контракту установлен срок поставки товара - с даты заключения государственного контракта в течение 10 рабочих дней.
Таким образом, крайний день дня поставки товара по контракту - 30.04.2021.
Пунктом 5.2 контракта определено, что не позднее, чем за 2 (два) рабочих дня до даты передачи (поставки) товара Поставщик в письменной форме уведомляет Государственного заказчика по адресу, указанному в Отгрузочной разнарядке (приложение N2 к Контракту), о готовности товара к поставке и о дате поставки товара.
Исходя из представленных заказчиком документов следует, что обозначенный контрактом товар не был поставлен поставщиком в установленный контрактом срок.
В претензии от 09.06.2021 заказчик потребовал от поставщика исполнить свои обязательства по контракту в срок до 16.06.2021 (направлена поставщику 11.06.2021 по электронной почте).
Не получив товар в срок, определенный в претензии, 17.06.2021 заказчик вновь направил претензию от 17.06.2021 и потребовал от поставщика исполнить свои обязательства по контракту в срок до 24.06.2021 (направлена поставщику 11.06.2021 по электронной почте).
Вместе с тем, из представленных заказчиком документов следует, что в срок, установленный в претензиях, а также после его истечения поставщик не осуществил поставку требуемого заказчиком товара.
25.06.2021 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неоднократным нарушением поставщиком срока поставки товара.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п.2 ст.450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно п.1 ст.432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу ч.1 ст.523 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (ч.2 ст.450 ГК РФ).
При этом, нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров и поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок (ч.2 ст.523 ГК РФ).
Разделом 1 контракта предусмотрено право заказчика на принятие решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта 25.06.2021 размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и направлено поставщику по адресу, указанному в контракте, по почте заказным письмом с уведомлением.
05.07.2021 заказчиком получена информация о получении поставщиком указанного решения.
Датой расторжения контракта является 16.07.2021.
По правилам статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ) предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск. Принимая решение об участии в торгах, а также условия контракта, осуществляя их акцепт, победитель гарантирует как добросовестность своих намерений как субъект гражданского оборота, так и исполнение обязательств, связанных с рассматриваемыми отношениями.
Согласно ч.ч. 1 - 3 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Верховным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" дано толкование содержащемуся в ГК РФ понятию обстоятельств непреодолимой силы (в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ, для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный, непредотвратимый при данных условиях и внешний по отношению к деятельности должника характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий, т.е. одной из характеристик обстоятельств непреодолимой силы (наряду с чрезвычайностью и непредотвратимостью) является ее относительный характер).
При этом в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" указано, что должник обязан принять все разумные меры для уменьшения ущерба, причиненного кредитору обстоятельством непреодолимой силы, в том числе уведомить кредитора о возникновении такого обстоятельства, а в случае неисполнения этой обязанности - возместить кредитору причиненные этим убытки (пункт 3 статьи 307, пункт 1 статьи 393 ГК РФ).
Из представленных заказчиком документов и сведений не следует, что поставщик уведомлял заказчика о возникновении у него каких-либо обстоятельств непреодолимой силы, не позволивших ему поставить товар в срок, установленный контрактом.
Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В течение десятидневного срока не вступившее в силу решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта выступает стимулирующей обеспечительной мерой, позволяя нарушителю контракта исправить, если это еще возможно, нарушение контракта, которое и явилось основанием применения меры отказа от его исполнения и, соответственно, расторжения. Сущность установленного Законом о контрактной системе требования об уведомлении заключается именно в том, чтобы контрагент заказчика в обусловленные сроки знал о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта. Совокупное толкование части 12 и части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что процедура, предусмотренная частью 12 статьи 95 указанного Закона, направлена в первую очередь, на защиту прав и законных интересов поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также на обеспечение стабильности исполнения государственных контрактов. Перечисленные в части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе способы уведомления поставщика направлены на своевременное информирование исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта и предоставление возможности поставщику (подрядчику, исполнителю) устранить допущенные нарушения и избежать расторжения контракта (постановление арбитражного суда Московского округа от 29.01.2019 по делу NА40- 81727/17).
Однако, после принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и до вступления его в законную силу поставщик так и не поставил заказчику товар.
Как указал Арбитражный суд Липецкой области в своем решении по делу А36-10332/2019, исходя из предмета и цели регулирования ФЗ "О контрактной системе", а также применяемого законодательства к правоотношениям в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, арбитражный суд считает, что, по своему характеру, включение в реестр недобросовестных поставщиков содержит в себе элементы как публичной, так и гражданской правовой ответственности. С точки зрения административных правоотношений, как вида публично-правовых отношений, понятие и содержание вины юридического лица закреплено в ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, в силу которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, вина юридического лица в административных правоотношениях определена через призму возможности для соблюдения обязательных требований (правил и норм) и принятия лицом всех зависящих от него меры по соблюдению таких требований. В силу п.1 ст.401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Следовательно, в рамках гражданско-правовых отношений вина лица определена через призму принятия мер для надлежащего исполнения обязательства, проявления заботливости и осмотрительности, то есть добросовестного поведения лица.
На заседании Комиссии установлено, что в действиях поставщика не усматриваются признаки заботливости и осмотрительности, намерение исполнить принятые на себя обязательства.
Поставщиком не представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта,
- что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В свою очередь заказчиком подтверждены факты существенного нарушения поставщиком условий контракта.
С учетом изложенного, на основании п. 13 Правил имеются законные основания для включения сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При проведении внеплановой проверки на основании п. 5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе в действиях заказчика установлено нарушение ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе, которое заключается в следующем.
Комиссией установлено, что заказчик в установленный законом срок направил свое решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика, указанному в контракте.
Однако данное решение не было направлено, как того требует ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе, телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).
Вместе с тем, в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) указано, что несовершение заказчиком всех действий, предусмотренных частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, не свидетельствует об отсутствии надлежащего уведомления, если доказано, что уведомление об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта доставлено исполнителю. Из толкования положений части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе следует, что уведомление об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта должно быть совершено как посредством извещения непосредственно исполнителя наиболее оперативным образом (почтой заказным письмом с уведомлением, а также с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающими оперативность уведомления), так и посредством размещения решения в единой информационной системе. При этом по смыслу указанной статьи для возникновения гражданско-правовых последствий в виде расторжения договора достаточно доставки исполнителю сообщения заказчика об отказе от исполнения договора с использованием любого средства связи и доставки. Размещение соответствующих сведений на интернет-сайте необходимо для обеспечения открытости и прозрачности функционирования государственных закупок и установлено, прежде всего, в публичных целях для осуществления надлежащего контроля в сфере закупок. Таким образом, общество, которому было доставлено от заказчика уведомление об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта по почте, не вправе в последующем заявлять о несовершении заказчиком всех действий, предусмотренных частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе. Государственный (муниципальный) контракт считается расторгнутым по смыслу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе по истечении десяти дней с момента, когда считается доставленным первое из юридически значимых сообщений.
С учетом вышеизложенного, допущенное заказчиком нарушение ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе не повлияло на расторжение контракта, а также не является основанием для отказа во включении сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Установленное нарушение закона содержит признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст.7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия Липецкого УФАС России, руководствуясь ст.99, ст. 104 Закона о контрактной системе, Правилами,
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года следующие сведения об индивидуальном предпринимателе Богатове Наталье Владимировне в связи с односторонним отказом федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N1 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области" от исполнения контракта от 16.04.2021 N 29 на приобретение строительных, отделочных, электрических и расходных материалов для капитального ремонта объектов ФКУ СИЗО-1 (реестровый номер контракта 1482503521021000008):
- индивидуальный предприниматель Богатова Наталья Владимировна (адрес: Тульская область, г. Новомосковск, ул. Мира, д19а, кв. 71);
- дата заключения контракта - 16.04.2021;
- реестровый номер контракта - 1482503521021000008;
- предмет контракта - поставка строительных, отделочных, электрических и расходных материалов для капитального ремонта объектов ФКУ СИЗО-1;
- цена контракта - 290 371,73 руб.;
- основание расторжения контракта - решение федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N1 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области" от 25.06.2021;
- дата расторжения контракта -16.07.2021.
2. В действиях заказчика установлено нарушение ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать, поскольку оно не повлияло на результат закупки.
4. Передать материалы проверки должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 27 июля 2021 г. N РНП-48-175ф/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2021