Резолютивная часть решения объявлена 27 июля 2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 29 июля 2021 года.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Инкина Владимира Викторовича на положения документации об электронном аукционе на поставку (сборку и установку) цифровых лабораторий для объекта: "Строительство средней школы на 11 классов (264 учащихся) с двумя группами детского дошкольного образования по 15 человек в с.Большой Хомутец Добровского района Липецкой области". (реестровый номер 0846600001221000020) (далее - электронный аукцион), а также другие документы (копии), представленные сторонами, заслушав мнение представителя заявителя, а также проведя внеплановую проверку в соответствии со ст.99 Закона о контрактной системе и на основании приказа Липецкого УФАС России N 429 от 22.07.2021,
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России 20.07.2021 поступила жалоба индивидуального предпринимателя Инкина Владимира Викторовича (далее - заявитель) на положения документации об электронном аукционе заказчика - администрации Добровского муниципального района Липецкой области (далее - заказчик).
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст. 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "жалобы".
Муниципальное казенное учреждение "Центр бухгалтерского учета и муниципальных закупок" Добровского муниципального района Липецкой области (далее - уполномоченное учреждение), заказчик, надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения жалобы, на рассмотрение жалобы своих представителей не направили.
Представитель заявителя по доводам жалобы пояснила, что при описании объекта закупки не использованы положения позиций КТРУ. Также заказчиком в аукционной документации отсутствует обоснование необходимости использования дополнительных характеристик при описании объекта закупки, отсутствующих в соответствующих позициях КТРУ. Представитель заявителя добавила, что заказчиком установлены требования, влекущие ограничение конкуренции, а также создающие преимущественные условия для участников закупки, что ограничивает конкуренцию в нарушение ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Заказчик не согласен с доводами жалобы, представил письменное пояснение по жалобе.
Документация об электронном аукционе и извещение о проведении электронного аукциона размещены уполномоченным учреждением на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
1. Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что заказчик при установлении характеристик объекта закупки не использовал позиции КТРУ, Комиссия Липецкого УФАС России признает его необоснованным, ввиду следующего.
В соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 (далее - Правила).
Согласно п. 1 настоящие Правила устанавливают порядок использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) участниками контрактной системы в сфере закупок в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу пункта 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Также в соответствии с пунктом 8 Правил при включении в состав одного лота (одного товара, работы, услуги) нескольких товаров, работ, услуг, на которые в каталоге имеются подлежащие применению позиции каталога и на которые в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик руководствуется требованиями настоящих Правил в отношении каждого такого товара, работы услуги, на которые в каталоге имеется подлежащая применению позиция.
Таким образом, в силу требований Закона, заказчик обязан применить характеристики позиции КТРУ для тех товаров, которые имеются в каталоге. Для остальных товаров требуется применять код ОКПД.
Согласно аукционной документации, заказчик закупает следующие товары: цифровая лаборатория по физике (базовая), цифровая лаборатория по физике. профильный уровень, цифровая лаборатория "Химия базовая", цифровая лаборатория "Химия профильная", цифровая лаборатория по биологии (базовая), набор "Цифровая лаборатория по биологии (полевая)", цифровая лаборатория по экологии (полевая), цифровая лаборатория учащегося по географии, цифровая лаборатория для начальной школы для проведения занятий с 12 учащимися (6 рабочих мест) в рамках экспериментальной деятельности в начальной школе, цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников, программно-аппаратный комплекс (ПАК) управления цифровой лабораторией.
При этом, в извещении о проведении электронного аукциона, к закупаемым товарам заказчик установил соответствующие коды позиций КТРУ, а также указал характеристики товаров, установленные в соответствующих позициях КТРУ.
2. Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что в аукционной документации отсутствует обоснование необходимости использования дополнительных характеристик при описании объекта закупки, отсутствующих в соответствующих позициях КТРУ, Комиссия Липецкого УФАС России признает его обоснованным, ввиду следующего.
Как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, в части 3 аукционной документации (техническом задании) содержится наименование и описание объекта закупки, количество поставляемого товара. В техническом задании установлены дополнительные уточняющие характеристики закупаемых товаров не соответствующие установленным в позициях КТРУ.
Согласно п. 5 Правил использования каталога заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 N "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Исходя из анализа аукционной документации, заказчиком размещено обоснование невозможности применения ограничений в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В силу п. 6 Правил использования каталога, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Вместе с тем, в аукционной документации отсутствует обоснование необходимости использования иных характеристик по закупаемым товарам, кроме характеристик, содержащихся в позициях КТРУ.
Таким образом, отсутствие обоснования необходимости использования дополнительных характеристик, установленных заказчиком в аукционной документации к закупаемым товарам, не соответствует положениям пункта 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства N 145.
Установленное нарушение Закона о контрактной системе содержит признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, данное нарушение не повлияло на результат закупки.
3. Относительно довода жалобы о наличии признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Липецкого УФАС России полагает необходимым отметить следующе.
Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Таким образом, организационные и правовые основы защиты конкуренции регулируются названным выше Законом.
В случае поступления в антимонопольный орган заявлений и материалов, свидетельствующих о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях каких-либо субъектов, антимонопольный орган может признать нарушения обозначенного законодательства исключительно на основании решения, принятого комиссией по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Порядок рассмотрения заявлений, поданных в антимонопольный орган о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, а также порядок возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства установлен главой 9 Закона о защите конкуренции.
Следовательно, в рамках рассмотрения обозначенной жалобы Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области, осуществляющая свои полномочия в рамках норм Закона о контрактной системе, не вправе давать оценку указанным действиям заказчика на предмет наличия нарушений Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, следует отметить, что статьей 105 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
При этом, положения Закона о контрактной системе не запрещают заявителю представить документы и сведения, подтверждающие доводы жалобы, непосредственно на заседании Комиссии антимонопольного органа.
В составе жалобы, а также на заседание Комиссии Липецкого УФАС России представителем заявителя не представлено доказательств, подтверждающих факт того, что обжалуемые действия заказчика нарушают право заявителя на подачу заявки на участие в электронном аукционе.
Вместе с тем, установлено, что на участие в рассматриваемом электронном аукционе поступило 3 заявки.
Руководствуясь ст.ст. 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Инкина Владимира Викторовича на положения документации об электронном аукционе на поставку (сборку и установку) цифровых лабораторий для объекта: "Строительство средней школы на 11 классов (264 учащихся) с двумя группами детского дошкольного образования по 15 человек в с.Большой Хомутец Добровского района Липецкой области". (реестровый номер 0846600001221000020) обоснованной в части довода N 2.
2. В действиях заказчика установлено нарушение п. 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства N 145.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку оно не повлияло на результат закупки.
4. Передать материалы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 27 июля 2021 г. N 048/06/105-1020/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.07.2021