Резолютивная часть решения оглашена 27 июля 2021 года
Решение в полном объеме изготовлено 29 июля 2021 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии:. Членов комиссии:.,
Рассмотрение жалобы осуществлялось посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
Генерального директора ООО "Сила стали" -.,
представителей администрации муниципального образования Красногвардейский район Оренбургской области -. по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "Сила Стали" на действия администрации муниципального образования Красногвардейский район Оренбургской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на поставку оборудования спортивного уличного (номер извещения N 0153300066721000021),
УСТАНОВИЛА:
20.07.2021 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО "Сила Стали" (далее - Заявитель) на действия администрации муниципального образования Красногвардейский район Оренбургской области (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на поставку оборудования спортивного уличного (номер извещения N 0153300066721000021) (далее - Закупка).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, оператору электронной площадки выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Представитель Заявителя доводы жалобы поддержал, пояснив, что конкурсная документация Заказчика не соответствует требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе, поскольку Заказчик использует в описании объекта закупки функциональные и технические характеристики товара, являющиеся запатентованными и не подлежащими применению.
Представители Заказчика с доводами Заявителя не согласились, полагают, что конкурсная документация составлена Заказчиком в соответствии с требованиями, установленными ст. 33, 54.3 Закона о контрактной системе, просили признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст.99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, пришла к следующим выводам:
29.06.2021 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение и документация о проведении открытого конкурса в электронной форме на поставку оборудования спортивного уличного (номер извещения N 0153300066721000021).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 51 600 000,00 рублей.
Конкурсная документация утверждена Заказчиком.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе).
Частью 1 статьи 54.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за пятнадцать рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком конкурсе.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать требования, в том числе, к наименованию и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании объекта закупки в документации о закупке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Также в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии и т.д.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными требованиями Закона о контрактной системе, заказчик вправе определить в документации такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, в том числе эскизы, фотографии которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки и при описании использовать показатели и требования, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
1) Из доводов жалобы Заявителя следует, что технические характеристики требуемых к поставке товаров, изложенные в техническом задании по позициям 1.15-1.24, Заказчиком необоснованно и незаконно включены и заявлены требования, которые соответствуют параметрам изделия, являющегося запатентованным в установленном порядке. Также Заявитель уточнил, что характеристика "_изготовлены из нержавеющей стали по ГОСТ 5949-2018_" не соответствует требованиям указанного ГОСТ 5449-2018, поскольку применение указанного ГОСТ предполагает использование жесткой металлоконструкции. Кроме того, описание части оборудования "направляющей грузов" - соответствует характеристике патента на изобретение N2661319, из содержания которого следует, что "_нагрузочное устройство для создания регулируемой нагрузки, содержащее весовые грузы и направляющую П-образной формы_". Таким образом, по мнению Заказчика, использование жесткой металлоконструкции в качестве направляющей для перемещения грузов предполагает собой П-образную форму, что полностью соответствует описанию патента на изобретение N2661319.
2-3) Кроме того, по позиции N 1.19 Технического задания Заявитель также указывает, что в технической части установлены ограничительные требования к поставляемому спортивному оборудованию, а именно точные показатели, что также противоречит требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе. По мнению Заявителя, Заказчик, прописав точные характеристики одного производителя, ограничил конкуренцию среди участников.
4) Эскизы, представленные Заказчиком в техническом задании, по мнению Заявителя, также являются запатентованными и не подлежат использованию Заказчиком в описании настоящего объекта закупки, указанными действиями Заказчика нарушаются требования ч.4 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика уточнили, что при формировании требований к техническим, функциональным, качественным и эксплуатационным характеристикам товаров была использована информация из открытых источников сайтов различных производителей, Заказчиком установлено требование к материалу, из которого должны быть изготовлены горизонтальные и вертикальные накопители для грузов. При этом, уточняют, что требования установлены к накопителям грузов, которые должны быть изготовлены из нержавеющей стали по ГОСТ 5949-2018, а не к самим направляющим, как указано в жалобе и в патенте N 2515434. Установление данного требования в документации обусловлено коррозийной стойкостью конструкции. Нержавеющая сталь - материал очень прочный, износостойкий, хорошо формуется, поддается сварке, не подвержен коррозии, соответствует гигиеническим нормам, к тому же, материал не нуждается в дополнительном уходе, периодической покраске. В конструкции тренажеров есть элементы подверженные повышенным механическим нагрузкам и являющиеся парами трения. В таких условиях невозможно обеспечить коррозионную стойкость элементов конструкции, используя защитные лакокрасочные покрытия. Для обеспечения требуемой стойкости элементов конструкции к атмосферным воздействиям в течение всего срока эксплуатации изделия необходимо использовать коррозионностойкие стали. Также Заказчик пояснил, что им в Техническом задании соблюдены требования законодательства и включено обоснование применения дополнительных характеристик, что не является точным показателем, самой характеристикой или описанием объекта закупки, как указывает Заявитель в жалобе и не может свидетельствовать о конкретном производителе. Также отмечают, что установление технических и эксплуатационных характеристики к тренажеру по позиции 1.19 таких как механизм регулирования нагрузки в тренажере, необслуживаемые подшипники закрытого типа, способ изменения нагрузки путем фиксации грузов в накопителях и т.д. обусловлено необходимостью соблюдения антивандальной технологии (исключающей возможности хищение грузов), безопасности при эксплуатации, эффективности расходования средств (Заказчики не будут нести дополнительные траты на обслуживание тренажеров), а также применения материалов более долговечных и надежных в эксплуатации. Установленные характеристики тренажера соответствуют ГОСТ 5949-2018. По мнению Заказчика, Заявитель выдергивает из контекста описания патента определенные слова, фразы и картинки, которые к тому же не защищены авторскими правами и могут быть использованы при описании объекта закупки Заказчиками и находит сходство с описанием в технической части. При этом Заявитель находит аналогию с патентом даже в том разделе, где установлено обоснование применения дополнительных характеристик, все описание в документации пытается подвести под патенты, делая необоснованные выводы и не стараясь вникнуть в суть представленной информации, что может свидетельствовать о намерении Заявителя повлиять на ход закупки любыми способами.
Проанализировав содержание Технического задания, Комиссия Оренбургского УФАС России, приходит к выводу о том, что Заказчиком требование к направляющей П-образной формы, исходя из довода жалобы Заявителя, в содержании обжалуемой документации Заказчиком не установлено. Заказчик также уточнил, что указанные требование в содержание конкурсной документации им не включались. Доказательств обратного Заявителем в ходе заседания Комиссии не представлено.
В силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Учитывая изложенное, Комиссия Оренбургского УФАС России считает довод заявителя в указанной части необоснованным в связи с отсутствием документального подтверждения приведенного довода и его обоснованности.
2-3) Обоснование применения дополнительных характеристик, установленного Заказчиком в конкурсной документации установлено в соответствии с требованиями части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, а так же порядком формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно п. 5. Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с п. 6 Правил "в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога)".
Иными словами, Заказчик вправе включить в документацию такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в конкурсную документацию требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика и наиболее отвечающие всем требованиям Заказчика с учетом климатических особенностей региона.
Также, Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара в конкурсной документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, конструкциям и моделям товара.
В свою очередь, Заявитель в своей жалобе указывает на то, что на территории Российской Федерации существуют производители спортивного оборудования, использующие в силовых тренажерах иные конструкции, соответствующие ГОСТ 5949-2018, однако доказательств, подтверждающих указанный вывод, заявителем в материалы дела также не представлено. Довод необоснован.
4) Согласно пункту 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя, в том числе, спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии.
Комиссия контрольного органа соглашается с мнением Заказчика о том, что фотографии товаров, указанные Заказчиком в Техническом задании, являются примерными, включены в документацию с целью идентификации участниками потребности Заказчика в товаре, кроме того, проанализировав указанную документацию, Комиссией установлено, что в документации требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт не содержится, кроме того, доказательств идентичности и схожести данных тренажеров Заявителем также не предоставляется.
Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик не имеет возможность установить требования к техническим, качественным характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных и муниципальных нужд. При этом Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в аукционной документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, маркам товара.
Заказчик, руководствуясь частями 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе по указанным позициям Технического задания конкурсной документации установил характеристики к поставляемому товару, в частности максимальные и минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
По мнению Заявителя, установленные в аукционной документации характеристики товара соответствуют спортивным тренажерам только одного производителя.
Однако, им не принято во внимание, что техническое задание сформулировано Заказчиком с применением в том числе и диапазонных значений показателей характеристик, что позволяет потенциальным участникам самостоятельно определить товар, который будет предложен к поставке в заявке на участие в аукционе и конкретные показатели которого будут в пределах заданных Заказчиком диапазонных значений, а также значений которые не могут изменяться.
Заявитель на рассмотрение жалобы не представил какие-либо доказательства, свидетельствующие об обоснованности заявленных доводов рассматриваемой жалобы.
Кроме того, на уточняющий вопрос Комиссии, Заявитель в лице генерального директора просил представить 2 дня с целью подготовки полного сравнительного анализа характеристик, требуемых Заказчиком характеристикам товара, являющегося запатентованным для подтверждения доводов, указанных в рассматриваемой жалобе.
Указанное ходатайство Заявителя отклонено Комиссией Оренбургского УФАС России на основании ч.3 ст. 106 Закона о контрактной системе.
Доказательств наличия объективных оснований, препятствующих поставщикам, участвующим в закупке, осуществить закупку тренажеров с указанным в конкурсной документации описанием объекта закупки Комиссии не представлено. Ввиду чего оснований полагать, что Заказчик ограничил количество участников закупки при определении требований к объекту закупки, не имеется.
Кроме того, Комиссией Оренбургского УФАС России принимается во внимание тот факт, что на участие в настоящем конкурсе было подано три заявки. Из пояснений представителя Заказчика все заявки допущены до участия в конкурсе.
На основании вышеизложенного, оснований для выдачи Заказчику предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Сила Стали" на действия администрации муниципального образования Красногвардейский район Оренбургской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на поставку оборудования спортивного уличного (номер извещения N 0153300066721000021) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии |
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 27 июля 2021 г. N 056/06/33-832/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2021