Резолютивная часть решения оглашена "23" июля 2021года.
В полном объеме решение изготовлено "28" июля 2021 года.
<_> |
<_> |
<_> |
<_> |
<_> |
<_> |
при участии посредством видеоконференцсвязи до объявленного перерыва: представителей заказчика - Министерства строительства и ЖКХ Калужской области <_> (доверенность, паспорт), <_> (доверенность, паспорт), представителей уполномоченного органа - Министерства конкурентной политики Калужской области <_> (доверенность, паспорт), <_> (доверенность, паспорт), представителей заявителя ООО "ПроектБалтЭнерго" <_> (приказ, паспорт), <_> (доверенность, паспорт), <_> (доверенность, паспорт),
при участии посредством видеоконференцсвязи после объявленного перерыва: представителей заказчика - Министерства строительства и ЖКХ Калужской области <_> (доверенность, паспорт), <_> (доверенность, паспорт), представителей уполномоченного органа - Министерства конкурентной политики Калужской области <_> (доверенность, паспорт), <_> (доверенность, паспорт), представителей заявителя ООО "ПроектБалтЭнерго" <_> (приказ, паспорт), <_> (доверенность, паспорт), <_> (доверенность, паспорт),
рассмотрев жалобу N040/06/54.1-702/2021 ООО "ПроектБалтЭнерго" по существу, установила:
16.07.2021 г. в адрес Калужского УФАС России, поступила жалоба ООО "ПроектБалтЭнерго" на положения конкурсной документации заказчика - Министерство строительства и ЖКХ Калужской области при проведении открытого конкурса в электронной форме (номер извещения на официальном сайте 0137200001221002730), предметом которого является выполнение работ по разработке схемы и программы развития электроэнергетики Калужской области на период 2023-2027 годы.
ООО "ПроектБалтЭнерго" полагает, что Заказчик нарушил требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 22.06.2021 г. на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт) опубликовано извещение N0137200001221002730 о проведении открытого конкурса в электронной форме, предметом которого является выполнение работ по разработке схемы и программы развития электроэнергетики Калужской области на период 2023-2027 годы.
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении аукциона, составляла 8 000 000,00 рублей.
Заказчиком по указанному аукциону выступало Министерство строительства и ЖКХ Калужской области.
2. Пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме должна содержать, в том числе критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Согласно части 8 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N1085, утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
3. Согласно довода жалобы заявителя, заказчиком неправомерно установлены предельные величины значимости критериев оценки.
В ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
В соответствии с Критериями оценки заявок на участие в конкурсе состав и значимость критериев оценки заявок участников определена следующим образом:
Наименование критерия |
Значимость критерия/показателя, % |
Коэффициент значимости критерия (показателя) оценки |
Цена контракта |
20 % |
0,2 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (необходимое подчеркнуть и указать показатели по данному критерию): |
80 % |
0,8 |
Показатели по критерию "квалификация участников закупки": |
|
|
Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема |
100% |
1 |
Величины значимости критериев: 20% (цена контракта) и 80% (нестоимостные критерии) установлены Постановлением Правительства от 28.11.2013 N 1085 для выполнения научно-исследовательских работ, в свою очередь, из наименования открытого конкурса, указанного в извещении о проведении конкурса, и также наименования Конкурсной документации не следует, что предметом договора, заключаемого по итогам конкурса будут являться научно-исследовательские работы. Указание о том, что предметом договора будет проведение научно-исследовательских работ, имеется только в тексте конкурсной документации.
В отношении выполнения научно-исследовательских работ действуют положения Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" от 23.08.1996 г. N 127-ФЗ (далее по тексту - Закон о науке).
Объектом открытого конкурса в электронной форме N 0137200001221002730 является выполнение работ по разработке схемы и программы развития электроэнергетики Калужской области на период 2023-2027 годы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 769 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ - разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.
Согласно пункту 1 статьи 770 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнитель обязан провести научные исследования лично. Он вправе привлекать к исполнению договора на выполнение научно-исследовательских работ третьих лиц только с согласия заказчика.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Закон о науке) (научно-исследовательская) деятельность - это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе: фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды; прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач; поисковые научные исследования - исследования, направленные на получение новых знаний в целях их последующего практического применения (ориентированные научные исследования) и (или) на применение новых знаний (прикладные научные исследования) и проводимые путем выполнения научно-исследовательских работ.
Научно-техническая деятельность - это деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.
Частью 1 статьи 3 Закона о науке предусмотрено, что научная и (или) научно - техническая деятельность осуществляется в порядке, установленном Законом о науке, физическими лицами - гражданами Российской Федерации, а также иностранными гражданами, лицами без гражданства в пределах прав, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и юридическими лицами при условии, если научная и (или) научно-техническая деятельность предусмотрена их учредительными документами.
Согласно ГОСТ 15.101-98 "Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП). Порядок выполнения научно-исследовательских работ", утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 03.09.1999 N 286-ст, научно-исследовательская работа (НИР) - это комплекс теоретических и (или) экспериментальных исследований, проводимых с целью получения обоснованных исходных данных, изыскания принципов и путей создания (модернизации) продукции.
В силу пункта 4.4 указанного ГОСТа, процесс выполнения НИР в общем случае состоит из следующих этапов: выбор направления исследований; теоретические и экспериментальные исследования; обобщение и оценка результатов исследований, выпуск отчетной научно-технической документации по НИР; предъявления работы к приемке и ее приемка.
Таким образом, системообразующим признаком научно-исследовательской деятельности, независимо от целей и задач, которые она преследует, является получение и применение новых знаний в ходе ее осуществления. При этом, научная новизна работ может быть обусловлена как требованиями к результатам работ, указанным в техническом задании, так и нормативным правовым актом, регламентирующим правоотношения в указанной сфере.
Согласно Технического задания (Приложению N1 к контракту, Раздел II конкурсной документации) установлено, что основной целью выполнения НИР является разработка предложений по развитию сетевой инфраструктуры и генерирующих мощностей, обеспечению удовлетворения долгосрочного и среднесрочного спроса на электрическую энергию и мощность, формирование стабильных и благоприятных условий для привлечения инвестиций в строительство объектов электроэнергетики.
При этом, основными задачами выполнения НИР являются:
- разработка предложений по скоординированному развитию объектов генерации (с учетом демонтажей) и электросетевых объектов номинальным классом напряжения 110 кВ и .выше по энергосистеме Калужской области (далее - ЭС) на 2023-2027 годы по годам;
- разработка предложений по развитию электрической сети номинальным классом напряжения 110 кВ и выше по ЭС на 2023-2027 годы для обеспечения надежного функционирования в долгосрочной перспективе;
- обеспечение координации планов развития топливно-энергетического комплекса.
Между тем, в Техническом задании к Конкурсу не указано, что целями и задачами проведения работ является получение новых знаний, не известных науке ранее или использование впервые внедренных результатов научных работ, не использованных ранее.
Схема и программа развития электроэнергетики субъекта РФ (далее - СиПР) разрабатывается в соответствии с Правилами разработки и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 г N 823 "О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики" (далее - Правила).
В Постановлении Правительства РФ от 17.10.2009 г N 823, а также в утвержденных им Правилах не указано, что работы по разработке СиПР субъекта РФ являются научно- исследовательскими работами.
Согласно абз. 3 ч. 25 Постановления Правительства N 823 разработка СиПР субъекта РФ производится ежегодно и в срок до 1 мая подлежит утверждению высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, то есть работы по разработке СиПР субъекта РФ проводятся ежегодно каждым субъектом РФ.
Кроме того, в ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссией Калужского УФАС России было установлено, что в рамках данной работы по разработке схемы и программы перспективного развития субъекта РФ производится анализ, систематизация исходных данных энергосистемы субъекта РФ и последующее математическое моделирование исходя из имеющихся в настоящее время знаний науки и техники. Выполнение данной работы не предусматривает получение новых научных знаний и изучения возможности применения новых знаний.
Таким образом, в ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что в Техническом задании (Приложение N1 к контракту, Раздел II конкурсной документации) отсутствуют требования, указывающие на необходимость решения каких-либо научно-исследовательских задач.
На основании вышеизложенного, действия Заказчика при утверждении конкурсной документации не соответствуют пункту 8 части 1 статьи 54.3, части 8 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы заявителя признается обоснованным.
4. Согласно довода жалобы заявителя, установление критериев оценки таким именно образом, что победителем закупки будет являться лицо, обладающий только максимальным количеством исполненных аналогичных договоров устраняет конкуренцию в закупке как таковую и позволяет заключить контракт определенному участнику по максимальной цене, вне зависимости от участия в закупке иных участников.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Согласно пункту 27 Постановления N 1085 показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть, следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Таким образом, Постановлением N 1085 не предусмотрено установление в конкурсной документации всех вышеперечисленных показателей одновременно.
Кроме того, Комиссия Калужского УФАС России обращает внимание заявителя жалобы на то обстоятельство, что в соответствии с пунктом 11 Постановления N 1085 установлено право заказчика для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода жалобы заявителя.
5. Согласно довода жалобы заявителя, 3аказчиком установлено требование к опыту участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема, а именно, что оценке подлежат только успешно исполненные участником конкурса аналогичные контракты (договоров) сопоставимые по характеру с предметом конкурса, исполненных без применения неустоек (штрафов, пеней).
По мнению заявителя, данное требование также ограничивает конкуренцию, поскольку наличие штрафных санкций и неустоек не свидетельствует об отсутствии у Участника надлежащего опыта выполнения аналогичных работ.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Согласно конкурсной документации по показателю "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракт, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (НЦБi)
Значимость критерия оценки - 80%
коэффициент значимости критерия оценки (КЗ) - 0,8
Также, предметом оценки является наличие успешно исполненных контрактов/договоров на выполнение работ (оказание услуг) по разработке схем и программ развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации за последние пять лет, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе на право заключить который проводится конкурс.
Указанные контракты должны быть исполнены без применения неустоек (штрафов, пеней).
Порядок оценки: Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки "квалификация участника конкурса", определяется по формуле:
НЦБi= КЗ x 100 x (Ki / K max)
где:
НЦБi - количество баллов, присуждаемых участнику закупки по показателю "Опыт участника закупки по успешному выполнению работ по разработке схем и программ развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации"
КЗ - коэффициент значимости показателя; КЗ = 1
К i - предложение участника закупки, заявка которого оценивается
К max - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участникам и закупки
В силу подпункта "б" пункта 27 Постановления N 1085 показателем нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" является в частности показатель "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
Исходя из самого наименования показателя следует, что для того, чтобы опыт оценивался как соответствующий, должны соблюдаться три условия:
- работы должны быть сопоставимого характера;
- работы должны быть сопоставимого объема:
- работы должны быть успешно выполнены.
Таким образом, прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, а также значимость каждого показателя, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения принадлежит заказчику.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода жалобы заявителя.
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "ПроектБалтЭнерго" обоснованной в части нарушения, установленного в пункте 3 мотивировочной части Решения, в остальной части необоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - Министерство строительства и ЖКХ Калужской области при утверждении конкурсной документации нарушения пункта 8 части 1 статьи 54.3, части 8 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику - Министерству строительства и ЖКХ Калужской области предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ путем аннулирования открытого конкурса в электронной форме N 0137200001221002730.
4. Оператору электронной площадки - ООО "РТС - тендер" обеспечить возможность заказчику - Министерству строительства и ЖКХ Калужской области аннулировать открытый конкурс в электронной форме N 0137200001221002730.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
<_> |
<_> |
<_> |
<_> |
<_> |
<_> |
<_> |
<_> |
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 28 июля 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.07.2021