Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная приказом Коми УФАС России от 24.11.2020 N 236 "О создании постоянно действующей комиссии по проведению внеплановых проверок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в составе: <__..> (далее - Комиссия Коми УФАС России), провела внеплановую проверку по жалобе общества с ограниченной ответственностью "Прайд" (167000, Республика Коми, город Сыктывкар, улица Юхнина, дом 8, квартира 62; ОГРН: 1131101009050, ИНН: 1101146760, КПП: 110101001) (далее - ООО "Прайд") от 13.07.2021 N 111, поступившей в Коми УФАС России посредством сайта solutions@fas.gov.ru (обращение N 33-212782) (вх. от 13.07.2021 N 3596-э) на действие заказчика - государственного учреждения "Коми республиканский онкологический диспансер" (167904, Республика Коми, город Сыктывкар, поселок городского типа Краснозатонский, Нювчимское шоссе, дом 46; ОГРН: 1021100517712, ИНН: 1101487150, КПП: 110101001) (далее - ГУ "КРОД") при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по текущему ремонту помещений главного корпуса Государственного учреждения "Коми республиканский онкологический диспансер" по адресу г. Сыктывкар, шоссе Нювчимское дом N 46", извещение N 0307200030621001245 (далее - жалоба, электронный аукцион, закупка),
при участии:
<__..>, представителя государственного казенного учреждения Республики Коми "Центр обеспечения организации и проведения торгов" (далее - ГКУ РЦ "ЦОО и ПТ") по приказу от 24.05.2021 N 44-л;
<__..>, представителя ГУ "КРОД" по доверенности от 11.01.2021;
<__..>, представителя ГУ "КРОД" по доверенности от 22.07.2021,
УСТАНОВИЛА:
В Коми УФАС России посредством сайта solutions@fas.gov.ru поступила жалоба ООО "Прайд" (обращение N 33-212782) о нарушении заказчиком - ГУ "КРОД" требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона.
На основании пунктов 1, 2 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба возвращена.
Согласно пункту 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Заявителем обжаловано бездействие заказчика - ГУ "КРОД" в части не установления к участникам закупки требования об обязательном членстве в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капительного строительства, тогда как, согласно доводов заявителя, сметная документация, являющаяся составной частью документации об электронном аукционе, содержит работы, относящиеся к работам по капитальному ремонту объекта капительного строительства.
В связи с наличием в жалобе информации о возможных нарушениях требований Закона о контрактной системе, в Коми УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
ООО "Прайд", ГУ "КРОД", ГКУ РЦ "ЦОО и ПТ", акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - оператор электронной площадки) надлежащим образом о времени и месте заседания Комиссии Коми УФАС России по проведению внеплановой проверки извещены посредством электронной почты.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения обращения отсутствие представителей ООО "Прайд", оператора электронной площадки не препятствует рассмотрению обращения по существу.
ГУ "КРОД", ГКУ РЦ "ЦОО и ПТ" в письмах от 20.07.2021 N 2721 (вх. от 21.07.2021 N 3195), от 20.07.2021 N 09-02/31 (вх. от 20.07.2021 N 3175) представлены возражения относительно довода заявителя.
Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки пришла к нижеследующим выводам.
1. Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГУ "КРОД", уполномоченным учреждением - ГКУ РЦ "ЦОО и ПТ".
Объект закупки - Выполнение работ по текущему ремонту помещений главного корпуса Государственного учреждения "Коми республиканский онкологический диспансер" по адресу г. Сыктывкар, шоссе Нювчимское дом N 46.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 9 276 311,00 руб.
Источник финансирования закупки: средства бюджетного учреждения за счет средств ОМС.
Извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС, официальный сайт) 05.07.2021.
Осуществление закупки проводится заказчиком не в рамках исполнения национальных (федеральных) проектов.
2. В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион в электронной форме.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Пунктом 1 части 1, частями 5, 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В силу части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании объекта закупки в документации о закупке.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно частям 2, 3 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Наименование и описание объекта закупки определено заказчиком в разделе III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об электронном аукционе (далее - Техническое задание).
По пункту 2 Технического задания: "Выполнение работ - согласно сметной документации (локальной смете N 1, локальной ресурсной ведомости), представленной отдельными файлами, в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, действующих на территории Российской Федерации".
Согласно материалам жалобы, сведений с официального сайта, локальная смета N 1, локальная ресурсная ведомость к локальной смете N 1 представлены отдельными файлами в составе документации об электронном аукционе.
Частями 6, 8.1 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, при проведении текущего ремонта зданий, сооружений может осуществляться замена и (или) восстановление отдельных элементов строительных конструкций таких зданий, сооружений (за исключением элементов несущих строительных конструкций), элементов систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения таких зданий, сооружений.
Минстрой России в письме от 27.02.2018 N 7026-АС/08 "Об определении видов ремонта" указало: "Как правило, к текущему ремонту относят устранение мелких неисправностей, выявляемых в ходе повседневной эксплуатации основного средства, при котором объект практически не выбывает из эксплуатации, а его технические характеристики не меняются, работы по систематическому и своевременному предохранению основных средств от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий; к капитальному ремонту - относят восстановление утраченных первоначальных технических характеристик объекта в целом, при этом основные технико-экономические показатели остаются неизменными"
Согласно пункту 4.1 Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденных приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. N 312 (далее - ВСН 58-88 (р)): "Текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию). При этом должны учитываться природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации здания или объекта. Продолжительность их эффективной эксплуатации до проведения очередного текущего ремонта приведена в рекомендуемом прил. 3, а состав основных работ по текущему ремонту - в рекомендуемом прил. 7".
Согласно пункту 5.1. ВСН 58-88 (р): "капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории".
Согласно приложению 1 "Основные термины и определения" ВСН 58-88 (р):
"Текущий ремонт здания - ремонт здания с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного оборудования, а также поддержания эксплуатационных показателей.
Капитальный ремонт здания - ремонт здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей".
Комиссия Коми УФАС России, изучив сметную документацию (локальную смету N 1, локальную ресурсную ведомость к локальной смете N 1), представленной отдельными файлами в составе документации об электронном аукционе, пришла к выводу, что работы, являющиеся объектом закупки, относятся к текущему ремонту, следовательно, у заказчика отсутствовала необходимость установления дополнительных требований, связанных с наличием членства участника закупки в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Заявитель на заседание Комиссии Коми УФАС России явку представителей не обеспечил, в составе жалобы не указал конкретных видов работ, которые относятся к работам капитального характера.
Бездействие заказчика - ГУ "КРОД" в части неустановления при осуществлении закупки дополнительных требований, связанных с наличием членства участника закупки в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
При проведении внеплановой проверки в обжалуемых действиях заказчика - ГУ "КРОД" нарушений требований законодательства о контрактной системе не выявлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <__..>
Члены Комиссии <__..>
<__..>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 22 июля 2021 г. N 011/06/99-498/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2021