Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Макситрейд" (424006, Россия, Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, Вашская ул., д. 8, помещ. 22, ОГРН: 1181215002957, ИНН: 1215223954, КПП: 121501001) (далее - ООО "Макситрейд") от 15.07.2021 N 212 (вх. от 15.07.2021 N 3648э) на действия заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Сосногорская центральная районная больница" (169500, Республика Коми, Сосногорск город, Загородная улица, 1, ОГРН: 1021100950397, ИНН: 1108007780, КПП: 110801001) (далее - ГБУЗ РК "Сосногорская центральная районная больница") при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка медицинских изделий", извещение N 0307300039621000207 (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),
при участии в рассмотрении жалобы в формате веб-видеоконференции: <_>, представителя ООО "Макситрейд" по доверенности от 19.07.2021 N 67/2021,
УСТАНОВИЛА:
ООО "Макситрейд", ГБУЗ РК "Сосногорская центральная районная больница", общество с ограниченной ответственностью "РТС-тендер" о времени, дате, месте, формате рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.
ГБУЗ РК "Сосногорская центральная районная больница" в письме от 20.07.2021 N 3962 просило рассмотреть жалобу в отсутствие своих представителей.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ГБУЗ РК "Сосногорская центральная районная больница", общества с ограниченной ответственностью "РТС-тендер", не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
ООО "Макситрейд" обжалованы действия заказчика - ГБУЗ РК "Сосногорская центральная районная больница" при определении положений документации об электронном аукционе, касающихся описания объекта закупки, в части:
-включения в описание объекта закупки требования к закупаемому товару, обозначенного в позициях 1-6 раздела III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание) документации об электронном аукционе: "наличие на упаковке знак latex free".
Согласно доводам жалобы, фактически заказчиком установлено требование не к отсутствию латекса в составе закупаемых изделий (что может составлять потребность заказчика), а к маркировке на упаковке, что, в свою очередь, влечет за собой ограничение количества участников закупки, поскольку многие отечественные изделия, не содержащие латекс, не имеют указанной маркировки;
-невключения в документацию об электронном аукционе обоснования необходимости использования дополнительных характеристик закупаемого товара, не предусмотренных Каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что, согласно позиции заявителя, не соответствует требованиям пункта 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145.
ГБУЗ РК "Сосногорская центральная районная больница" в письме от 20.07.2021 N 3962 (вх. от 21.07.2021 N 3751-э) заявлены возражения относительно позиции заявителя.
Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), изучив материалы жалобы, пришла к нижеследующим выводам.
1. Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГБУЗ РК "Сосногорская центральная районная больница".
Объектом закупки явилась поставка медицинских изделий.
Начальная (максимальная) цена договора составила 827 293,55 руб.
Источником финансирования закупки явились средства бюджетного учреждения.
Извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 08.07.2021, в редакции N 2 - 09.07.2021.
2. Согласно частям 1, 4 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Для проведения электронного аукциона заказчик разрабатывает и утверждает документацию об электронном аукционе.
По пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
2.1. Описание объекта закупки определено заказчиком в разделе III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание) документации об электронном аукционе (далее - Техническое задание).
Пункты 1, 3-6 Технического задания содержат требования к закупаемому товару - шприцу общего назначения, в том числе, наряду с прочими, требование: "наличие на упаковке знак latex free".
Пункт 2 Технического задания содержит требования к закупаемому товару - шприцу туберкулиновому, в том числе, наряду с прочими, требование: "наличие на упаковке знак latex free".
Согласно доводам заказчика, изложенным в отзыве на жалобу от 20.07.2021 N 3962 (вх. от 21.07.2021 N 3751-э), наличие на упаковке знака latex free обусловлено потребностью заказчика в снижении риска возникновения аллергических реакций на белки, входящие в состав натурального латекса.
Таким образом, заказчик определил свою потребность в определенном составе изделия.
Вместе с тем, требование "наличие на упаковке знака latex free" не является требованием к отсутствию латекса в составе закупаемых изделий, а является требованием к маркировке на упаковке, тогда как маркировка товара не относится к функциональной, технической, качественной характеристикой объекта закупки.
В Коми УФАС России отсутствуют, заказчиком в материалы жалобы не представлено объективных доказательств необходимости установленного требования к маркировке, а также доказательств того, что наличие на упаковке знака "latex free" - единственный способ удостовериться в том, что в составе медицинского изделия отсутствует латекс.
При этом Комиссия Коми УФАС России отмечает, что заказчик вправе определить свою потребность (отсутствие латекса в составе), вместе с тем, установление конкретной формы удостоверения в этом ("наличие на упаковке знака "latex free") не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 33, пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Действие заказчика - ГБУЗ РК "Сосногорская центральная районная больница" в части включения в пункты 1-6 Технического задания требования к закупаемому товару: "наличие на упаковке знака "latex free", не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33, пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2.2. Согласно частей 5, 6 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
По пунктам 2, 3 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила), под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.
Формирование и ведение каталога осуществляется в единой информационной системе в сфере закупок, в том числе путем информационного взаимодействия с иными информационными системами в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информационными системами, ведение которых осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
По подпунктам г), д) пункта 10 Правил в позицию каталога включается следующая информация: информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил; справочная информация.
По подпункту а) пункта 13 Правил в описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" включается в том числе следующая информация: потребительские свойства и иные характеристики товара, работы, услуги, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости).
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145.
По подпункту б) пункта 2, пунктам 4, 5, 6, 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд каталог используется заказчиками, в том числе, в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, указанных в настоящем пункте.
В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Комиссией Коми УФАС России установлено, что заказчиком в Техническое задание включены дополнительные характеристики в закупаемому товару, которые не предусмотрены соответствующей позицией товара в Каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Вместе с тем, Техническое задание содержит обоснование необходимости использования дополнительной информации: "Дополнительные требования в отношении функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара включены на основании п. 5, п. 6 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и обусловлены потребностями заказчика в части технических и качественных характеристик объекта закупки, являющихся значимыми в целях оказания квалифицированной медицинской помощи, необходимостью обеспечения получения достоверного результата при оптимальных условиях. Учитывая, что целями закупки является обеспечение условий оказания медицинской помощи при описании объекта закупки использованы не только показатели, требования и терминология, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее по тексту - Стандарты), но и иные показатели, требования и терминология, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров требованиям заказчика. Применение иных показателей обусловлено необходимостью отражения потребностей заказчика в части технических и качественных характеристик объекта закупки, в том числе функциональных и иных параметров, не регламентированных соответствующими Стандартами, но являющихся значимыми относительно потребности заказчика".
Согласно доводов жалобы, обоснование установления дополнительных требований к закупаемому товару является ненадлежащим.
Вместе с тем, законодательством о контрактной системе не предусмотрены требования к формированию обоснования необходимости указания требуемых характеристик к товару.
Комиссией Коми УФАС России по результатам рассмотрения обоснования установления дополнительных требований к закупаемому товару, содержащегося в Техническом задании, нарушений требований постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 не установлено.
Действие заказчика - ГБУЗ РК "Сосногорская центральная районная больница", в части определения содержания обоснования установления дополнительных требований к закупаемому товару, содержащегося в Техническом задании, не противоречит требованиям постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145.
Согласно части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу в части включения в описание объекта закупки неправомерного требования к закупаемому товару, обозначенного в позициях 1-6 Технического задания документации об электронном аукционе: "наличие на упаковке знак latex free" - обоснованной, в остальной части - необоснованной.
2. Признать действие заказчика - ГБУЗ РК "Сосногорская центральная районная больница", в части включения в пункты 1-6 Технического задания требования к закупаемому товару: "наличие на упаковке знака "latex free", не соответствующим пункту 1 части 1 статьи 33, пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. С учетом стадии закупки, характера установленного нарушения Закона о контрактной системе, выдать заказчику - ГБУЗ РК "Сосногорская центральная районная больница", предписание об устранении установленного нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе посредством аннулирования закупки.
4. Решить вопрос о передаче уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России материалов жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела в отношении должностного лица заказчика, допустившего установленное нарушение Закона о контрактной системе.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 22 июля 2021 г. N 011/06/33-506/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2021