Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
МА МО п. Петро-Славянка (далее - Заказчик):;
АО "Автодор" (далее - Заявитель):;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 22962-ЭП/21 от 14.07.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по текущему ремонту асфальтобетонного покрытия дороги в пределах границ МО п. Петро-Славянка (извещение N 0172300004921000005) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 30.04.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172300004921000005.
Начальная (максимальная) цена контракта - 21 291 007,60 рубль.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились, в установлении ненадлежащего порядка оценки конкурсных заявок.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки является предметом нестоимостной оценки заявки, полученной от участника закупки.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу п.п. 10 и 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению либо оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций, заказчик обязан установить следующие величины значимости критериев оценки:
значимость стоимостных критериев оценки - 40 процентов;
значимость нестоимостных критериев оценки - 60 процентов.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), допускается установление в документации о закупке в качестве нестоимостных критериев оценки исключительно критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", показателей такого критерия, указанных в пункте 27(2) настоящих Правил.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению либо оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций, заказчик обязан установить показатель, указанный в подпункте "б" пункта 27 настоящих Правил. При этом значимость показателя должна составлять не менее 45 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
В соответствии с п. 27 Правил Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателю "функциональные, потребительские свойства товара", следовательно, в случае его использования, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Разделом 14 конкурсной документации предусмотрен следующий порядок оценки участников по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, выраженный в общем количестве исполненных контрактов (договоров)":
"14.2.1.2. Порядок оценки заявок по критерию "Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - "Квалификация участника закупки").
Коэффициент значимости критерия: 0,4.
В соответствии с пунктом 10 Правил в отношении нестоимостного критерия оценки "Квалификация участника закупки" предусмотрен показатель, раскрывающий содержание критерия оценки и учитывающий особенности оценки по критерию:
"Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, выраженный в общем количестве исполненных контрактов (договоров)" - величина/коэффициент значимости показателя: 100% / 1,00.
Для получения оценки (значения в баллах) по показателю для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами комиссии по показателю.
Для получения рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию "Квалификация участника закупки", умножается на соответствующий указанному критерию коэффициент значимости.
1) Оценка по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, выраженный в общем количестве исполненных контрактов (договоров)".
Количество баллов, присуждаемых по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, выраженный в общем количестве исполненных контрактов (договоров)", определяется согласно таблице N 1:
Таблица N1
Наименование показателя |
Значение показателя |
Шкала оценки в баллах |
Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, выраженный в общем количестве исполненных контрактов (договоров) (величина/коэффициент значимости показателя: 100% / 1,00) |
Отсутствие исполненных контрактов (договоров) |
0 |
Наличие от одного до трех (включительно) исполненных контрактов (договоров) |
25 |
|
Наличие от четырех до шести (включительно) исполненных контрактов (договоров) |
50 |
|
Наличие от семи до девяти (включительно) исполненных контрактов (договоров) |
75 |
|
Наличие от десяти и более исполненных контрактов (договоров) |
100 |
Для расчета баллов по показателю учитывается общее количество представленных участником исполненных контрактов (договоров), удовлетворяющих требованиям настоящего пункта конкурсной документации.
Количество предоставленных участником контрактов (договоров) не ограничивается.
Лучшим условием для данного показателя является наибольшее значение показателя оценки.
Участнику, не представившему информацию по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, выраженный в общем количестве исполненных контрактов (договоров)" присваивается 0 баллов.
По показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, выраженный в общем количестве исполненных контрактов (договоров)" учитываются выполненные участником закупки в качестве генерального подрядчика работы по ремонту автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения в рамках контрактов (договоров), заключенных и исполненных до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Информация о таких контрактах (договорах) должна быть доступна в единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Для подтверждения опыта выполнения работ по критерию "Квалификации участника закупки" участником представляются сведения по рекомендуемой форме "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" (приложение N 1 к конкурсной документации) и копии следующих документов:
а) контрактов (договоров) на выполнение участником закупки в качестве генерального подрядчика работ по ремонту автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения в рамках контрактов (договоров), заключенных и исполненных до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", со всеми обязательными приложениями;
б) всех дополнительных соглашений и изменений к таким контрактам (договорам) (при наличии), в том числе соглашения о расторжении (при наличии);
в) актов выполненных работ по контрактам (договорам) или иных документов, предусмотренных положениями контракта (договора) о приемке выполненных работ, подтверждающих факт выполненных работ согласно условиям контракта (договора), содержащих все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете";
В случае отсутствия в составе заявки участника закупки копий документов, перечисленных в подпунктах а), б) (при наличии) и в) настоящего пункта конкурсной документации, подтверждающих сведения по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, выраженный в общем количестве исполненных контрактов (договоров)", в том числе при наличии сведений в форме "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" (приложение N 1 к конкурсной документации), количество контрактов (договоров) при оценке заявки участника закупки по показателю не учитывается.
В случае, если дата исполнения контракта (договора) не соответствует установленному периоду (до даты окончания подачи заявок), а также в случае несоответствия контрактов (договоров) иным требованиям установленным настоящим пунктом конкурсной документации к работам сопоставимого характера и объема, такой контракт (договор) при определении баллов по показателям не учитывается.
В случае наличия противоречия между сведениями об объеме, стоимости работ или количестве контрактов (договоров), указанными в рекомендуемой форме "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" (приложение N 1 к конкурсной документации), и сведениями об объеме, стоимости выполненных работ или количестве контрактов (договоров), определенными по фактически представленным в заявке участника копиям контрактов (договоров), копиям актов выполненных работ по данным контрактам (договорам) или иных документов, предусмотренных положениями контракта (договора) о приемке выполненных работ, учету подлежат фактически представленные участником копии контрактов (договоров), соответствующих условиям настоящего пункта конкурсной документации, со всеми приложениями и дополнениями к ним (при наличии), в том числе соглашением о расторжении (при наличии), копии документов, подтверждающих факт выполнения работ согласно условиям контракта (договора) (копии актов выполненных работ), а также иных документов, предусмотренных положениями контракта (договора) о приемке выполненных работ, в том числе копии справок о стоимости выполненных работ и затрат, информация о которых доступна и подтверждена в единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
В случае наличия противоречия между стоимостью работ, указанной в копиях актов выполненных работ по контрактам (договорам) или иных документах, предусмотренных положениями контракта (договора) о приемке выполненных работ, подтверждающих стоимость выполненных работ, и стоимостью работ, указанной в контракте (договоре) со всеми приложениями и дополнениями к нему (при наличии), в том числе соглашением о расторжении (при наличии), для расчета показателя принимается стоимость работ, указанная в копиях актов выполненных работ по контрактам (договорам) или иных документах, предусмотренных положениями контракта (договора) о приемке выполненных работ.
В случае отсутствия сведений в единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru), контракты (договоры), которые указаны в рекомендуемой форме "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" (приложение N 1 к конкурсной документации), и копии которых представлены со всеми приложениями и дополнениями к ним (при наличии), в том числе соглашением о расторжении (при наличии), копиями актов выполненных работ, а также иных документов, предусмотренных положениями контракта (договора) о приемке выполненных работ, копии справок о стоимости выполненных работ и затрат, при оценке заявки участника закупки по показателю учитываться не будут.
Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника конкурса по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, выраженный в общем количестве исполненных контрактов (договоров)" не является основанием для признания заявки на участие в конкурсе не соответствующей требованиям конкурсной документации.
При использовании рекомендуемой формы "Опыт участника по выполнению работ сопоставимого характера и объема" (приложение N 1 к конкурсной документации) участник конкурса указывает:
- в столбце 1 формы участник прописывает порядковый номер контракта (договора);
- в столбце 2 формы участник прописывает предмет исполненного контракта (договора);
- в столбце 3 формы участник прописывает дату и номер контракта (договора);
- в столбце 4 участник прописывает цену контракта (договора) (с учетом дополнительных соглашений, соглашения о расторжении), руб.;
- в столбце 5 формы участник прописывает дату фактического исполнения контракта (договора);
- в столбце 6 формы участник прописывает стоимость выполненных работ по контракту (договору) в соответствии с актами приемки выполненных работ, руб.;
- в столбце 7 формы участник прописывает реестровый номер контракта (договора) в реестре контрактов, заключенных заказчиками/реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки или номер извещения о закупке, по результатам которой заключен контракт/договор."
В рассматриваемой части конкурсная документация содержит предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю) и инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией, что соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
В силу ч.ч. 1 и 9 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из анализа ч.ч. 1 и 9 ст. 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
В данной части конкурсная документация содержит исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателям), при этом каких-либо доказательств, свидетельствующих о невозможности выявления лучших условий исполнения контракта на основании спорного порядка оценки Заявителем не представлено.
Доказательств, которые подтверждали бы наличие каких-либо ограничительных факторов Заявитель не представил, при этом, учитывая, что Закон о контрактной системе, а также Правила не ограничивают право Заказчика самостоятельно формировать перечень документов и информации, подтверждающих соответствие, следовательно, данный довод жалобы не находит своего подтверждения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 32, 54.1, 54.2, 54.3, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу АО "Автодор" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 июля 2021 г. N 44-3509/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.07.2021