Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N60 Пушкинского района" (далее - Заказчик):
ООО "МЕДЭКСПЕРТ" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 22971-ЭП/21 от 14.07.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку шприцов для нужд СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N60 Пушкинского района" в 2021 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 30.06.2021 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200014021000047. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 827 932, 00 рублей.
В жалобе Заявитель обжалует действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе и выразившиеся в нарушении порядка дачи разъяснений положений документации об аукционе.
Информация, изложенная в жалобе, мотивированный отзыв Заказчика, а также информация, содержащаяся в ЕИС, подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с частями 3-4 ст. 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В силу ч. 4 указанной статьи Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Из содержания информации, размещенной в ЕИС, следует, что 12.07.2021 Заказчиком были размещены разъяснения положений документации об аукционе следующего содержания:
"Уважаемый заказчик!
Просьба обосновать в документации N 0372200014021000047 в позициях
Шприц общего назначения: ИГЛА В КОМПЛЕКТЕ - НАДЕТАЯ.
Согласно КТРУ: 32.50.13.110-00004568 Шприц общего назначения
Игла в комплекте - Одна и более
Просьба обосновать в документации в позициях
Шприц общего назначения: Диаметр иглы, мм: стоят конкретные значения.
Согласно КТРУ: 32.50.13.110-00004564 Конкретные размеры (диаметр игл) отсутствует.
Почему позиция 22 не имеет КТРУ и ОКПД2?
Просьба дать разъяснение и обоснование.
Ответ:
В документацию будут внесены изменения.".
Анализ размещенной в ЕИС информации позволяет прийти к выводу о том, что данный Заказчиком ответ на запрос участника закупки носит формальный характер и не может являться надлежащим разъяснением положений документации, поскольку содержание данного Заказчиком ответа не отвечает на поставленный участником закупки вопрос.
В связи с чем, Комиссия УФАС приходит к выводу, что данные Заказчиком разъяснения положений документации не удовлетворяют положениям ст. 65 Закона о контрактной системе и являются нарушением ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
2. В результате внеплановой проверки обстоятельств размещения рассматриваемой закупки Комиссией УФАС установлено следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны осуществить описание закупаемого товара с учетом положений Закона о контрактной системе.
Частью 6 ст. 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктами 3, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 установлено, что заказчики должны применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Из содержания документации об аукционе следует, что описание закупаемых Заказчиком товаров определено путем установления дополнительных требований, не предусмотренных КТРУ.
В частности, при описании товарной позиции "Шприц общего назначения" (код КТРУ - 32.50.13.110-00004568) Заказчиком установлено требование: Игла - надетая.
Комиссия УФАС констатирует, что КТРУ содержит следующее описание указанного товара: Градуированный объем шприца: 0.5 - 1 (см[3*];^мл) , 150 - 160 (см[3*];^мл) , 150 (см[3*];^мл) , 120 - 150 (см[3*];^мл) , 100 - 120 (см[3*];^мл) , 100 (см[3*];^мл) , 60 - 100 (см[3*];^мл) , 50 - 60 (см[3*];^мл) , 50 (см[3*];^мл) , 30 - 50 (см[3*];^мл) , 30 (см[3*];^мл) , 20 - 30 (см[3*];^мл) , 20 (см[3*];^мл) , 10 - 20 (см[3*];^мл) , 10 (см[3*];^мл) , 7 - 10 (см[3*];^мл) , 5 - 7 (см[3*];^мл) , 5 (см[3*];^мл) , 3 - 5 (см[3*];^мл) , 3 (см[3*];^мл) , 2 - 3 (см[3*];^мл) , 2 (см[3*];^мл) , 1 (см[3*];^мл) , 1 - 2 (см[3*];^мл) . Игла в комплекте: Одна и более. Коннектор: Луер Слип.
Также Комиссия УФАС отмечает, что при описании товарной позиции "Шприц общего назначения" (код КТРУ - 32.50.13.110-00004564) Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования:
Объем, мл 2
Диаметр иглы, мм 0,6
Длина иглы, мм 25 и
39
В свою очередь, КТРУ не содержит требований в отношении указанных выше показателей.
При этом, Комиссия УФАС отмечает, что при описании вышеперечисленной закупаемой продукции Заказчиком не приведено обоснования необходимости установления требования о надетой на шприц игле, не предусмотренного в КТРУ.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что требование о надетой игле не является существенным для Заказчика и было внесено в документацию ошибочно в результате технической ошибки.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС констатирует наличие в действиях Заказчика нарушения Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, что нарушает положение ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
Кроме того, принимая во внимание пояснения Заказчика относительно того, что установленное Заказчиком требование о надетой игле является несущественным для Заказчика и не вызвано необходимостью удовлетворения его потребностей, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что рассматриваемое значение показателя не определено потребностью Заказчика, а, следовательно, нарушает требование ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Принимая во внимание ранее выданное Заказчику, аукционной комиссии предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе, Комиссия УФАС не находит оснований для повторной выдачи предписания об устранении выявленных в рамках рассмотрения настоящей жалобы нарушений.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 59, 64, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МЕДЭКСПЕРТ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 4 ст. 65, ч. 6 чт. 23, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать в связи с ранее выданным.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 июля 2021 г. N 44-3480/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.07.2021