Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя СПб ГБУ "Мостотрест" (далее - Заказчик):,
в отсутствие представителей ООО "Стройресурс" (далее - Заявитель) надлежащим образом уведомленных о месте и времени заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 22577-ЭП/21 от 12.07.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на услуги по защите 25 объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства (далее - Конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 27.05.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200290021000083.
Начальная (максимальная) цена контракта - 36 698 170,33 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились:
- в нарушении правил описания объекта закупки;
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Согласно п. 3.32 Административного регламента по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии может быть объявлен перерыв. При объявлении перерыва лицам, присутствующим на заседании Комиссии, объявляется о дате, времени и месте продолжения заседания Комиссии. Письменное уведомление о месте, дате и времени рассмотрения жалобы после перерыва не направляется. При объявлении перерыва срок рассмотрения жалобы не приостанавливается и не продлевается.
После окончания перерыва заседание Комиссии продолжается с момента, на котором заседание было прервано. В случае если после окончания перерыва изменился состав Комиссии, то рассмотрение жалобы и проведение внеплановой проверки начинается заново.
16.07.2021 Комиссией УФАС принято решение об объявлении перерыва в заседании, после которого рассмотрение жалобы продолжалось тем же составом Комиссии УФАС.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Анализ раздела 4 "Наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона, а также требований к техническим (функциональным) характеристикам товаров (работ, услуг) в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях реализации национальных проектов, предусмотренных каталогом товаров работ, услуг, без установки дополнительных характеристик" конкурсной документации показал, что в объект закупки включены, в том числе, следующие услуги:
"4.2.2. Защита ОТИ от АНВ стационарными круглосуточными постами ПТБ в пунктах управления обеспечения транспортной безопасности (далее - ПУ ОТБ).
Защита ОТИ должна обеспечиваться Исполнителем вне зависимости от технической защищенности и оснащенности ОТИ, исходя из фактического состояния и наличия ТСОТБ".
Заявитель утверждает, что вышеуказанные положения описания объекта закупки противоречат нормам законодательства в сфере транспортной безопасности.
Заказчик пояснил, что п.п 1.2 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон) установлено, что план обеспечения транспортной безопасности (далее - План ОТБ) соответственно объекта транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ), определяют меры, реализуемые субъектами транспортной инфраструктуры по исполнению соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Пунктом. 2 ст. 9 Федерального закона определено, что реализация планов ОТБ ОТИ осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов ОТБ и сроки их реализации определяются соответствующим планом ОТБ.
В соответствии с п.п. 10 п. 7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства установленные постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 N 2201 (далее - Требования), субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности ОТИ обязаны утвердить в течение 2 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ, за исключением случаев, предусмотренных в настоящем подпункте, следующие организационно-распорядительные документы, которые направлены на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, заверены субъектом транспортной инфраструктуры и копии которых прилагаются к плану объекта транспортной инфраструктуры:
положение (устав) сформированного подразделения транспортной безопасности - в случае формирования субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, а в случае привлечения субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности - к плану объекта транспортной инфраструктуры прилагается копия положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и копия договора о привлечении указанного подразделения в срок до одного месяца (для субъектов транспортной инфраструктуры, осуществляющих закупки работ и услуг в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в срок до 5 месяцев) с даты утверждения Федеральным дорожным агентством плана ОТИ.
По мнению Заявителя предполагается привлечение подразделения транспортной безопасности только в случае оснащения субъектом транспортной инфраструктуры ОТИ инженерно-техническими системами, а также техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (далее - ИТС и ТСОТБ).
Однако, в соответствии с п.п. 7 п. 7 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности ОТИ обязаны реализовать план обеспечения безопасности объекта поэтапно, не позднее 2 лет со дня присвоения категории ОТИ, так же и в части оснащения ОТИ ИТС и ТСОТБ.
Защита ОТИ от актов незаконного вмешательства осуществляется в соответствии с Планом ОТБ, с учетом реализации данного Плана ОТБ в части оснащения ОТИ ИТС и ТСОТБ, данная позиция так же подтверждается п.п. 34 п. 7 Требований в которой указано, что в случае выявления нефункционирующих и (или) неисправных технических средств обеспечения транспортной безопасности, наличие которых определено Планом ОТБ ОТИ, а также в случаях невозможности выполнения с их помощью положений настоящего документа ввести в соответствии с указанным Планом ОТБ иные меры по обеспечению транспортной безопасности. При невозможности обеспечить введенными иными мерами реализацию положений настоящего документа ограничить функционирование объекта транспортной инфраструктуры и (или) изменить порядок эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры.
Таким образом, данные условия конкурсной документации не противоречат законодательству, а довод жалобы не находит своего подтверждения.
2. Заявитель в жалобе указывает, что описание объекта закупки в части пункта 4.1.2 документации не соответствует положениями Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В силу п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
Из содержания конкурсной документации следует, что Заказчиком определено, в том числе, следующее требование к закупаемой услуге:
4.1.2. Информирование операторов единого ПУ ОТБ о случаях нарушения общественного порядка на ОТИ, о правонарушениях и преступлениях на ОТИ, о каждом факте несанкционированного проникновения на ОТИ, в том числе через выставленные на время разводки-наводки мостов переносные ограждения.
4.2.1. Защита ОТИ от АНВ стационарными круглосуточными постами ПТБ.
. В период разводки пролетных строений мостов стационарные круглосуточные посты ПТБ осуществляют перекрытие движения транспорта и пешеходов на ОТИ в соответствии с регламентами СПб ГБУ "Мостотрест" по разводки и наводки мостов.
Из возражений Заказчика следует, что подпункт 4.1.2 конкурсной документации предусматривает информирование операторов ЕПУ о нарушении на ОТИ общественного порядка, правонарушения и преступления, а также о фактах несанкционированных проникновений с целью установления причин и условий способствующих совершению актов незаконного вмешательства.
В соответствии с п.п. 3 п. 2 ст. 12 Федерального закона, субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны: оказывать содействие в выявлении, предупреждении и пресечении актов незаконного вмешательства, установлении причин и условий, способствующих их совершению.
В соответствии с п.п. 2 п. 2 ст. 2 Федерального закона определено, что основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: определение угроз совершения актов незаконного вмешательства.
Приказом Минтранса РФ N 52, ФСБ РФ N112, МВД РФ N 134 от 05.03.2010 "Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" утвержден перечень потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность ОТИ.
Действия физических лиц, направленные на несоблюдение общественного порядка, совершившие или подготавливающее совершение правонарушений, преступлений или несанкционированный проход на ОТИ может являться потенциальной угрозой совершения в отношении ОТИ акта незаконного вмешательства исходя из установленного перечня потенциальных угроз.
В соответствии с п. 6 ст. 4 Федерального закона установлено, что обеспечение защиты от актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов, зданий, строений, сооружений, не отнесенных в соответствии с настоящим Федеральным законом к объектам транспортной инфраструктуры, и объектов, строительство которых не завершено и которые расположены в границах (на территории) объектов транспортной инфраструктуры, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом с учетом категории соответствующего объекта транспортной инфраструктуры. Порядок обеспечения защиты таких объектов от актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов, определяется планом обеспечения транспортной безопасности соответствующего объекта транспортной инфраструктуры.
Планами обеспечения транспортной безопасности определен порядок реагирования сил обеспечения транспортной безопасности на подготовку к совершению акта незаконного вмешательства или совершение акта незаконного вмешательства, включая порядок информирования лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности об угрозах совершения в отношении ОТИ актов незаконного вмешательства.
Исходя из вышеизложенного, соблюдение той степени внимательности и осмотрительности необходимой для безопасного функционирования транспортного комплекса, выражающегося в информировании сил обеспечения транспортной безопасности обо всех потенциальных угрозах совершения актов незаконного вмешательства, или действиях направленных на создание таких условий, является основной задачей субъекта транспортной инфраструктуры и обязательным требованием для подразделений транспортной безопасности, осуществляющих защиту ОТИ от актов незаконного вмешательства.
В соответствии с п. 6 ст. 4 Федерального закона установлено, что обеспечение защиты от актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов, зданий, строений, сооружений, не отнесенных в соответствии с настоящим Федеральным законом к объектам транспортной инфраструктуры, и объектов, строительство которых не завершено и которые расположены в границах (на территории) объектов транспортной инфраструктуры, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом с учетом категории соответствующего объекта транспортной инфраструктуры. Порядок обеспечения защиты таких объектов от актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов, определяется планом обеспечения транспортной безопасности соответствующего объекта транспортной инфраструктуры.
Согласно п.п. 29 п. 7 Требований установлено, что субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на ОТИ в соответствии с организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, и утвержденным планом ОТБ ОТИ.
Планами обеспечения транспортной безопасности на ОТИ, а именно порядком привлечения подразделений транспортной безопасности включая группы быстрого реагирования (силы обеспечения транспортной безопасности) для защиты ОТИ от АНВ, предусмотрены действия дежурных смен ПТБ в период разводки пролетных строений ОТИ, где отражено что доступ транспортных средств и физических лиц на территорию ОТИ (включая сектор свободного доступа) прекращается. В целях исполнения данного пункта Плана ОТБ, а также в целях обеспечения транспортной безопасности, Планами ОТБ предусмотрено перекрытие движения транспорта и пешеходов силами подразделений транспортной безопасности в количестве зависящим от навигационного периода и иных причин разводки пролетных строений.
Планы ОТБ ОТИ определяют меры, реализуемые субъектами транспортной инфраструктуры по исполнению соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 8 Федерального закона и утверждаются компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.
Исходя из вышеизложенной меры предусмотренные планами ОТБ, направленные на обеспечение транспортной безопасности и утвержденные в компетентном органе являются законными и входят в функции подразделений транспортной безопасности.
Анализ вышеуказанных положений документации свидетельствует о том, что они установлено Заказчиком с учетом положений ст. 33 Закона о контрактной системе и не противоречат требованиям указанного закона.
В силу ч.ч. 1 и 9 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из анализа ч.ч. 1 и 9 ст. 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
В нарушение указанной нормы Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности вышеприведенных доводов, в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в конкурсе и ограничения количества участников закупки, а также документов и сведений, свидетельствующих о нарушении заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС также отмечает, что контроль за соблюдением требований по обеспечению охраны объектов транспортной инфраструктуры не относится к полномочиям антимонопольного органа, а, следовательно, Комиссия УФАС не дает правовую оценку указанным обстоятельствам.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС находит указанные доводы Заявителя необоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Стройресурс" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 июля 2021 г. N 44-3463/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2021