Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБСУСО "Дом ветеранов войны и труда N 1" (далее - Заказчик):
ООО "Восход Групп" (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. 22823-ЭП/21 от 13.07.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного на выполнение работ по текущему ремонту помещений, ХВС, ГВС и системы отопления в здании лит. А, В и устройству входа со стороны дворового фасада корпуса литера А СПб ГБСУСО "Дом ветеранов войны и труда N1" по адресу: г. Санкт-Петербург, г. Павловск, ул. Садовая, д. 49 (извещение номер 0372200160221000031) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 27.05.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200160221000031. Начальная (максимальная) цена контракта - 4 773 591,60 рублей.
В жалобе ООО "Восход Групп" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в утверждении ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
При этом заказчикам надлежит учитывать нормы, установленные ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе, согласно которым документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Инструкция по заполнению первой части установлена Заказчиком в приложении "Порядок заполнения формы" к документации об аукционе.
Согласно положениям инструкции по заполнению первой части заявок:
"6. в случае установления минимального числового значения показателя товараи установления максимального числового значения показателя товара, в требовании к значению показателя, с использованием в требовании к значению показателя слов/словосочетаний/знаков "не меньше_ _ ниже_", "
не меньше
меньше
", "не меньше
менее
", "не ниже
и менее
", "не менее
<
", "
-
<
", "не менее
меньше
", "не менее
и менее
", "
меньше
", "не ниже
меньше
", "не меньше
<
", "не ниже
ниже
", "
ниже
", "не менее
- ниже
", "
менее
", "не ниже
<
", "не меньше
- ниже
", "
не ниже
и ниже
", "
и
ниже
", "не менее
и <
", "не меньше
и меньше
", "не ниже
и <
", "
<
", "
не менее
меньше
", "не менее
- менее
", "
не ниже
- менее
", "не меньше
менее
", "не ниже
- меньше
", "
менее
", "
не менее
ниже
", "
и меньше
", "не меньше
- <
", при этом
наименование показателя содержит ":" и/или "-", участнику закупки в первой части заявки необходимо указать одно конкретное значение показателя, которое входит в установленный интервал или диапазон значений и должно быть не менее значения, которое указано в качестве минимального числового значения и должно быть менее значения, которое указано в качестве максимального числового значения в требовании к значению показателя, без использования в предложенном значении слов/словосочетаний/знаков "не меньше", "
не ниже", "
",
не менее
, "ниже", "меньше", "<",
менее
; руководствуясь данным положением инструкции при заполнении заявки, в предложении участника, при наличии указанных в данном положении инструкции слов/словосочетаний/знаков в требовании к значению показателя, не допускается указывать диапазон значений (два не равных числовых значения)" и т.д.
Схожие указания установлены в отношении показателей, для которых установлены минимальные и/или максимальные значения:
"8. в случае установление в требовании к значению показателя слов/словосочетаний/знаков "не больше", до
, "не выше", "
", "не более",
максимально
, при этом
наименование показателя содержит
:
и
-
либо не содержит
:
и
-
, то данный показатель
относится к показателю для которого установлено максимальное или минимальное числовое значение в требовании к значению показателя, и участник закупки в первой части заявки на участие представляет одно конкретное
значение показателя, не более числового значения установленного в требовании
к значению показателя, без использования в предложенном значении слов/словосочетаний/знаков "не больше","не выше", "
",
до
, "максимально". ; руководствуясь данным положением инструкции при заполнении заявки, в предложении участника, при наличии указанных в данном положении инструкции слов/словосочетаний/знаков в требовании к значению показателя, не допускается указывать диапазон значений (два не равных числовых значения)" и т.д.
При этом иные сочетания и комбинации слов, словосочетаний и знаков обязывают участников закупки предоставить значения показателей в неизменном виде:
"1. во всех остальных случаях, которые не описаны в инструкции, показатель относится к показателю, который неможет изменяться и участнику в заявке необходимо предоставить в неизменном виде наименование показателя, требование к значению показателя и единицу измерения (при наличии)".
Вышеуказанные положения инструкции составлены таким образом, что Заказчиком бессистемно и хаотично использованы комбинации, сочетающие в себе слова, словосочетания и знаки математического сравнения "выше", "больше", ">", "более", "свыше", "от", "не больше", "не выше", "не более", "", "до", "меньше", "<", "менее" и т.д., с использованием союза "и" и знака "-" либо без их использования. При этом различные сочетания обязывают участников закупки предоставлять значения тем или иным способом, относят показатели к различным видам, что при значительном объеме описания товаров (244 страницы требований), создает избыточную сложность при заполнении первой части заявки и имеет своей целью спровоцировать ошибки участников закупки при формировании заявки.
При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в утверждении ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки. Доводы жалобы являются обоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 59, 64, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Восход Групп" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 июля 2021 г. N 44-3531/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2021