Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени В. А. Алмазова" Минздрава России (далее - Заказчик):
ООО "АМПИР" (далее -Заявитель):;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 22226-ЭП/21 от 07.07.2021) на действия Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку расходных медицинских товаров (извещение N 0372100049621001192) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 07.06.2021 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100049621001192. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 267 875,44 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Информация, изложенная в жалобе, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно п. 9 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено данным Законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом, в том числе информация о преимуществах, предоставляемых заказчиком в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе.
В силу ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе должна содержать следующую информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В соответствии с ч.1 ст. 29 Закона о контрактной системе организациям инвалидов, являющимся участниками закупок, предоставляются преимущества, указанные в ч. 3 ст. 29 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.2 ст.29 Закона о контрактной системе преимущества распространяются на общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем восемьдесят процентов, и на организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем двадцать пять процентов.
Ч. 3 ст. 29 Закона о контрактной системе установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признана организация инвалидов, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Правила предоставления преимуществ общероссийским организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта и перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов (далее - Перечень), утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 341 "О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта" (далее - Постановление N 341).
Пунктом 3 Постановления N 341 установлено, что для получения преимущества участник закупки, являющийся организацией инвалидов, наряду с документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, заявляет в произвольной форме свое соответствие критериям, установленным частью 2 статьи 29 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 15.04.2014 N 341 организация инвалидов, признанная победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), представляет заказчику требование, составленное в произвольной форме, о предоставлении преимуществ, установленных в соответствии со статьей 29 Закона о контрактной системе.
Согласно сведениям извещения о проведении электронного аукциона номер 0372100049621001192 предметом закупки является поставка расходных медицинских товаров.
В соответствии с извещением о проведении закупки, а также аукционной документацией Заказчиком предусмотрены преимущества в отношении участников закупки организаций инвалидов.
Так п.33.1. Информационной карты документации об аукционе Заказчиком предусмотрен следующий порядок предоставления преимуществ организациям инвалидов:
"1. Участникам Аукциона - общероссийским общественным организациям инвалидов (ОООИ), предоставляются преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта, суммы цен единиц товара (работы, услуги) в размере до пятнадцати процентов. Преимущество действует на товары, работы и услуги из перечня, который Правительство РФ утвердило постановлением от 15 апреля 2014 года N 341 (далее - Постановление N 341.).
2. Если победителем закупки признано ОООИ, контракт по требованию последней заключается по предложенной ею цене, сумме цен единиц товара (работы, услуги) с учетом установленного преимущества в отношении предлагаемой победителем цены контракта, сумме цен единиц товара (работы, услуги) в размере 15%, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, суммы цен единиц товара (работы, услуги).
3. Для предоставления преимущества ОООИ в составе заявки должен предоставить информацию о том, что принадлежит к организациям инвалидов и отвечает части 2 статьи 29 Закона N 44-ФЗ. Для этого участник оформляет декларацию в произвольной форме, а также требование, составленное в произвольной форме, о предоставлении преимущества.
В этом случае, предлагаемая победителем цена контракта, сумма цен единиц товара (работы, услуги) увеличивается на 15 процентов. В случае, если цена контракта, сумма цен единиц товара (работы, услуги) с учетом примененного преимущества превышает начальную (максимальную) цену контракта, сумму цен единиц товара (работы, услуги) указанную в извещении, контракт заключается по цене, равной начальной (максимальной) цене контракта, сумме цен единиц товара (работы, услуги), указанным в извещении.
4. В случае уклонения победителя Аукциона от заключения контракта преимущество в отношении цены контракта, сумме цен единиц товара (работы, услуги) распространяется на участника закупки - общероссийскую общественную организацию инвалидов, который предложил такую же, как и победитель Аукциона, цену контракта, сумму цен единиц товара (работы, услуги) или предложение о цене контракта, сумме цен единиц товара (работы, услуги) которого содержит лучшие условия по цене контракта, сумме цен единиц товара (работы, услуги), следующие после условий, предложенных победителем Аукциона".
Согласно ч. 8 ст. 69 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 23.06.2021 N0372100049621001192-3 победителем закупки признано ООО "АМПИР", предложившее лучшую цену контракта 533 828,26 рублей.
Из анализа второй части заявки ООО "АМПИР" следует, что в ее составе ООО "АМПИР" задекларировало, что оно относится к организациям инвалидов в соответствии с ч.2 ст. 29 Закона о контрактной системе, таким образом подтвердив права организации на получение преимуществ.
В силу ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном Комиссия УФАС установила, что 25.06.2021 Заказчиком в порядке ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи был размещен проект контракта.
При этом, вышеуказанный контракт не содержал преимущества в отношении цены контракта предложенной ООО "АМПИР".
Согласно ч.ч. 3 и 4 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи. В случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией о соответствующей электронной процедуре, и информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.
По состоянию на 29.06.2021 ООО "АМПИР" направило Заказчику посредством оператора электронной торговой площадки протокол разногласий, с требованием предоставить преимущество в отношении предложенной ООО "АМПИР" цены контракта.
Согласно ч. 5 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры. При этом размещение в единой информационной системе и на электронной площадке заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
Из возражений Заказчика следует, Заказчиком 30.06.2021 был повторно размещено проект контракта с указанием в отдельном документе следующих причин отказа учесть содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя:
"Согласно протоколу N 1710 от 23.06.2021 г. предложение о цене контракта (сумма цен единиц товара) ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АМПИР" составляет 533828,26 руб.
Контракт с участником аукциона ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АМПИР" заключается в порядке и на условиях, определенных ст. 83.2 Федерального закона N 44-ФЗ от 2013 г. и документацией об аукционе, без предоставления преимущества, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 341, в связи с отсутствием в составе заявки участника документов, предусмотренных п. 4 Постановления Правительства РФ от 15.04.2014 N 341, пп. 3, п. 33.1 Информационной карты документации об аукционе".
В силу ч. 10 ст. 83.2 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, и максимальному значению цены контракта.
В соответствии с Письмом ФАС России от 28 марта 2018 г. N ИА/21098/18 "По вопросу применения положений статьи 29 федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" следует, что согласно ч. 1 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч. 19 ст. 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
При этом в составе второй части заявки содержатся, в том числе копии учредительных документов участника закупки, выписка из ЕГРЮЛ или копия такой выписки.
Таким образом, если участник закупки заявляет свое соответствие критериям, установленным ч. 2 ст. 29 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия при рассмотрении вторых частей заявок на участие в аукционе проверяет в том числе информацию, содержащуюся в копиях учредительных документов участника закупки, выписке из ЕГРЮЛ, в целях установления соответствия участника аукциона критериям, установленным в ст. 29 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 ч. 2 ст. 62, ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образом, в случае обнаружения аукционной комиссией в предоставленных в составе заявки документах недостоверной информации, в том числе информации о том, что участник закупки исходя из представленных документов (копии учредительных документов участника закупки, выписки из ЕГРЮЛ) не соответствует критериям, установленным ч. 2 ст. 29 Закона о контрактной системе, но при этом продекларировал свое соответствие таким критериям, то заявка такого участника закупки подлежит отклонению.
Кроме того, в случае если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Анализ второй части заявки участника ООО "АМПИР" показал, что в ней представлены все необходимые документы, в частности, декларация о принадлежности к организациям инвалидов, а также выписка из ЕГРЮЛ, в соответствии с которой учредителем общества является ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНВАЛИДОВ "ФЕДЕРАЦИЯ ФУТБОЛА ИНВАЛИДОВ РОССИИ".
Таким образом, Комиссия Заказчика на момент рассмотрения второй части заявки располагала сведениями о принадлежности организации ООО "АМПИР" к организациям инвалидов.
Комиссия УФАС не может согласится с выводом Заказчика, содержащемся в документе с указанием причин отказа учесть содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя ввиду отсутствия в Законе о контрактной системе, Постановлении N 341 формы и регламента о предоставлении требования преимущества в отношении предложенной цены контратака общероссийской общественной организацией инвалидов (в том числе созданных как союзы общественных организаций инвалидов).
Поскольку вторая часть заявки участника содержала все необходимые документы, подтверждающие принадлежность к организациям инвалидов, а также участником закупки был направлен протокол разногласий, содержащий требование об увеличении цены контракта в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 15.04.2014 N 341, у Заказчика отсутствовали основания для отказа учёта требований, изложенных в протоколе разногласий.
Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 3 ст. 29 и ч. 10 ст. 83.2 Закона о контрактной системе.
Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 29, 42, 59, 83.2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АМПИР"обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 3 ст. 29 и ч. 10 ст. 83.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 июля 2021 г. N 44-3401/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.07.2021