Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБПОУ "Академия управления городской средой, градостроительства и печати" (далее - Заказчик):;
ООО "Корвет" (далее - Заявитель):;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 23329-ЭП/21 от 19.07.2021) на действия СПб ГБПОУ "Академия управления городской средой, градостроительства и печати" (Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения в электронного аукциона на поставку мебели (извещение N 0372200106921000041), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 19.07.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200106921000041. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 145 034,00 руб.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились, в установлении ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки на участие и нарушении правил описания объекта закупки.
Информация, изложенная в жалобе, документы и сведения, размещенные в ЕИС, подтверждают следующие обстоятельства:
1. Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования к значениям показателей (характеристик) товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям установлены Заказчиком в Приложении N 3 к Документации об электронном аукционе.
Заявитель в доводах жалобы указывает на неоднозначность предоставления значения показателя "Высота брифинг приставки не 744 мм. Брифинг" по товарной позиции N 2 "Стол рабочий (Тип 2)" в соответствии с установленной Заказчиком инструкцией.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
При этом заказчикам надлежит учитывать нормы, установленные ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе, согласно которым документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Порядок предоставления информации о конкретных показателях, для представления в первой части заявки на участие в аукционе установлен Заказчиком в пункте 19.2 информационной карты документации об аукционе и содержит следующие положения: "В случае если значение показателя сопровождается требованием в виде символа "не ", участник должен указать единицу измерения показателя, два конкретных значения показателя, каждое из которых должно быть строго более установленного значения в Техническом задании и не равные друг другу (участник может использовать знаки "тире" или "запятая" или союз "и" при указании значений), без использования символа "не
".
Из совокупности установленного к показателю "высота брифинга" требования и инструкции по его заполнению не представляется возможным однозначно определить потребности Заказчика в необходимой характеристике, так как формулировка "два конкретных значения показателя" из пояснений представителя Заказчика означает, что первое значение - это минимальная высота брифинга, а второе значение - это его максимальная высота, иными словами это диапазон значений.
Таким образом в действиях Заказчика выявлено нарушение п.2 ч.1 ст.64 (ч.2 ст.33) Закона о контрактной системе.
К аналогичному выводу о нарушении п.2 ч.1 ст.64 (ч.2 ст.33) Закона о контрактной системе Комиссия УФАС пришла в отношении порядка инструкции "в случае установления в Техническом задании значений показателя вида "А - Б" (без установлений требований, указывающих на минимальность или максимальность значения показателя), при этом единица измерения стоит только у значения "А" или только у значения "Б", и непосредственно перед показателями вида "А - Б" установлен знак ":", участник закупки обязан указать единицу измерения показателя, два конкретных значения показателя, каждое из которых, соответственно более и не равное значению показателя "А", и более и не равное значению показателя "Б", указанные значения показателей не могут быть равны между собой" и требования "Высота изделия должна быть: 1995 - 2010 мм", указанных в доводах жалобы Заявителя.
2. По товарной позиции "Стол ученический" Заказчиком установлены, в том числе, требования: "Ростовая группа: 6", "Высота изделия должна быть минимум 756 мм максимум 774 мм.".
По мнению Заявителя, совокупность вышеуказанных требований не соответствует нормам ГОСТ 11015-93 "СТОЛЫ УЧЕНИЧЕСКИЕ", согласно которому для ростовой группы соответствующей значению для стола 6 указано следующее значение высоты рабочей плоскости: не менее 760 мм.
При этом Комиссия УФАС констатирует, что Заказчиком не установлено требования о соответствии спорной товарной позиции вышеуказанному ГОСТ.
Исходя из изложенного, данный довод является необоснованным.
3. Из сведений протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 20.07.2021 N0372200106921000041-1 следует, что по окончанию срока подачи заявок было подано 5 (пять) заявок от участников, которые были допущены к участию в аукционе.
Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Таким образом, в соответствии с п. 3.35 Административного регламента Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Корвет" обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.2 ч.1 ст.64 (ч.2 ст.33) Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 июля 2021 г. N 44-3564/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.07.2021