Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет" Минздрава России (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей:
ООО "Квадрат" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленных о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 23030/21 от 15.07.2021) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (4) в 2021 году (извещение N 0372100041321000404) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 07.07.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100041321000404. Начальная (максимальная) цена контракта - 310 000,00 рублей.
В жалобе ООО "Квадрат" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении правил описания объекта закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласны и считают ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При описании в документации о закупке объекта закупки заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Описание функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристик товара, поставка которого является объектом закупки установлена Заказчиком в Разделе 4 технического задания на поставку медицинского оборудования (4) в 2021 году.
Объектом закупки является поставка медицинского оборудования (4) в 2021 году.
Заявитель указывает, что описание п. 1 "Передвижные гепафильтры" в Разделе 4 технического задания, соответствует продукции конкретного производителя ТИОКРАФТ,
В силу ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В силу ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными ч. 1 ст. 17 запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Исходя из буквального и смыслового толкования нормативных положений ст. 17 Закона о защите конкуренции, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, поскольку перечень запретов, перечисленных в ст. 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Таким образом, ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
Дополнительные характеристики* | ||||
N п/п |
Требования, предъявляемые к товару (наименование показателей) |
Наличие функции или величина параметра |
ТИОКРАФТ М400 |
ТИОН А400 |
1.1 |
Очищение воздуха в помещении площадью, м2 |
Не более 60 |
Соответствует |
Соответствует |
1.2 |
Производительность по очищаемому воздуху в четырех режимах, м3/час |
120/200/280/350 |
120/200/280/350 м3/час |
110/400 м3/час |
1.3 |
Класс фильтрации при 200 м3/ч |
Не хуже Н13 |
Н13 |
G4+H11(95%) |
1.4 |
Эффективность улавливания пылевых и аэрозольных частиц с размером более 30 нм (при 200 м3/ч), % |
Не менее 98 |
98 |
Наличие ( в другой формулировке) |
1.5 |
Фотокаталитический фильтр цилиндрической формы на основе пористого стекла для инактивации всех типов микроорганизмов и удаления из обрабатываемого воздуха молекулярных органических загрязнителей, в том числе с молекулярной массой менее 40 у.е. |
Наличие |
Фотокаталитический фильтр цилиндрической формы на основе пористого стекла для инактивации всех типов микроорганизмов и удаления из обрабатываемого воздуха молекулярных органических загрязнителей, в том числе с молекулярной массой менее 40 у.е. |
Наличие ( в другой формулировке) |
1.6 |
Фотокаталитический фильтр цилиндрической формы на основе пористого стекла с ресурсом работы, равным сроку службы изделия в целом, шт. |
Не менее 4 |
4 |
фильтры - 4 шт |
1.7 |
Масса фотокатализатора на основе диоксида титана анатазной модификации с удельной поверхностью не менее 350 м2/г, г |
Не менее 40 |
40 |
Наличие ( в другой формулировке) |
1.8 |
Энергосберегающая технология питания УФ источника |
Наличие |
Наличие |
Наличие |
1.9 |
Безопасный диапазон излучения применяемых УФ источника (диапазон А, 315-400 нм) |
Наличие |
Наличие |
Наличие |
1.10 |
Мощность УФ излучения, Вт |
Не менее 36 |
36 |
Не указано |
1.11 |
Стабильная эффективность инактивации патогенных микроорганизмов |
Наличие |
Наличие |
Наличие |
1.12 |
Обеззараживание воздуха без фотокаталитического окисления содержащихся в нем молекулярных примесей |
Наличие |
Наличие |
Наличие ( в другой формулировке) |
1.13 |
Производительность по удалению летучих органических соединений в стандартной реакции окисления ацетона, мг/мин |
Не менее 30 |
30 |
Наличие ( в другой формулировке) |
1.14 |
Удаление озона из очищаемого воздуха |
Наличие |
Наличие |
Наличие ( в другой формулировке) |
1.15 |
Безопасность эксплуатации в присутствии людей |
Наличие |
Наличие |
Наличие ( в другой формулировке) |
1.16 |
Шум к окружению, Дб |
Не более 56 |
56 |
40 |
1.17 |
Параметры электрической сети 220 В |
Соответствие |
Соответствие |
Соответствие |
1.18 |
Световая индикация включения в сеть |
Наличие |
Наличие |
Наличие ( в другой формулировке) |
1.19 |
Непрерывный режим работы |
Наличие |
Наличие |
Наличие ( в другой формулировке) |
1.20 |
Конструктивное исполнение напольный, передвижной |
Соответствие |
Соответствие |
Наличие ( в другой формулировке) |
1.21 |
Габаритные размеры: |
|
|
|
1.21.1 |
Ширина, мм |
Не более 570 |
520 |
784 |
1.21.2 |
Глубина, мм |
Не более 330 |
300 |
258 |
1.21.3 |
Высота, мм |
Не более 1160 |
1060 |
930 |
1.22 |
Масса, кг |
Не менее 30 и не более 50 |
43 |
46 |
1.23 |
Наружные и внутренние поверхности изделия устойчивы к дезинфекции |
Соответствие |
Соответствие |
Соответствие |
Данные обстоятельства косвенно свидетельствуют о возможных злоупотреблениях со стороны Заказчика в части ограничения круга потенциальных участников, поскольку такое описание объекта закупки позволяют установить требования к товарам таким образом, что они будут соответствовать продукции конкретного производителя.
Вместе с тем, представителями Заказчика на заседании Комиссии УФАС не представлены сведения и документы, свидетельствующие о необоснованности довода жалобы Заявителя, позволяющие прийти к выводу, что требованиям п. 1 "Передвижные гепафильтры" в Разделе 4 технического задания соответствует продукция не только производителя "ТИОКРАФТ", но и иных производителей, в связи с чем, Комиссия УФАС приходит к выводу, что вышеуказанное требование документации об аукционе не соответствует ч. п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, а данный довод жалобы является обоснованным.
Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 8, 19, 33, 59, 64, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Квадрат" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный
педиатрический медицинский университет"
Минздрава России
ул. Литовская, 2,
Санкт-Петербург, 194100
тел.: 7-812-2952848
ООО "РТС-тендер"
наб. Тараса Шевченко, д. 23А,
Москва, 121151
факс: +7 (495) 733-95-19
ООО "Квадрат"
ул. Железнодорожная, д. 20, кв. 38,
Новосибирск, 630132
тел.: 8 913 205 48 5
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о закупках
по делу N 44-3581/21
21.07.2021 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
на основании своего решения по делу N 44-3581/21 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет" Минздрава России, его аукционной комиссии устранить нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе размещения заказа с номером извещения 0372100041321000404;
- внести изменения в документацию об аукционе, приведя её в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в аукционе с номером извещения 0372100041321000404 в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
- завершить процедуру закупки с номером извещения 0372100041321000404 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику, аукционной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 21.08.2021.
3. Оператору электронной площадки - ООО "РТС-тендер":
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.
Примечание. В соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 июля 2021 г. N 44-3581/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2021