Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им Г.А. Альбрехта" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Заказчик):;
в отсутствие представителей ООО "АВТОДОМ" (далее - Заявитель) надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 23490-ЭП/21 от 20.07.2021) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения в электронного аукциона на поставку частей и принадлежности вычислительных машин, устройств автоматической обработки данных, а также коммуникационной передающей аппаратуры (извещение N 0372100043021000111) (далее - Аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 07.07.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100043021000111.
Начальная (максимальная) цена контракта - 20 104 480,02 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном отказе ему в допуске к участию в электронном аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок.
Информация, изложенная в жалобе, подтверждает следующие обстоятельства.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;
4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Согласно сведениям протокола рассмотрения первых частей заявок от 16.07.2021 N0372100043021000111-1, Заявителю отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующим основаниям:
"п. 1 ч. 4 ст. 67 - непредоставление информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, или предоставление/установление недостоверной информации предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ: В заявке Участника в позиции 4 "Цифровой электронно-вычислительный комплекс (тип 3)" указано: "Размер первого уровня промежуточного буфера с быстрым доступом для хранения данных в Основной вычислительной цифровой микросхеме на каждый вычислительный блок 64 КБ." "Размер второго уровня промежуточного буфера с быстрым доступом для хранения данных Основной вычислительной цифровой микросхемы, на каждый вычислительный блок 1024 КБ." "Наличие в Основной вычислительной цифровой микросхеме, третьего уровня промежуточного буфера с быстрым доступом для хранения данных с общим объемом 8 МБ." И свою очередь в заявке Участника указано: "В Основной вычислительной цифровой микросхеме, находится многоуровневый промежуточный буфер с быстрым доступом для хранения данных, который имеет в своем составе 2 уровня." В соответствии с пунктом 17 Порядка предоставления информации о конкретных показателях, для представления в I части заявки на участие в аукционе (далее - Инструкция) Документации об электронном аукционе: "Все указываемые Участником конкретные значения показателей каждой единицы товара должны соответствовать требованию о достоверности и в отношении самих конкретных значений таких показателей, и в отношении совокупности конкретных значений всех показателей такой единицы товара.", указание Участником сведений о наличии 2 уровней многоуровневого промежуточного буфера с быстрым доступом для хранения данных, является предоставлением недостоверной информации на основании несоответствия указанного в заявке общего количества уровней.".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного ч. 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Требования к значениям показателя товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям или показатели эквивалентности товара, установлены Заказчиком в разделе IV. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ документации об аукционе.
К товару по позиции N4 "Цифровой электронно-вычислительный комплекс (тип 3) 26.20.30.000-00000001" Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования:
"Размер первого уровня промежуточного буфера с быстрым доступом для хранения данных в Основной вычислительной цифровой микросхеме на каждый вычислительный блок не должен быть 105,2 КБ и не должен быть
35,3 КБ.";
"Размер второго уровня промежуточного буфера с быстрым доступом для хранения данных Основной вычислительной цифровой микросхемы, на каждый вычислительный блок не должен быть 1512 КБ и должен быть >768 КБ";
"Наличие в Основной вычислительной цифровой микросхеме, третьего уровня промежуточного буфера с быстрым доступом для хранения данных с общим объемом должен быть меньше чем 10,3 МБ и не должен быть 6,3 МБ";
"В Основной вычислительной цифровой микросхеме, находится многоуровневый промежуточный буфер с быстрым доступом для хранения данных, который имеет в своем составе не менее чем два уровня)".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
При этом заказчикам надлежит учитывать нормы, установленные ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе, согласно которым документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Инструкция по заполнению первых частей заявок участников установлена Заказчиком в разделе 4 к документации об аукционе и содержит следующее положение:
"Все указываемые Участником конкретные значения показателей каждой единицы товара должны соответствовать требованию о достоверности и в отношении самих конкретных значений таких показателей, и в отношении совокупности конкретных значений всех показателей такой единицы товара.".
В заявке Заявитель представил по спорной товарной позиции следующие сведения:
"Размер первого уровня промежуточного буфера с быстрым доступом для хранения данных в Основной вычислительной цифровой микросхеме на каждый вычислительный блок 64 КБ.";
"Размер второго уровня промежуточного буфера с быстрым доступом для хранения данных Основной вычислительной цифровой микросхемы, на каждый вычислительный блок 1024 КБ";
"Наличие в Основной вычислительной цифровой микросхеме, третьего уровня промежуточного буфера с быстрым доступом для хранения данных с общим объемом 8 МБ";
"В Основной вычислительной цифровой микросхеме, находится многоуровневый промежуточный буфер с быстрым доступом для хранения данных, который имеет в своем составе 2 уровня".
В нарушении вышеуказанного пункта инструкции Заявителем по спорной товарной позиции было указано о наличии двух уровней промежуточных буферов, при этом были указаны характеристики для трех.
Таким образом, у аукционной комиссии Заказчика имелись достаточные основания для принятия решения об отказе участнику в допуске к участию в электронном аукционе.
Следовательно, доводы Заявителя о незаконном отказе Заявителю в допуске к участию в аукционе Комиссия УФАС находит необоснованными.
В результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе были установлены следующие обстоятельства:
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования к значениям показателей (характеристик) товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям или эквивалентности предлагаемого к поставке товара установлены Заказчиком в Приложении N 3 к Техническому заданию документации об аукционе.
Требования к значениям показателя товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям или показатели эквивалентности товара, установлены Заказчиком в разделе IV. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ документации об аукционе.
К товару по позиции N4 "Цифровой электронно-вычислительный комплекс (тип 3) 26.20.30.000-00000001" Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования:
"Размер первого уровня промежуточного буфера с быстрым доступом для хранения данных в Основной вычислительной цифровой микросхеме на каждый вычислительный блок не должен быть 105,2 КБ и не должен быть
35,3 КБ.";
"Размер второго уровня промежуточного буфера с быстрым доступом для хранения данных Основной вычислительной цифровой микросхемы, на каждый вычислительный блок не должен быть 1512 КБ и должен быть >768 КБ";
"Наличие в Основной вычислительной цифровой микросхеме, третьего уровня промежуточного буфера с быстрым доступом для хранения данных с общим объемом должен быть меньше чем 10,3 МБ и не должен быть 6,3 МБ";
"В Основной вычислительной цифровой микросхеме, находится многоуровневый промежуточный буфер с быстрым доступом для хранения данных, который имеет в своем составе не менее чем два уровня)".
Комиссия УФАС отмечает, что структура изложения требований к товару представляет одновременное установление противоречивых показателей.
Согласно вышеуказанным требованиям участникам закупки представляется возможность указать о наличии в предлагаемой товарной позиции двух промежуточных буферов, при этом также установлены требования о необходимости предоставления сведений уже о трех буферах.
Таким образом, Комиссией УФАС усматривает в действия Заказчика нарушение ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установление требований, не позволяющих определить потребность Заказчика в характеристиках товара.
Указанное нарушение повлекло к признанию заявки Заявителя несоответствующей документации об аукционе.
Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении данного нарушения законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 59, 64, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АВТОДОМ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 июля 2021 г. N 44-3587/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2021