Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии И.И. Матакаева - главного государственного инспектора Управления, Членов комиссии: Д.М. Керейтовой - главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок; Ж.П. Немчиновой - главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок; А.А. Хачировой - специалиста-эксперта отдела контроля закупок в присутствии представителей от ГУ РО - ФСС РФ по КЧР (далее - Заказчик) Ковалевой А.С., Елисеевой Д.Ш., в отсутствие представителей от ООО "КИБ-ОРТО" (далее - Заявитель), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика, содержащие, по мнению Заявителя, признаки нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного конкурса на право заключения контракта по предмету: "Выполнение работ по обеспечению инвалидов протезами лечебно-тренировочными в 2021 году", номер извещения N0279100000221000085 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Карачаево-Черкесское УФАС России по контролю в сфере закупок поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме.
Заявитель считает, что содержание показателей 2.1, 2.2 "Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению изделий сопоставимого характера и объема" нестоимостного критерия необоснованно обязывает участников представлять договоры, в качестве подтверждения опыта участника, заключенных исключительно в соответствии с Законом N44-ФЗ. Также Заявитель считает, что указанные показатели содержат в себе завышенные требования к опыту и квалификации, а именно по объему работ, указанному к количественном выражении (количество протезов в контракте) и указанному в стоимостном выражении (стоимость по контракту).
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и в своих возражениях сообщил, что при проведении открытого конкурса в электронной форме Заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Заказчик считает доводы, изложенные в жалобе необоснованными по следующим основаниям.
Условие документации о наличии у претендентов опыта выполнения работ в объеме, сопоставимом с объемом предполагаемых к выполнению работ, обусловлены спецификой предмета закупки. Требования в порядке оценки участников закупки направлены на надлежащее обеспечение социальных задач государства исходя из объёма закупаемых товаров, работ, услуг.
Таким образом, установление оценочного критерия, связанного с наличием у участника опыта работ по исполнению государственных контрактов, не направлено на ограничение количества участников закупки, а является способом реализации потребности в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ.
Условие о представлении в качестве опыта работ государственных контрактов, заключенных в соответствии с Законом N44-ФЗ, обусловлено прежде всего возможностью Заказчика проверить в реестре контрактов ЕИС представленную информацию на предмет надлежащего исполнения контрагентов своих обязанностей.
С учетом того, что предметом закупки являются услуги социально значимого характера, установление заказчиком такого критерия как опыт (сопоставимый объем выполненных работ), связанного с предметом контракта, было направлено прежде всего на возможность реального исполнения участником закупки сопоставимого объема работ, в установленные сроки и качественного обеспечения потребности инвалидов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1) Заказчиком на официальном сайте ЕИС было размещено извещение N0279100000221000085.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 1 191 999, 96 руб.
3) Дата и время окончания подачи заявок - 22.07.2021 14:00 часов.
4) Дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок - 22.07.2021 в 14:00 часов.
5) Дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 27.07.2021 в 17:00 часов.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 32 Закона о контрактной системе сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных документацией о закупке, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявки определен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд" (далее - Правила).
В силу п. 4. Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с п. 11 Правил для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно приложению, к Правилам предельные величины значимости стоимостных критериев на выполнение работ составляют 60% (минимальная значимость) и нестоимостных критериев - 40% (максимальная значимость).
Заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок:
Номер критерия |
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе |
Показатель оценки заявок на участие в конкурсе |
Значимость критерия, % |
Коэффициент значимости критерия/ показателя |
Обозначение рейтинга по критерию / показателю |
|
СТОИМОСТНОЙ КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ |
||||
1. |
"Цена контракта" |
Предложение участников закупки в отношении цены контракта |
60 |
0,6 |
Ra |
|
НЕСТОИМОСТНОЙ КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ |
||||
2. |
"Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" |
Квалификация участников закупки, в том числе: |
40 |
0,4 |
Rb |
2.1. "Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению изделий сопоставимого характера и объема" |
|
0,40 |
b1 |
||
2.2. "Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению изделий сопоставимого характера и объема" |
0,60 |
b2 |
|||
СОВОКУПНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ВСЕХ КРИТЕРИЕВ В ПРОЦЕНТАХ |
100 |
|
|
По показателю 2.1. "Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению изделий сопоставимого характера и объема" нестоимостного критерия установлено:
Наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. Оценивается объем выполненных работ (а именно выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей), исчисляемый в количестве предоставленных изделий получателям в рамках контрактов за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника. При этом, количество представленных протезов нижних конечностей в каждом контракте должно быть не менее 12 шт. Сведения о наличии опыта участника подтверждаются копиями государственных контрактов (с актами выполненных работ), заключенных в соответствии с Федеральным Законом N 44-ФЗ, и опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, содержащих сведения об объеме выполненных работ.Не предоставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.
Данный показатель расчитывается следующим образом:
Предельное необходимое максимальное значение показателя-60 (шестьдесят)
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю), определяется по формуле:
а) в случае, если Кmax < Кпред, -по формуле:
b1 = КЗ х 100 х (Кi/Кmax)
б) в случае, если Кmax Кпред, -по формуле:
b1 = КЗ х 100 х (Кi/Кпред)
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
Кпред - предельно необходимое Заказчику максимальное значение показателя.
По показателю 2.2. "Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению изделий сопоставимого характера и объема" нестоимостного критерия установлено:
Наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. Оценивается суммарный объем выполненных работ (а именно выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей) исчисляемый в рублях по контрактам за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника. При этом объем выполненных работ по изготовлению протезов нижних конечностей, исчисляемый в рублях, в каждом контракте должен быть не менее 1191999 (Один миллион сто девяносто одна тысяча девятьсот девяносто девять) рублей 96 копеек. Сведения о наличии опыта участника подтверждаются копиями государственных контрактов (с актами выполненных работ), заключенных в соответствии с Федеральным Законом N 44-ФЗ, и опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, содержащих сведения о стоимости выполненных работ. Не предоставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.
Данный показатель расчитывается следующим образом:
Предельное необходимое максимальное значение показателя - _5959999 (Пять миллионов девятьсот пятьдесят девять тысяч девятьсот девяносто девять) рублей 80 копеек_
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю), определяется по формуле:
а) в случае, если Кmax < Кпред, -по формуле:
b2 = КЗ х 100 х (Кi/Кmax)
б) в случае, если Кmax Кпред, -по формуле:
b2 = КЗ х 100 х (Кi/Кпред)
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
Кпред - предельно необходимое Заказчику максимальное значение показателя. Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что установление в порядке оценки заявок Конкурсной документации требования к предельно необходимому количеству предоставляемых к оценке контрактов установлено в соответствии с потребностью Заказчика и позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта.
Изучив указанный порядок оценки, Комиссия приходит к выводу, что положения порядка оценки Конкурсной документации по показателям 2.1, 2.2 нестоимостного критерия в части величины критериев оценки по опыту в виде определенного количества штук соответствующих протезов, а также в виде объема выполненных обязательств в стоимостном выражении, установленные заказчиком не противоречат требованиям Закона о контрактной системе и Правилам.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу, что условие о подтверждении опыта контрактами заключенными в соответствии с Законом о контрактной системе обусловлено спецификой и социальной значимостью данной закупки и не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и Правилам.
Таким образом, доводы заявителя не находят своего подтверждения и признаются необоснованными.
Вместе с тем, Комиссия пришла к выводу, что содержание показателей 2.1 и 2.2. нестоимостного критерия раскрыты не надлежащим образом и не позволяют участникам закупки однозначно определить требования заказчика к представлению документов и сведений в качестве подтверждения опыта участника по показателям 2.1 и 2.2.
Так, Заказчиком в содержании показателей 2.1 и 2.2 указано следующее: "Оценивается объем выполненных работ (а именно выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей), исчисляемый в количестве предоставленных изделий получателям в рамках контрактов за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника".
Исходя из указанной формулировки участникам необходимо представлять контракты за последние 3 года, при этом Заказчиком не уточняется, что данные контракты должны быть заключены или исполнены за последние 3 года, что является неоднозначным положением и вводит участников в заблуждение.
Также условие о представлении контрактов без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника является ненадлежащим и ограничивает возможность участника закупки получить максимальное количество баллов, поскольку применение штрафных санкций за нарушение условий контракта, представленного участником к оценке, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки опыта успешного исполнения контракта по изготовлению протезов нижних конечностей, в случае если участник выполнил работы по контракту и подтвердил это актом приемки работ.
Также Заказчиком предусмотрено, что сведения о наличии опыта участника подтверждаются копиями государственных контрактов (с актами выполненных работ), заключенных в соответствии с Федеральным Законом N 44-ФЗ, и опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, содержащих сведения о стоимости выполненных работ.
Вместе с тем, условие порядка оценки заявок об опубликовании контрактов на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, Комиссия считает ненадлежащим, поскольку обязанность по внесению сведений в реестр контрактов ЕИС на официальном сайте www.zakupki.gov.ru не возложена на участников закупки, и определяющее значение для подтверждения опыта работы, связанного с предметом контракта, имеет представление в составе заявки копий государственных контрактов, а не наличие их в реестре контрактов ЕИС.
Учитывая вышеизложенное, действия Заказчика, установившего в конкурсной документации ненадлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по показателям 2.1, 2.2 нестоимостного критерия оценки заявок нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена ч.ч. 4, 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "КИБ - ОРТО" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы дела N009/06/106-243/2021 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.И. Матакаев
Члены Комиссии Д.М. Керейтова
Ж.П. Немчинова
А.А. Хачирова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 20 июля 2021 г. N 009/06/106-243/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.07.2021