Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии, Членов комиссии:, в присутствии представителей от Министерства здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики (далее - Заказчик) (по доверенности), от ООО "МедСоюз" (далее - Заявитель) (по доверенности), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика, содержащие, по мнению Заявителя, признаки нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку портативного экспресс-анализатора крови для invitro диагностики вблизи пациента, N0179200001721000183 (далее - Аукцион) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - Карачаево-Черкесское УФАС) 19.07.2021 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, а именно:
1. Заказчик при описании объекта закупки не применил ГОСТ Р 55991.5-2014 "Медицинские изделия для диагностики ин витро. Часть 5. Автоматические анализаторы для определения газов крови, метаболитов и кислотно-щелочного состояния. Технические требования для государственных закупок" (далее - ГОСТ Р 55991.5-2014, Стандарт).
2. Заказчиком в описании объекта закупки не применены требования Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и в своих возражениях сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1) По доводу жалобы Заявитель указывает, что Заказчик при описании объекта закупки не применил ГОСТ Р 55991.5-2014.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно извещению и части 4 "Техническое задание" документации о проведении Аукциона объектом закупки является портативный экспресс-анализатор крови для invitro диагностики вблизи пациента.
В своих возражениях представитель Заказчика сообщил, что Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию о закупке требований к товарам, являющихся значимыми для Заказчика.
Потребности Заказчика при описании объекта закупки являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
При этом ГОСТ Р 55991.5-2014 описывает правила составления технических требований или технических заданий для государственных закупок высокотехнологичного лабораторного оборудования - автоматических анализаторов для определения газов крови, метаболитов и кислотно-щелочного состояния ин витро в условиях медицинских лабораторий.
ГОСТ Р 55991.5-2014 не может быть применен по отношению к Аукциону N0179200001721000183 по следующим основаниям:
а) Стандарт применяется только к анализаторам, расположенным в лаборатории, при этом объектом закупки выступает оборудование, применяемое вне лаборатории. В соответствии со ст. 1 "Область применения", стандарт описывает правила составления технических требований или технических заданий для государственных закупок высокотехнологичного лабораторного оборудования - автоматических анализаторов для определения газов крови, метаболитов и кислотно-щелочного состояния ин витро в условиях медицинских лабораторий.
Тогда как объектом закупки является оборудование, находящееся в непосредственной близости от пациента.
б) Стандарт устанавливает требования к анализаторам типа исполнения стационарный или переносной, вместе с тем объектом закупки является анализатор типа портативный.
По конструктивному исполнению и особенностям газоанализаторы подразделяются на следующие типы:
- портативные (персональные и индивидуальные);
- переносные;
- стационарные.
В соответствии с п. 5.2.1 ГОСТ Р 55991.5-2014 тип исполнения анализатора определен как стационарный или переносной, при этом Стандарт не предусматривает возможность регулирования требований к анализаторам портативного типа исполнения.
Потребность Заказчика - приобретение портативного анализатора для проведения in vitro диагностики вблизи пациента.
На рынке медицинского оборудования есть несколько моделей анализаторов, удовлетворяющих требованиям Заказчика, а именно: 1) Анализатор i-Stat 1Anaiyzer (Model N300-G) для in vitro диагностики, производитель: Abbott; 2) Портативный экспресс-анализатор газов крови, электролитов, гематокрита, метаболитов Ерос с принадлежностями, производитель: Epocal.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, к жалобе не приложены документы подтверждающие, что установленные Заказчиком требования ограничивают количество участников закупки и препятствуют формированию заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, с учетом вышеизложенного Комиссия учитывая специфику рода деятельности Заказчика, его потребность в установленных характеристиках товара, а также отсутствие со стороны Заявителя доказательств невозможности поставки требуемого товара, приходит к выводу о том, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2) По второму доводу жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком при описании объекта закупки не применены требования КТРУ.
В соответствии с частью 5 статьи 23 Закона о контрактной системе, формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N145).
Пунктом 3 Правил, установлено, что заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N145.
Согласно извещению и документации о проведении Аукциона объектом закупки является портативный экспресс-анализатор крови для in vitro диагностики вблизи пациента код ОКПД 2 - 26.51.53.141 "Анализаторы для диагностики in vitro".
Комиссией установлено, что на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок размещены позиции КТРУ:
- 26.51.53.141-00000017 "Анализатор биохимический метаболического профиля ИВД, портативный, автоматический";
- 26.51.53.141-00000018 "Анализатор биохимический метаболического профиля ИВД, портативный автоматический";
- 26.51.53.141-00000019 "Анализатор биохимический метаболического профиля ИВД, портативный, автоматический".
При этом данные позиции КТРУ не относятся к предмету Аукциона и являются обязательными к применению заказчиками с 01.09.2021.
Таким образом, с учетом вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о том, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В ходе заседания Комиссии 26.07.2021 Заявитель в устной форме озвучил дополнительный довод к доводам жалобы, который не рассматривался Комиссией Управления ввиду истечения сроков обжалования положений документации согласно статье 105 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МедСоюз" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 26 июля 2021 г. N 009/06/106-247/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.07.2021