Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии, Врио начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
Членов комиссии:
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И. Г.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С. И.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Кудряшева Е.В.,
от ООО "РИК" - Владимиров А.Н.,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила ООО "РИК" на действия заказчика - Администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края по факту осуществления закупки путем проведения конкурса N 0121600018121000097 "Заключение энергосервисного контракта на осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов наружного освещения на территории Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края".
Заявитель обжалует действия заказчика в части закупки.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, рассмотрев доводы жалобы ООО "РИК", выслушав сторону, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно части 7 статьи 54.4 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса в электронной форме предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 2, 4 - 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
По доводу заявителя N 1 установлено следующее:
Заказчиком установлено в Техническом задании, в составе мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электроэнергии. Объектом энергосервиса, мероприятия, обеспечивающие соблюдение санитарно-гигиенических требований, режимов и параметров работы энергопотребляющих установок, режимов и параметров эксплуатации Объекта энергосервиса включено, в том числе следующее мероприятие:
"Приобретение и установка на Объекте энергосервиса опор освещения ЖБ СВ-110 (или аналог) взамен устаревших/отсутствующих, в количестве 1568 шт., монтаж провода СИП 4*16 (или аналог) на аварийных участкахОбъекта энергосервиса, а также участках линий освещения, где провод СИП утрачен, в количестве 563 тыс. м. Места установки опор освещения и монтажа провода СИП согласовываются с Заказчиком в период выполнения Исполнителем ЭЭМ",
подлежащее выполнению в течение 100 (сто) календарных дней с даты начала ЭЭМ.
Как следует из сноски * к перечню мероприятий, возлагаемых на Исполнителя, данное мероприятие включено в Техническое задание согласно п. 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 августа 2010 года N 636 "О требованиях к условиям энергосервисного контракта и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота)" (далее - Постановление 636), требованием к энергосервисному контракту является заключение контракта в отношении объекта, на котором до даты заключения контракта собственником или соответствующей эксплуатирующей организацией обеспечено соблюдение всех установленных санитарно-гигиенических и технических требований по режимам энерго- и ресурсоснабжения, режимам и параметрам работы энергопотребляющих установок, режимов и параметров эксплуатации объекта и помещений с учетом функционального назначения. В случае невыполнения указанных требований и норм информация об этом указывается в контракте и мероприятия по обеспечению их выполнения включаются в перечень мероприятий.
При этом, Заказчик в описании закупки указал, что по результатам обследования систем уличного освещения муниципального образования "Кочубеевский муниципальный округ" Ставропольского края установлено, что система наружного освещения находится в ненормативном состоянии: выявлены неработающие, отсутствующие светильники, устаревшие/отсутствующие опоры освещения, отсутствующие линии сети наружного освещения и линии, не соответствующие техническим требованиям по режимам энерго- и ресурсоснабжения (оголенные, оборванные или отсутствующие провода сети уличного освещения, что влечет существенные потери электрической энергии), частично отсутствуют приборы учета, пункты включения (ШУНО), нормированная СП 52.13330.2016 средняя горизонтальная освещенность покрытий на отдельных участках Объекта энергосервиса не обеспечена ввиду частичного отсутствия/аварийного состояния светильников, кронштейнов для их крепления, опор освещения/линий СИП, что влечет неисполнение санитарно-гигиенических требований, параметров работы энергопотребляющих установок, режимов и параметров эксплуатации Объекта энергосервиса.
Таким образом, поскольку на дату публикации извещения о проведении конкурсной процедуры Заказчик не смог гарантировать обеспечение соблюдения на Объекте энергосервиса всех установленных санитарно- гигиенических и технических требований по режимам энерго- и ресурсоснабжения, режимам и параметрам работы энергопотребляющих установок, режимов и параметров эксплуатации объекта с учетом функционального назначения, в соответствии с п. 14 Постановления 636 Заказчик обеспечил включение в состав мероприятий по энергосервису мероприятий по обеспечению выполнения всех установленных санитарно- гигиенических и параметров эксплуатации объекта с учетом функционального назначения.
Как следует из "СП 52.13330.2016. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*", в указанном своде правил для наружного освещения селитебных территорий нормируются освещенность и яркость дорожных покрытий для любых источников света.
Согласно п. 3.97 СП 52.13330.2016, утилитарное наружное освещение - это стационарное освещение, предназначенное для обеспечения безопасного и комфортного движения транспортных средств и пешеходов.
В Таблице 7.10 СП 52.13330.2016 предусмотрены нормируемые показатели освещения улиц и дорог городских населенных пунктов с регулярным транспортным движением, в том числе, нормативы средней яркости дорожного покрытия (Lcр, кд/м2), общей равномерности яркости дорожного покрытия (U0), продольной равномерности яркости дорожного покрытия (Ul) и т.д.
Пункт 7.5. СП 52.13330.2016 содержит также и иные обязательные для соблюдения санитарно-гигиенических и технических требований по режимам энерго- и ресурсоснабжения, режимам и параметрам работы энергопотребляющих установок, режимам и параметров эксплуатации объекта энергносервиса нормативы.
Таким образом, действия Заказчика соответствуют п. 14 Постановления Правительства N636 от 18.08.2010 N 636 и не нарушают порядок описания объекта закупки.
Довод заявителя N 1 необоснован.
По доводу заявителя N 2 установлено следующее:
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона N44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Таким образом, Заказчик формирует объект закупки в соответствии с собственными нуждами, при этом руководствуясь требованиями Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе определить в документации о закупке такие требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики закупки, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
В разделе "Конкретные показатели товаров, которые применяются для выполнения работ" Конкурсной документации установлены требования к поставляемому оборудованию, в частности: общему индексу цветопередачи, значению коррелированной цветовой температуры, значению коэффициента пульсации, значению коэффициента мощности, типу кривой силы света, степени защиты оболочки светильника, материалу корпуса светильника, массогабаритным и светотехническим требованиям к приборам освещения, и др., которые необходимы для обеспечения соответствия Объекта энергосервиса требованиям СП 52.13330.2016, а также соответствуют потребностям Заказчика в оборудовании, отвечающем требованиям надежности, прочности, долговечности, простоте монтажа и обслуживании.
Заказчиком на рассмотрение дела заказчик предоставил информацию в которой указал, что в реестре имеется несколько производителей, чьи светильники полностью соответствуют требованиям, установленным Заказчиком в Описании объекта закупки конкурсной документации, также в подтверждении своей позиции заказчиком представлены технические паспорта (данные сведения приобщены к материалам дела):
Изготовитель ООО "Фортис" г. Ростов-на-Дону
Изготовитель ООО "Ледел" г. Казань (в)
Таким образом, кроме производителя ООО "МГК "Световые Технологии" который был указан в жалобе заявителя, имеется как минимум еще два производителя.
Согласно части 9 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. Заявитель жалобы на рассмотрении дела дополнительных доказательств в подтверждении своей позиции на рассмотрение дела не представил.
Довод заявителя N 2 необоснован.
По доводу заявителя N 3 установлено следующее:
В силу ч. 1 ст. 8 Закона N44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно пунктам 1, 4 части 1 статьи 50 Закона N 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать:
- наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
- предусмотренные статьей 51 указанного Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона N 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса 12 в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением N 1085.
В силу пункта 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями указанных Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В силу пункта 4 Постановления N 1085 в целях Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки: цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги; расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ; стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 указанных Правил (далее - стоимость жизненного цикла); предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 27 Постановления N 1085 показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок:
" _ Для оценки заявок по данному критерию используется 1 (один) показатель: "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" - (предельно необходимое максимальное значение - 3 контракта (договора)" (НЦБi1).
Оценивается опыт по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера и объема по контрактам (договорам) за период в течение 6 (шести) лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе.
Под работами (услугами) сопоставимого характера и объема понимаются работы (услуги) по составу и виду соответствующие характеристикам, указанным в Техническом задании (Описании объекта закупки), а именно: работы (услуги) по осуществлению действий (мероприятий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов (электрической энергии) при эксплуатации объектов наружного (уличного) освещения Заказчика, а также работы (услуги), связанные с поставкой и монтажом осветительного оборудования для уличного освещения, в том числе не в рамках энергосервисных контрактов(договоров).
Учитываются заключенные или исполненные энергосервисные контракты (договора), предметом которых являются работы (услуги) по осуществлению действий (выполнению мероприятий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов (электрической энергии) при эксплуатации объектов наружного (уличного) освещения, по которым в полном объеме выполнены работы или выполнены все энергосберегающие мероприятия (для энергосервисных контрактов), а также исполненные контракты (договора), связанные с поставкой и монтажом осветительного оборудования для наружного (уличного) освещения, которое поставлялось и монтировалось, в том числе не в рамках энергосервисных контрактов (для договоров поставки и монтажа), сведения о которых содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным закономот 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и/или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Цена контракта (договора): не менее 351 423107 (триста пятьдесят один миллион четыреста двадцать три тысячи сто семь) рублей 73 коп_".
Далее в Порядке оценки заявок по критерию помимо прочего указано следующее:
" _ Максимальное значение показателя присваивается заявке, в которой участник указывает опыт заключенных/исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг (выполнения работ)сопоставимого характера и объема в количестве 3 (трех) контрактов (договоров), подтвержденный соответствующими документами.
Участнику, не предоставившему подтверждающие документы по показателю присваивается 0 баллов.
При оценке заявок по настоящему показателю не будут учитываться следующие контракты (договоры):
- цена контракта (договора) менее 351 423 107 (триста пятьдесят один миллион четыреста двадцать три тысячи сто семь) рублей 73 коп_." (стр. 37 Документации размещенной в ЕИС).
Данное условие установленное заказчиком установлено незаконно и нарушает ст. 8 Закона N44-ФЗ.
Таким образом, исходя из установленного в конкурсной документации порядка присвоения баллов, в случае предоставления в составе заявок участников конкурса контракта с разницей 1 рубль, участником конкурса будет присвоено ноль баллов.
Вышеуказанный порядок присвоения баллов свидетельствует об отсутствии пропорциональной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представленных к количественной оценке сведений, а также поскольку в Конкурсной документации установлена минимальная и максимальная стоимость контрактов (договоров), необходимых для получения баллов участниками закупки, при отсутствии прямой пропорциональной зависимости между представленными для оценки сведениями (вне зависимости от объективно сопоставить предложения участников конкурса и выявить лучшее исполнения контракта.
На основании вышеизложенного, заказчиком нарушены требования ст. 8 Закона N44-ФЗ
Довод заявителя N 3 обоснован.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РИК" на действия заказчика - Администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края по факту осуществления закупки путем проведения конкурса N 0121600018121000097 "Заключение энергосервисного контракта на осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов наружного освещения на территории Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края" - обоснованной в части довода N 3.
2. В действиях заказчика установлены нарушения ст. 8 Закона N44-ФЗ, в связи с чем выдать заказчику, уполномоченному органу обязательное для исполнения предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии Е.А. Соколов
И. Г. Лыков
Члены комиссии С.И. Рошевский
Б. Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 27 июля 2021 г. N 026/06/54.3-1721/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2021