Резолютивная часть решения оглашена 21.07.2021 года
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
_. заместителя руководителя управления начальника отдела;
Членов Комиссии:
_.главного специалиста-эксперта,
_.. специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу общества с ограниченной ответственностью "Константа" (далее- заявитель, ООО "Константа", общество) на положения документации при проведении электронного аукциона на поставку инструментов для отделения колопроктологии для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная клиническая больница" (ГБУЗВО "ОКБ") (N закупки 0128200000121004701), в открытом заседании в присутствии представителей заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная клиническая больница" _.. (доверенность от 01.10.2020 N 43), __ (доверенность от 25.03.2021 N 20).
20.07.2021 г. в соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией был объявлен перерыв до 21.07.2021 г.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/33-682 /2021 Комиссия Владимирского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Константа" на положения документации при проведении электронного аукциона на поставку инструментов для отделения колопроктологии для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная клиническая больница" (N закупки 0128200000121004701).
Заявитель полагает, что объект закупки заказчиком описан необъективно и незаконно, нарушая интересы участников закупки, а в описании товара установлены недостоверные характеристики закупаемого товара.
В частности заявитель указал на следующие характеристики.
В Приложении N 2 к Информационной карте по позиции 8 указано: ретрактор хирургический радиальный. Характеристики:
- диаметр наружного кольца не менее 130 не более 135 мм.
- Диаметр внутреннего кольца не менее 120 не более 125 мм.
- Диметр канала-трубки не менее 130 не более 135 мм.
- Длина разреза, необходимая для правильной установки 7,0- 9,0** см.
В характеристике "диаметр канала - трубки" заказчик не уточнил показатели диаметра, какого канала он имел ввиду, у ретрактора есть верхний канал и нижний, и диаметр может быть изменен, как внутри, так и снаружи. По мнению заявителя, данная характеристика избыточна.
Заявитель указывает, что под описание заказчика не подходит ним один товар, имеющийся на рынке. А именно по характеристике "длина разреза, необходимая для правильной установки 7,0-9,0 ** см".
На основании изложенного, заявитель просит провести проверку действий заказчика, признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении нарушений.
Представители заказчика возразили относительно существа жалобы, выразив мнение о ее необоснованности. Также представители пояснили, что требуемый заказчику к поставке ретрактор имеет один канал: изнутри -кнаружи, изолирующий ткани передней брюшной стенки от контакта с извлекаемым препаратом. Внутренняя часть канала имеет внутренне кольцо, наружная его часть - наружное кольцо, размеры которых, по мнению заказчика, указаны корректно.
Относительно довода о некорректной характеристики "длина разреза", представители пояснили, что данное требование установлено в соответствии с потребностью учреждения.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
05.07.2021 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок были размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0128200000121004701 и документация об электронном аукционе на поставку инструментов для отделения колопроктологии для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная клиническая больница".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 087 854,25 рублей.
В силу требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено о необходимости использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В Приложении N 2 к Информационной карте рассматриваемого электронного аукциона заказчиком указан требуемый к поставке товар - инструменты для отделения колопроктологии и указаны значения показателей закупаемого товара.
По позиции N 8 заказчиком указан ретрактор хирургический радиальный с характеристиками: _ Диметр канала-трубки не менее 130 не более 135 мм. Длина разреза, необходимая для правильной установки 7,0- 9,0** см.
Сноска ** указывает на то, что участник закупки указывает диапазон показателей, предложенный заказчиком.
Рассмотрев требования, установленные в Приложении N 2, Комиссия приходит к выводу о том, что заказчиком указаны избыточные и необъективные характеристики ретрактора хирургического, в частности характеристики: "диметра канала-трубки" не менее 130 не более 135 мм, "длина разреза, необходимая для правильной установки" 7,0- 9,0** см.
Кроме того, из анализа представленных в материалы дела документов, сведений, а также анализа информации, содержащейся в общедоступной сети Интернет, Комиссия приходит к выводу о том, что под установленную заказчиком характеристику "длина разреза ретрактора" не подходит ни один имеющийся на рынке товар.
Таким образом, с учетом изложенного, рассматриваемая аукционная документация требует внесения соответствующих изменений в целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок и приведения требований заказчика в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем в рамках внеплановой проверки Комиссия Владимирского УФАС России установила следующее.
В силу части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Аналогичные требования установлены заказчиком в пунктах 13.2, 16.4 Инструкции к документации об электронном аукционе.
В Приложении N 2 к Информационной карте рассматриваемого электронного аукциона заказчиком указан требуемый к поставке товар - инструменты для отделения колопроктологии и указаны значения показателей закупаемого товара.
По позиции 9 заказчиком приведено описание требуемых к поставке клипс. В том числе заказчиком указана следующая характеристика: "процесс полного завершения рассасывания клипсы не менее 170 не более 220 дней". Таким образом, исходя из данного требования заказчика, участник закупки должен указать конкретное значение.
Однако, рассмотрев требование к данной характеристике, проанализировав информацию, содержащуюся в общедоступной сети Интернет Комиссия Владимирского УФАС России приходит к следующему выводу. Характеристика к процессу полного завершения рассасывания клипсы различными производителями указывается не одним конкретным числом, а периодом времени, то есть в диапазонном значении.
Таким образом, участники закупки должны иметь возможность указать значение данного показателя в зависимости от того, как его указывает производитель товара.
Для этого, аукционная документация должна содержать примечание, согласно которому участник закупки может указать значение данного показателя в диапазонном значении.
Однако действующая редакция аукционной документации, не обеспечивает вышеназванную возможность участника закупки, заказчиком не приведено разъяснение каким образом необходимо указывать данный показатель.
С учетом изложенного, рассматриваемая аукционная документация требует внесения соответствующих изменений в целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок и приведения требований заказчика в соответствие с положениями частей 1, 2 статьи 33, статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Константа" на положения документации при проведении электронного аукциона на поставку инструментов для отделения колопроктологии для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная клиническая больница" (N закупки 0128200000121004701) обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 33, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Вынести в отношении заказчика, аукционной комиссии, оператора электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии __
Члены Комиссии __
__
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 21 июля 2021 г. N 033/06/33-682/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2021