Резолютивная часть решения оглашена 23.07.2021
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
_. заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
_ главного специалиста - эксперта,
_. специалиста - эксперта;
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Интра" (г. Владимира) на положения документации открытого конкурса с ограниченным участием на выполнение в 2021 году работ по изготовлению для инвалидов (за исключением инвалидов вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) технических средств реабилитации - протезов верхних конечностей (N закупки 0228100000221000099), в открытом заседании, в присутствии представителей заказчика - Государственного учреждения - Владимирского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации _.. (доверенность от 09.01.2021 N 7, _..(доверенность от 21.07.2021 N 49).
ООО "Интра", надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения жалобы, не обеспечило явку своего представителя на заседание Комиссии Владимирского УФАС России.
В ходе рассмотрения дела Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
16 июля во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Интра" (далее - заявитель, общество) на положения документации открытого конкурса с ограниченным участием на выполнение в 2021 году работ по изготовлению для инвалидов (за исключением инвалидов вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) технических средств реабилитации - протезов верхних конечностей (N закупки 0228100000221000099).
Ссылаясь на положения статей 32, 50, 51 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085, заявитель жалобы указывает на незаконность действий заказчика, допускающего возможность подтверждения одними т и теми же контрактами соответствие двум подкритериям нестоимостного критерия оценки заявок: "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Кроме того, заявитель полагает, что заказчик незаконно ограничивает возможность подтверждения своего опыта выполнения подобных работ только контрактами, выполненными для государственных нужд.
Утверждает, что опыт выполнения работ возможно подтвердить копиями контрактов, не являющихся государственными либо муниципальными.
Общество усматривает в данных действиях заказчика намерение ограничить число участников закупки, установить такие условия проведения конкурсной процедуры, которые предопределят исход закупки.
В обоснование правомерности действий заказчика, его представители заявили следующее.
Довод заявителя о том, что "два нестоимостных показателя являются по сути одним и тем же показателем, так как при его расчете используются данные по одним и тем же контрактам, но по разным величинным показателям" несостоятелен, так как участниками закупки к заявкам могут быть приложены различные контракты, одни из которых могут подходить по объему выполненных работ сопоставимого объема и характера, исчисляемому по количеству изготовленных протезов, другие - по объему выполненных работ сопоставимого объема и характера, исчисляемому в рублях.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкурсная документация содержит предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе в сфере закупок требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме. Заказчик обращает внимание, что отсутствие опыта работы не является основанием для отстранения участника закупки от участия в определении подрядчика.
Сведения и документы, которые участник закупки может представить для подтверждения опыта работы, положениями Федерального закона и Правил не регламентированы, что подтверждается письмом Минэкономразвития РФ от 04.08.2016 г. N Д28и-2007. Заказчиком установлено требование к участнику закупки подтвердить сведения о наличии опыта копиями государственных контрактов (с актами выполненных работ), заключенных в соответствии с Федеральным законом, опубликованных на официальном сайте www.zakiipki.gov.ru с указанием номера реестровой записи каждого контракта, содержащих сведения об объеме и стоимости выполненных работ, исполненных без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника, так как это право Заказчика. Аналогичный вывод сделан в Определении Верховного Суда РФ от 11.07.2019 г. N 308-ЭС19-11278 и др. (прилагается). Суды исходили из того, что спорный нестоимостной критерий оценки не является единственным и обязательным условием участия в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а направлен, прежде всего, на выбор победителем конкурса лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика.
Подавая заявку, соответствующую установленным конкурсной документацией критериям оценки, участник подтверждает свою добросовестность и готовность исполнить условия контракта в полном объеме.
Понятие "добросовестность" используется Законом о контрактной системе в сфере закупок в контексте положений, установленных статьей 37 Федерального закона, согласно которой к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Таким образом, требование Заказчика о подтверждении опыта копиями государственных контрактов (с актами выполненных работ), заключенных в соответствии с Федеральным законом, опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru с указанием номера реестровой записи каждого контракта, содержащих сведения об объеме и стоимости выполненных работ, исполненных без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника, являются законно установленным, поскольку в полном объеме соответствует требованиям Федерального закона.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе в сфере закупок к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансировании), а также принцип открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, которые должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Заказчик отмечает, что контракты, заключенные в соответствии с Законом о контрактной системе в сфере закупок, опубликованы на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, доступ к сведениям осуществляется круглосуточно. В силу правил ведения реестра контрактов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084 "О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну", по указанным контрактам заказчиками публикуются полные сведения о заключении, изменениях, исполнении контрактов, о начислении и об оплате неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением стороной контракта обязательств, предусмотренных контрактом, информация о признании судом контракта недействительным и др. Это позволяет Заказчику в сжатые сроки, которые установлены Федеральным законом для рассмотрения и оценки заявок участников, подтвердить предоставленные участниками сведения о наличии опыта.
Кроме того, квалификация участника закупки, имеющего опыт успешного выполнения работ для государственных или муниципальных нужд, позволяет выявить лицо, предлагающее лучшие условия исполнения контракта, которое в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотребления в сфере закупок.
Заказчиком будет оцениваться опыт именно сопоставимого характера и объема, поскольку это подразумевает участие в закупке потенциальных подрядчиков, готовых справиться с заявленным объемом работ. В соответствии с п. 11 Правил для оценки заявок по нестоимостным критериям оценки (показателям) Заказчик вправе устанавливать предельно необходимое максимальное количественное значение квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. Словосочетание "предельное необходимое максимальное значение показателя" означает, что для получения максимального количества баллов по показателю необходимо представить значение, соответствующее количеству (суммарной стоимости объема выполненных работ), установленных Заказчиком в качестве предельных, и это не обязательно должен быть один контракт с указанным количеством протезов и суммой. Так, участником закупки в качестве подтверждения опыта по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого объема и характера могут быть представлены:
- контракты, по каждому из которых были изготовлены протезы бедра модульные, в том числе при врожденном недоразвитии в количестве от 1 штуки и более. При этом предельное максимальное количество изготовленных протезов бедра модульных, в том числе при врожденном недоразвитии по всем контрактам при оценке заявок участников будет ограничиваться 5 штуками;
- контракты, по каждому из которых были изготовлены протезы бедра модульные, в том числе при врожденном недоразвитии на сумму от 994 313 (Девятисот девяноста четырех тысяч трехсот тринадцати) рублей и более. При этом предельная максимальная сумма выполненных обязательств по всем контрактам при оценке заявок участников будет ограничиваться 4 971 565 (Четыре миллиона девятьсот семьдесят одна тысяча пятьсот шестьдесят пять) рублей руб.
Установление в критериях оценки заявок предельного максимального значения количества изделий (суммарной стоимости объема выполненных работ) зависит от количества планируемых к закупке TCP и обусловлено продолжительностью периода, за который должны быть предоставлены контракты - 3 года, что позволяет даже компаниям с небольшим опытом при участии в закупке конкурировать с крупными организациями. Установление предельных максимальных значений квалификационных характеристик необходимо только для расчета баллов по показателям и не приводит к занижению количества присваиваемых баллов участникам, имеющим небольшой опыт, а также не ограничивает конкуренцию, поскольку предельное максимальное количество изготовленных протезов (суммарная стоимость объема выполненных работ) по всем контрактам за 3 года при оценке участников будет ограничиваться верхним пределом, указанным в критериях оценки заявок. Это, в свою очередь, позволяет исключить предоставление неограниченного количества контрактов крупными компаниями и повысить конкуренцию для остальных участников товарного рынка.
Конкурсная документация не содержит такого основания для отказа претендентам в допуске к участию в проводимом конкурсе как отсутствие опыта выполнения работ по изготовлению TCP. Отсутствие опыта работы не является основанием для отстранения участника закупки от участия в определении подрядчика. В проводимом конкурсе победителем в соответствии с частью 14 статьи 54.7 Федерального закона признается его участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме которого присвоен первый номер, что определяется на стадии оценки заявок. Возможность проиграть в конкурсе, не набрав нужное количество баллов, не может расцениваться как ограничение доступа к хозяйственной деятельности.
Использованные Заказчиком показатели и порядок оценки не препятствует участию в конкурсе, не предрешают исхода закупки, не создают преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлены, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при выполнении работ по объекту закупки.
Объектом закупки является выполнение в 2021 году работ по изготовлению для инвалида технического средства реабилитации - протеза бедра модульного, в том числе при врожденном недоразвитии. Согласно разделу X "Техническое задание" конкурсной документации выполняемые работы по обеспечению инвалидов протезами нижних конечностей должны содержать комплекс медицинских, технических и социальных мероприятий, проводимых с инвалидами, имеющими нарушения, дефекты опорно-двигательного аппарата, в целях восстановления, компенсации ограничений их жизнедеятельности. Работы по проведению комплекса медицинских, технических и организационных мероприятий должны быть направлены на частичное восстановление опорно-двигательных функций, устранение косметических дефектов нижних конечностей инвалидов с помощью протезов конечностей.
Требование Заказчика к участнику конкурса о наличии у него опыта в выполнении именно государственных контрактов является законным, поскольку опыта работы по контрактам, заключенным по правилам общих норм Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре на выполнение работ недостаточно для подтверждения высокой квалификации участников объявленного конкурса, в связи с чем действия Заказчика в части установления вышеуказанного порядка оценки по показателям "Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого объема и характера" и подтверждения наличия данного опыта выполнения работ представлением государственных контрактов не противоречит требованиям Федерального закона и Правил. Квалификация участника закупки, имеющего опыт успешного выполнения работ по изготовлению TCP для государственных нужд, позволяет выявить лицо, предлагающее лучшие условия исполнения контракта, которое в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотребления в сфере закупок.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - Государственным учреждением - Владимирским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации инициировано проведение открытого конкурса с ограниченным участием на выполнение в 2021 году работ по изготовлению для инвалидов (за исключением инвалидов вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) технических средств реабилитации - протезов верхних конечностей (N закупки 0228100000221000099).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 994 313.00 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Часть 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок гласит о том, что в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее по тексту- Правила оценки заявок).
Пунктом 1 Правил оценки заявок определено, что настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.
Пункт 4 Правил предусматривает, что в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу пункта 8 Правил оценки заявок в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
В соответствии с пунктом 9 Правил оценки заявок сумма величин значимости критериев оценки, применяемых заказчиком, должна составлять 100 процентов.
Пункт 10 Правил оценки заявок в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В силу пункта 11 Правил оценки заявок, для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению либо оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций, заказчик обязан установить следующие величины значимости критериев оценки:
значимость стоимостных критериев оценки - 40 процентов;
значимость нестоимостных критериев оценки - 60 процентов.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.03.2020 N 309)
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), допускается установление в документации о закупке в качестве нестоимостных критериев оценки исключительно критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", показателей такого критерия, указанных в пункте 27(2) настоящих Правил.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.03.2019 N 293, от 27.07.2019 N 973, от 25.06.2020 N 921)
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению либо оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций, заказчик обязан установить показатель, указанный в подпункте "б" пункта 27 настоящих Правил. При этом значимость показателя должна составлять не менее 45 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
Заказчиком в разделе VIII конкурсной документации отражены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, их значимость, а так же порядок оценки и сопоставления заявок, а именно:
Номер критерия |
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе |
Показатели критериев оценки заявок на участие в конкурсе |
Значимость критерия в (%) |
Коэффициент значимости критерия/ показателя |
Обозначение рейтинга по критерию/ показателю |
Стоимостной критерий оценки | |||||
1. |
Сумма цен единиц работ |
Предложение участников закупки в отношении суммы цен единиц работ |
60 |
0,60 |
Ra |
Нестоимостной критерий оценки | |||||
2. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
Квалификация участников закупки, в том числе: |
40 |
0,40 |
Rb |
2.1. опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого объема и характера |
|
0,40 |
b1 |
||
2.2. опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого объема и характера |
0,60 |
b2 |
|||
Совокупная значимость всех критериев в процентах |
100 |
|
8.1. Стоимостной критерий оценки - сумма цен единиц работ:
Величина значимости критерия - 60 %.
Коэффициент значимости критерия оценки - 0,60.
Оценка критерия (баллы) - 100.
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки "сумма цен единиц работ" (ЦБi), определяется по формуле:
а) в случае если Цmin > 0,
где:
ЦБ i - количество баллов по критерию оценки "сумма цен единиц работ";
Ц min - минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
Цi - предложение участника закупки, заявка которого оценивается.
б) в случае если Цmin < 0,
где:
ЦБ i - количество баллов по критерию оценки "сумма цен единиц работ";
Ц max - максимальное предложение из предложении по критерию, сделанных участниками закупки;
Цi - предложение участника закупки, заявка которого оценивается.
Для расчета рейтинга, присуждаемого i-й заявке по критерию "сумма цен единиц работ", количество баллов, присвоенных i-й заявке по указанному критерию, умножается на соответствующий указанному критерию коэффициент значимости:
Ra = ЦБ i *0,60 ,
где:
Ra- рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию "сумма цен единиц работ";
ЦБ i - количество баллов по критерию оценки "сумма цен единиц работ";
0,60 - коэффициент значимости указанного критерия.
8.2. Нестоимостной критерий оценки:
2. Критерий: "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
Величина значимости критерия - 40 %.
Коэффициент значимости критерия оценки - 0,40.
Применяемые показатели данного критерия:
2.1. Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого объема и характера:
Оценка показателя (баллы): 100 баллов.
Коэффициент значимости показателя: 0,40.
По данному показателю оценивается наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.
Оценивается объем выполненных работ (а именно выполнения работ по изготовлению протезов нижних конечностей), исчисляемый в количестве предоставленных протезов нижних конечностей получателям в рамках контрактов за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника.
При этом количество предоставленных протезов в каждом таком контракте должно быть не менее 143 штук.
Сведения о наличии опыта участника подтверждаются копиями государственных контрактов (с актами выполненных работ), заключенных в соответствии с Федеральным законом, опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru с указанием номера реестровой записи каждого контракта, содержащих сведения об объеме выполненных работ.
Не предоставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.
Данный показатель рассчитывается следующим образом:
Предельное необходимое максимальное значение показателя - 5 штук.
Количество баллов, присуждаемых по показателю (b1), определяется по формуле:
а) в случае, если Kmax< Кпред, - по формуле:
b1=КЗ*100*(Ki/Kmax)
б) в случае, если Kmax > Кпред., - по формуле:
b1=КЗ*100*(Ki/ Кпред); при этом b1max = КЗ x 100
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя;
Ki - предложение участника закупки, заявка которого оценивается;
Kmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
Кпред - предельно необходимое заказчику максимальное значение показателя;
b1max - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.
2.2. Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого объема и характера:
Оценка показателя (баллы): 100 баллов.
Коэффициент значимости показателя: 0,60.
По данному показателю оценивается наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.
Оценивается суммарный объем выполненных работ (а именно выполнения работ по изготовлению протезов нижних конечностей), исчисляемый в рублях по контрактам за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника.
При этом объем выполненных работ, исчисляемый в рублях, в каждом контракте должен быть не менее 16 000 000 (Шестнадцати миллионов) рублей.
Сведения о наличии опыта участника подтверждаются копиями государственных контрактов (с актами выполненных работ), заключенных в соответствии с Федеральным законом, опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru с указанием номера реестровой записи каждого контракта, содержащих сведения о стоимости выполненных работ.
Не предоставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.
Данный показатель рассчитывается следующим образом:
Предельное необходимое максимальное значение показателя - 4 971 565 (Четыре миллиона девятьсот семьдесят одна тысяча пятьсот шестьдесят пять) рублей.
Количество баллов, присуждаемых по критерию (b2), определяется по формуле:
а) в случае, если Kmax< Кпред, - по формуле:
b2=КЗ*100*(Ki/Kmax)
б) в случае, если Kmax > Кпред., - по формуле:
b2=КЗ*100*(Ki/ Кпред); при этом b2max = КЗ x 100
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя;
Ki - предложение участника закупки, заявка которого оценивается;
Kmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
Кпред - предельно необходимое заказчику максимальное значение показателя;
b2max - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.
Формула расчета рейтинга, присуждаемого заявке по данному критерию оценки:
Rb = KЗ*(b1 +b2),
где:
КЗ - коэффициент значимости критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации";
b1, b2 - рейтинги по показателям критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации";
Rb - рейтинг (количество баллов) i-й Заявки по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Расчет итогового рейтинга
Итоговый рейтинг заявки вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки:
Rитог = Ra + Rb,
где:
Rитог - итоговый рейтинг, присуждаемый i-й заявке;
Ra - рейтинг, присуждаемый i-ой заявке по критерию "сумма цен единиц работ";
Rb- рейтинг, присуждаемый i-ой заявке по критерию "Квалификация участника закупки, в том числе наличие финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Порядок оценки заявок по критериям оценки заявок
Сумма величин значимости критериев оценки, применяемых заказчиком, составляет 100 процентов. Для оценки заявок по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Итоговый рейтинг заявки вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки.
Победителем признается участник закупки, заявке которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке такого участника закупки присваивается первый порядковый номер.
1.Первый довод заявителя признается Комиссией Владимирского УФАС России необоснованным, поскольку участники закупки в составе своей заявки могут предоставить различные контракты, одни из которых могут подходить по объему выполненных работ сопоставимого объема и характера, исчисляемому по количеству изготовленных протезов, а другие - по объему выполненных работ сопоставимого объема и характера.
Доказательства иного не были представлены в материалы настоящего дела.
2. Второй довод заявителя так же признается Комиссией Владимирского УФАС России несостоятельным ввиду следующего.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с указанным Федеральным законом.
Пунктом 3 Правил оценки заявок определено, что оценка - это процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями данных Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В конкурсную документацию в качестве нестоимостного критерия при установлении порядка рассмотрения и оценки заявок разрешается включать критерии о квалификации участников закупки и об опыте работы, связанного с предметом контракта.
Согласно пункту 28 Правил N 1085 оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 данных Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 указанных Правил.
В соответствии с п. 11 Правил для оценки заявок по нестоимостным критериям оценки (показателям) Заказчик вправе устанавливать предельно необходимое максимальное количественное значение квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. Словосочетание "предельное необходимое максимальное значение показателя" означает, что для получения максимального количества баллов по показателю необходимо представить значение, соответствующее количеству (суммарной стоимости объема выполненных работ), установленных Заказчиком в качестве предельных, и это не обязательно должен быть один контракт с указанным количеством протезов и суммой.
В соответствии с положениями раздела VIII конкурсной документации, в качестве документов, подлежащих оценке по подкритериям 2.1, 2.2 критерия оценки заявок "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" определены копии государственных контрактов (с актами выполненных работ), заключенных в соответствии с Федеральным законом, опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru с указанием номера реестровой записи каждого контракта, содержащих сведения о стоимости выполненных работ. Не предоставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.
Комиссия полагает, что в данном случае условия конкурсной документации обеспечивают равные возможности для потенциальных участников закупки, имевших намерение участвовать в конкурсе на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей в соответствии с потребностями учреждения.
В проводимом конкурсе победителем в соответствии с частью 14 статьи 54.7 Федерального закона признается его участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме которого присвоен первый номер, что определяется на стадии оценки заявок.
Использованные Заказчиком показатели и порядок оценки не препятствует участию в конкурсе, не предрешают исхода закупки, не создают преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлены, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при выполнении работ по объекту закупки.
Кроме того, конкурсная документация заказчика не содержит такого основания для отказа участникам в допуске к участию в конкурсе, как отсутствие опыта оказания услуг по предмету закупки. Отсутствие опыта работы не является основанием для отстранения участника закупки от участия в определении поставщика. Заказчик проводит закупку в виде открытого конкурса в электронной форме, при котором победителем объявляется участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, что определяется на стадии оценки поданных заявок. Возможность участвовать в конкурсе, не набрав нужное количество баллов, не может расцениваться как ущемление прав заявителя и ограничение конкуренции.
Принимая во внимание социальную значимость объекта закупки, исходя из определенных целей, заказчик самостоятельно определяет необходимость в установлении критериев (показателей) для размещаемых им закупок в целях выявления лучших условий исполнения контракта, что соответствует требованиям Правил и не противоречит требованиям Федерального закона.
Таким образом, в процессе рассмотрения дела Комиссией Владимирского УФАС установлено, что показатели нестоимостных критериев установлены в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 и учитывают особенности оценки закупаемых работ, позволяют оценить потенциального участника.
Частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Поскольку заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что у лица имеются объективные препятствия для участия в данной закупке, на что указывает положение части 2 стать 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Между тем, ООО "Интра" в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие, что оспариваемые критерии оценки заявок ограничили конкуренцию, либо не позволили кому-либо из хозяйствующих субъектов подать заявку на участие в конкурсе.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Интра" (г. Владимира) на положения документации открытого конкурса с ограниченным участием на выполнение в 2021 году работ по изготовлению для инвалидов (за исключением инвалидов вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) технических средств реабилитации - протезов верхних конечностей (N закупки 0228100000221000099) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии _..
Члены Комиссии _..
_..
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 23 июля 2021 г. N 033/06/67-688/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.07.2021