Резолютивная часть решения оглашена 26.07.2021
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
членов Комиссии:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "ВладимирЭкоПит" (г. Владимир) на действия комиссии по проведению конкурса с ограниченным участие в электронной форме на оказание услуг по ежедневному приготовлению и передаче горячего лечебного питания для стационарных больных для нужд ГБУЗ ВО "Областная детская клиническая больница" в 2021-2022 г.г. (0128200000121004284), в открытом заседании, в присутствии представителя заявителя жалобы - _, представителей заказчика - ГБУЗ ВО "Областная детская клиническая больница" _, а так же представителя уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области _ .
В ходе рассмотрения дела Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "ВладимирЭкоПит" (далее - заявитель, Общество) на действия комиссии по проведению конкурса с ограниченным участие в электронной форме на оказание услуг по ежедневному приготовлению и передаче горячего лечебного питания для стационарных больных для нужд ГБУЗ ВО "Областная детская клиническая больница" в 2021-2022 г.г. (0128200000121004284).
Заявитель полагает, что выбор победителя данной закупки произведен с нарушениями требований законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в данном конкурсе с ограниченным участием, заявка участника закупки- ООО "ДАН" признана соответствующей требованиям документации о закупке. Победителем конкурса с ограниченным участие признано ООО "ДАН".
Заявитель полагает, что данный участник закупки не мог представить в качестве подтверждения своего опыта (в рамках дополнительных требований к участнику закупки) соответствующие контракты, заключенные в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок и законодательства о закупках отдельными категориями юридических лиц.
Анализ открытых источников информации, проведенный подателем жалобы показал, у ООО "ДАН" отсутствует достаточный опыт оказания услуг в соответствующей сфере.
По мнению заявителя жалобы, конкурсная комиссия неправомерно произвела оценку заявки ООО "ДАН" по нестоимостному критерию "Квалификация участника закупки" (подкритерий "Деловая репутация участника закупки"). По мнению заявителя, ООО "ДАН" не имеет достаточного количества положительных отзывов от государственных бюджетных медицинских организаций.
В обоснование правомерности действий конкурсной комиссии, представитель уполномоченного органа сообщил следующее.
С учетом объекта закупки, помимо единых требований к участнику закупки, конкурсная документация содержала дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок и приложением N 2 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее Постановление Правительства РФ N 99).
В частности, дополнительное требование предполагало наличие у участника конкурса опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
Данное требование должно подтверждаться копией ранее исполненного контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", либо в реестре договоров, заключенных по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", и копия (копии) документа (документов) о приемке поставленного товара, оказанной услуги.
В составе заявки ООО "ДАН" содержалась копия исполненного контракта на оказание услуг по организации питания от 12.12.2018 N ПС 2019/2020, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее- Федеральный закон N 223-ФЗ) с ООО "Бизнес Групп". Цена данного контракта составляет 119 299 299 рублей 00 копеек.
Таким образом, в составе заявки данного участника закупки присутствует документ, свидетельствующий об опыте исполнения договора, соответствующего предмету закупки.
Представитель уполномоченного органа полагает, что конкурсная комиссия приняла правильное решение о допуске заявки данного участника закупки.
По мнению представителя уполномоченного органа, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе произведены в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок.
Представители заказчика высказали мнение о необоснованности жалобы заявителя.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 56.1 Закона о контрактной системе в сфере закупок под конкурсом с ограниченным участием в электронной форме понимается конкурс, при проведении которого информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, соответствующих предъявленным к участникам закупки единым требованиям и дополнительным требованиям.
Часть 2 статьи 56.1 Закона о контрактной системе в сфере закупок гласит о том, что Заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме в случаях:
1) если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 56 настоящего Федерального закона;
2) выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, библиотеки, к системам обеспечения безопасности и (или) сохранности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда;
3) оказания услуг по организации отдыха детей и их оздоровления.
В соответствии с частью 5 статьи 56.1 Закона о контрактной системе в сфере закупок в отношении участников конкурса с ограниченным участием в электронной форме наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона. При этом дополнительные требования не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме.
Частью 6 статьи 56.1 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что извещение о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 54.2 и 54.3 настоящего Федерального закона, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 5 настоящей статьи дополнительные требования к участникам закупки.
В силу части 7 статьи 56.1 Закона о контрактной системе в сфере закупок вторая часть заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме наряду с информацией и электронными документами, предусмотренными частью 6 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки предъявляемым к ним дополнительным требованиям в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 8 статьи 56.1 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией, в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 54.7 настоящего Федерального закона, а также в случае несоответствия участника требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Во исполнение данного законоположения Правительством РФ издано постановление от 04.02.2015 N 99.
В соответствии с пунктом 6 "Оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей" приложения N 2 "Случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием" к Постановлению Правительства N 99 установлено следующее дополнительное требование: "наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
Такой опыт подтверждаешься предоставлением участником закупки копии копия ранее исполненного контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", либо в реестре договоров, заключенных по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", и копия (копии) документа (документов) о приемке поставленного товара, оказанной услуги.
Заказчиком - ГБУЗ ВО "Областная детская клиническая больница" объявлен конкурс с ограниченным участием в электронной форме на оказание услуг по ежедневному приготовлению и передаче горячего лечебного питания для стационарных больных для нужд ГБУЗ ВО "Областная детская клиническая больница" в 2021-2022 г.г. (0128200000121004284).
Начальная (максимальная) цена контракта: 56 088 400 рублей 00 копеек.
Уполномоченный орган- департамент имущественных и земельных отношений Владимирской области.
Оператор электронной площадки- АО "Единая электронная торговая площадка"
Пункт 37 информационной карты аукционной документации содержал информацию о дополнительных требованиях к участнику закупки, а так же документах, подтверждающих соответствие дополнительным требованиям. Данные требования соответствуют положениям отраженным в пункте 6 приложения N 2 Постановления Правительства РФ N 99.
В составе заявки ООО "ДАН" содержалась копия договора на оказание услуг по организации питания от 12.12.2018 N ПС 2019/2020, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ) с ООО "Бизнес Групп". Цена данного контракта составляет 119 299 299 рублей 00 копеек.
Обязанность по размещению в реестре контрактов либо в реестре договоров сведений о заключении либо исполнении контракта, о приемке поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг возложена на заказчика.
Таким образом, возможность подтверждения участником аукциона своего соответствия дополнительным требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ N 99 не может быть поставлена в зависимость от добросовестного исполнения соответствующей обязанности заказчиком. Иное будет противоречить общим нормам права. (Данная позиция отражена в судебных актах судов первой, апелляционной, кассационной инстанций, в частности в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.05.2019 по делу А56-118839/2018, в постановлении Пятого Арбитражного апелляционного суда от 23.06.2020 по делу А59-7464/2019 и так далее).
Кроме того, конкурсная комиссия на момент рассмотрения заявок не располагала сведениями о недостоверности договора, копия которого содержалась в заявке ООО "ДАН".
Принимая во внимание вышеизложенное, в частности, отсутствие у конкурсной комиссии фактических оснований ставить под сомнение достоверность договора на оказание услуг по организации питания от 12.12.2018 N ПС 2019/2020 предоставленного ООО "ДАН", следует вывод о том, что конкурсная комиссия приняла обоснованное решение по результатам проведения процедуры подведения итогов конкурса с ограниченным участием в электронной форме 0128200000121004284, имевшей место 14.07.2021.
Вместе с тем Владимирское УФАС России напоминает о том, что в силу части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
В силу части 12 статьи 99, части 6 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок проведение проверки либо рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Следовательно, довод заявителя о неправомерном проведении конкурсной комиссией оценки и сопоставления заявки ООО "ДАН" не подлежит рассмотрению по существу.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ВладимирЭкоПит" (далее - заявитель, Общество) на действия комиссии по проведению конкурса с ограниченным участие в электронной форме на оказание услуг по ежедневному приготовлению и передаче горячего лечебного питания для стационарных больных для нужд ГБУЗ ВО "Областная детская клиническая больница" в 2021-2022 г.г. (0128200000121004284) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 26 июля 2021 г. N 033/06/54.7-705/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2021