Резолютивная часть объявлена 21.07.2021 г. Калининград
Изготовлено в полном объеме 23.07.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя Комиссии:
И.С. Болтенко - заместитель руководителя Калининградского УФАС России;
Члены Комиссии:
А.Н. Хлусова - ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
О.И. Филатов - государственный инспектор отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
с участием представителей:
заказчика - Администрации муниципального образования "Мамоновский городской округ": С.И. Шуминской (по доверенности);
в отсутствие представителей Заявителя - ООО "Монолит", уведомленных надлежащим образом о дате и времени заседания Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "Монолит" (вх. N 5229 от 15.07.2021) на действия заказчика - администрации муниципального образования "Мамоновский городской округ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона, предметом которого является ремонт дороги общего пользования местного значения г. Мамоново, Калининградской области, ул. Удовиченко (извещение N 0135300000921000026) (далее - Аукцион) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 15.07.2021 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании документации об Аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе в связи с тем, что Заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам Аукциона в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и пунктом 2.3 приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
Заявитель также полагает, что в нарушение части 30 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта отсутствует условие об обязательстве поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Заказчик с доводами жалобы Заявителя согласен частично. Обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение установлено пунктом 9.8 раздела 4 "Проект контракта" Аукционной документации.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
04.07.2021 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0135300000921000026 и документация с приложениями.
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 080 810,00 рублей.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается Заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Приложение N 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99) устанавливает дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
Предметом Аукциона являются работы по ремонту дороги общего пользования местного значения г. Мамоново, Калининградской области, ул. Удовиченко.
Комиссией установлено, что вместе с Аукционной документацией на сайте ЕИС размещена также проектная документация в двух томах, том 1 (24/21/2-АД) "Автомобильная дорога. Улица Удовиченко", том 2 (24/21/2-СМ) "Смета на ремонт. Улица Удовиченко".
В соответствии с разделом I "Общие сведения" тома 1 (24/21/2-АД) "Автомобильная дорога. Улица Удовиченко" проектной документации проектом предусмотрены подготовительные работы, ремонт асфальтобетонного покрытия разделен на участки и принято два метода ремонта проезжей части, один метод по устройству бортового камня и один метод по укреплению обочин.
Согласно пункту 2(3) Приложения 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 при выполнении работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки, а именно: наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
К документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, относятся:
- копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог;
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Комиссия, изучив извещение о проведении Аукциона и документацию об Аукционе, установила, что дополнительные требования к участникам Аукциона в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно наличие опыта работы, связанного с предметом контракта - выполнением работ по ремонту автомобильных дорог, в соответствии с пунктом 2(3) Приложения 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, Заказчиком не установлены.
Таким образом, Комиссия делает вывод, что Заказчиком нарушены требования части 4 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе. Довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 настоящего Федерального закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
Разделом 1 "Аукцион в электронной форме (общие условия проведения аукциона в электронной форме)" и пунктом 22 раздела 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" Аукционной документации установлено требование в соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе обеспечения исполнения контракта в размере 10% от начальной (максимальной) цены контракта.
Комиссией установлено, что согласно пункту 9.8 раздела 4 "Проект контракта" Аукционной документации подрядчик обязан, в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения настоящего Контракта, лицензии на осуществление банковских операций, предоставить новое обеспечение исполнения настоящего Контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены положениями статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ.
Таким образом, раздел 4 "Проект контракта" Аукционной документации установлено требование содержит обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя),предусмотренное частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе, в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
В ходе проведения внеплановой проверки закупки Комиссией было установлено следующее.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
На основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Подпунктом 10 пункта 33 раздела 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" Аукционной документации Заказчиком установлено требование к участникам Аукциона о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки, а именно:
"10) В перечень работ по данному объекту включены механизированная разработка грунта, уплотнение грунта катками, грунтоуплотняющими машинами или тяжелыми трамбовками, термическое укрепление грунтов, таким образом, на основании Приказа от 30 декабря 2009 г. N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства":
- участник аукциона должен быть членом саморегулируемой организации (далее - СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, при этом СРО, в которой состоит участник аукциона, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;
- участник должен иметь право осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров, в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии);
- совокупный размер обязательств участника аукциона по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств;
- уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам строительного подряда и стоимости работ по одному договору должен соответствовать либо превышать цену контракта, предлагаемую участником закупки, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда.
Копия выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется: 1) в случае, если цена контракта, предложенная участником аукциона, не превышает трех миллионов рублей (п.2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ. 2) для участников закупки, указанных в п.2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ".
На заседании Комиссии представители Заказчика по вопросу установления требования к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства пояснили, что данное требование было установлено на основании Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 г. N 624, поскольку согласно проектной документации в ходе исполнения контракта подрядчику необходимо выполнить, в том числе, работы по механизированной разработке грунта, уплотнению грунта катками, грунтоуплотняющими машинами или тяжелыми трамбовками и работы по термическому укреплению грунтов, которые включены в Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 г. N 624.
Вместе с тем, Комиссия отмечает следующее.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено этим кодексом.
В силу части 1 статьи 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ) с 1 июля 2017 г. не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В связи с этим приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624 не применяется для целей саморегулирования (Решение Верховного Суда РФ от 22.03.2021 N АКПИ21-35).
Таким образом, учитывая, что в соответствии с проектной документацией объектом закупки являются работы по ремонту дороги общего пользования местного значения г. Мамоново, Калининградской области, ул. Удовиченко, а не работы по капитальному ремонту линейного объекта, действия Заказчика, установившего пункте 33 раздела 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" Аукционной документации требование к участникам Аукциона о наличии членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства нарушают положения пункта 1 части 1 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Монолит" частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим часть 4 статьи 31, пункт 1 части 1 статьи 31, часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику - администрации муниципального образования "Мамоновский городской округ", аукционной комиссии Заказчика, оператору электронной площадки - ООО "РТС-тендер" (в части имеющихся полномочий) предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушения Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Заместитель председателя Комиссии: И.С. Болтенко
Члены Комиссии: А.Н. Хлусова
О.И. Филатов
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 23 июля 2021 г. N 62-кс/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.07.2021