Резолютивная часть оглашена
21.07.2021 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобы ООО "ОПТ-СНАБ", ООО "СТИГМАТРАНС" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона по объекту закупки: Выполнение работ по капитальному ремонту объекта недвижимого имущества Общежитие N 3 ФГБОУ ВО Самарский ГАУ, расположенного по адресу п.г.т. Усть-Кинельский, ул. Тимирязева д. 1 (извещение N 0342100000321000003, начальная (максимальная) цена контракта - 7 201 800,00 руб.).
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобы ООО "ОПТ-СНАБ", ООО "СТИГМАТРАНС" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона по объекту закупки: Выполнение работ по капитальному ремонту объекта недвижимого имущества Общежитие N 3 ФГБОУ ВО Самарский ГАУ, расположенного по адресу п.г.т. Усть-Кинельский, ул. Тимирязева д. 1 (извещение N 0342100000321000003, начальная (максимальная) цена контракта - 7 201 800,00 руб.).
Из жалобы ООО "СТИГМАТРАНС" следует, что:
1. Проект контракта не содержит положений Письма Минфина России, МЧС России и Федеральной антимонопольной службы от 03.04.2020 г. "Об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV" о неприменении штрафных санкций к поставщику (подрядчику) при нарушении им обязательств по контракту;
2. Заказчиком установлено требование о наличии в составе первой части заявки участников закупки сведений о значениях показателей товаров, используемых при выполнении работ.
Из жалобы ООО "ОПТ-СНАБ" следует, что Заказчиком:
1. Нарушен порядок проведения закупки;
2. Нарушены требования к сроку окончания предоставления разъяснений;
3. Нарушено положение о содержании разъяснений положений документации. Заказчик просил признать жалобу необоснованной, представил письменные возражения, запрашиваемые документы.
Изучив материалы жалобы, письменные возражения на жалобу, документацию об электронном аукционе, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
Из жалобы ООО "СТИГМАТРАНС" следует, что проект государственного контракта не содержит положений Письма Минфина России, МЧС России и Федеральной антимонопольной службы от 03.04.2020 г. "Об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV" о неприменении штрафных санкций к поставщику (подрядчику) при нарушении им обязательств по контракту.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе следует, что сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Изучив Аукционную документацию, проект контракта, Комиссия приходит к выводу, что положения проекта контракта не противоречат Закону о контрактной системе, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения. Указанный довод заявителя признан необоснованным.
По мнению заявителя ООО "СТИГМАТРАНС" Заказчиком установлено требование о наличии в составе первой части заявки участников закупки сведений о значениях показателей товаров, используемых при выполнении работ.
Согласно ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Из письма ФАС России NИА/93616/20 от 25.06.2020 г следует, что Заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) Товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) Товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) Товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Заказчиком проводится электронный аукцион: Выполнение работ по капитальному ремонту объекта недвижимого имущества Общежитие N 3 ФГБОУ ВО Самарский ГАУ, расположенного по адресу п.г.т. Усть-Кинельский, ул. Тимирязева д. 1.
Из пояснений Заказчика следует, что поскольку в рамках исполнения контракта по данной закупке предусмотрена поставка строительных и расходных материалов, требований к первой части заявки о наличии конкретных показателей, заказчиком не установлено.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика не нарушают интересы участников закупки и не приводят к ограничению доступа к участию в таком аукционе, так как на момент окончания срока подачи заявок было подано 12 заявок на участие в электронном аукционе, которые были допущены.
Из анализа части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
Заявитель документов и сведений, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, не представил. Указанный довод жалобы признан необоснованным.
Из жалобы ООО "ОПТ-СНАБ" следует, что Заказчиком нарушен порядок проведения закупки, а именно согласно аукционной документации электронного аукциона требуется выполнить капитальный ремонт объекта недвижимого имущества, таким образом заказчик не обязан разрабатывать проектную документацию, а вправе ограничиться ее частью - сметой.
В соответствие с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.
Ведомственные строительные нормы "Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" ВСН 58-88 (р), утвержденные Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 года N 312, являются обязательными для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий (пункт 1.2 ВСН 58-88 (р)).
Согласно приложению N 1 к BCH-58-S8 (р): текущий ремонт здания - ремонт здания с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного оборудования, а также поддержания эксплуатационных показателей.
Капитальный ремонт здания - ремонт здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей.
В соответствии с п. 1.1. ВСН 58-88 (р) данные нормы распространяются на объекты коммунального и социально-культурного назначения независимо от формы собственности.
Текущий ремонт должен производиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до постановки на капитальный ремонт.
Приложением N 7 ВСН 58-88 (р) определен перечень основных работ по текущему ремонту зданий и объектов, в состав которых входит: смена, восстановление отдельных элементов, частичная замена оконных, дверных, витражных или витринных заполнений (деревянных, металлических и др.), постановка доводчиков, пружин, упоров, смена оконных и дверных приборов, укрепление, усиление, смена отдельных участков деревянных перегородок, заделка трещин в плитных перегородках, перекладка отдельных участков, замена отдельных участков покрытия полов, восстановление штукатурки стен и потолков отдельными местами, все виды штукатурно-малярных работ во всех помещениях, смена отдельных участков трубопроводов, секций отопительных приборов, запорной и регулирующей арматуры центрального отопления, установка воздушных кранов, гидравлическое испытание и промывка системы, регулировка и наладка систем отопления, смена отдельных участков и устранение неплотностей вентиляционных коробок, шахт, камер, воздуховодов, замена вентиляторов, воздушных клапанов и другого оборудования, смена отдельных участков трубопроводов, фасонных частей, сифонов, трапов, ревизий, восстановление разрушенной теплоизоляции трубопроводов и др.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что в данной закупке Заказчиком запланирован текущий ремонт, а именно мероприятия по устранению отдельных неисправностей (Установка в жилых и общественных зданиях оконных блоков из ПВХ профилей поворотных (откидных, поворотно-откидных) с площадью проема более 2 м2 трехстворчатых, в том числе при наличии створок глухого остекления, установка подоконных досок из ПВХ в каменных стенах толщиной до 0,51 м, установка металлических дверных блоков в готовые проемы, прокладка трубопроводов водоснабжения из напорных полиэтиленовых труб низкого давления среднего типа наружным диаметром 25 мм, штукатурка поверхностей внутри здания цементно-известковым или цементным раствором по камню и бетону улучшенная стен, покрытие поверхностей грунтовкой глубокого проникновения за 2 раза стен и т.д.) в отдельно взятых помещениях.
На участие в аукционе поступило 12 заявок, все заявки были допущены к участию в аукционе. Указанный довод заявителя ООО "ОПТ-СНАБ" признан необоснованным.
По мнению Заявителя Заказчиком нарушены требования к сроку окончания предоставления разъяснений.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В извещении об электронном аукционе Заказчиком установлена дата и время окончания предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации, а именно: 12.07.2021 7:00 (МСК+1).
Согласно п. 14 Информационной карты дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 15.07.2021 08:00 (MSK+1 (UTC+4) Самара).
Таким образом, установленная заказчиком дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации (12.07.2021 г.) не соответствует требованиям ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, поскольку указанной нормой предусмотрено направление участниками запросов не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. Поскольку окончание срока подачи заявок на участие в аукционе 15.07.2021 г., то участники могут направлять запросы о даче разъяснений положений документации до 13.07.2021 г. включительно.
Учитывая изложенное, Комиссия Самарского УФАС приходит к выводу о том, что в документации об аукционе ненадлежащим образом установлена дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об аукционе. Довод жалобы признан обоснованным.
Таким образом, действия заказчика, установившего ненадлежащим образом дату окончания предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе, нарушают ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
В данных действиях заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Из жалобы ООО "ОПТ-СНАБ" следует, что Заказчиком нарушен порядок предоставления разъяснений положений аукционной документации.
Изучив аукционную документацию, Комиссия Самарского УФАС России установила, что Заказчик требования Закона о контрактной системе не исполнил. В единой информационной системе в сфере закупок опубликован ответ на разъяснения. В ответе на разъяснения, опубликованного в единой информационной системе в сфере закупок, не указан предмет запроса. Указанный довод жалобы признан обоснованным.
Таким образом, Комиссией Самарского УФАС России установлено в действиях Заказчика нарушение ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении порядка предоставления разъяснений положений документации (не указан предмет запроса) и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТИГМАТРАНС" необоснованной;
2. Признать жалобу ООО "ОПТ-СНАБ" частично-обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе;
3. Предписание не выдавать, поскольку указанное нарушение не повлияло на результаты закупки;
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 и части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 23 июля 2021 г. N 660-14962-21/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.07.2021