Резолютивная часть оглашена
21.07.2021 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу ООО "ОПТ-СНАБ" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Счастливое детство" - устройство детской и спортивной площадки в селе Старое Усманово (извещение N 0142300034621000003), начальная (максимальная) цена контракта - 1 462 030,80 рублей),
в отсутствии представителей, уведомленных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "ОПТ-СНАБ" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Счастливое детство" - устройство детской и спортивной площадки в селе Старое Усманово.
Согласно доводам жалобы ООО "ОПТ-СНАБ" следует:
- Допущены нарушения при описании объекта закупки.
- Заказчик неправомерно предъявляет требования к указанию в заявке страны происхождения используемых при выполнении работ материалов.
- Заказчиком нарушены требования к сроку окончания предоставления разъяснений, предусмотренному ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе.
- Заказчик допустил противоречия в аукционной документации. В извещении закупки и в информационной карте к документации дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе не совпадают.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, приостановить процедуру закупки, выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.
Представитель Заказчика в письменных пояснениях против доводов Заявителя возражал, просил в удовлетворении жалобы отказать, представил письменные пояснения.
Изучив материалы жалобы, письменные пояснения, документацию об электронном аукционе, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В пункте 9 Описания объекта закупки установлены требования к гимнастическому комплексу:
Из описания следует, что 4 из 12 опорных столбов должны быть не менее 500 мм. Однако в дальнейшем описании товара к высоте данных столбов установлены следующие требования:
В комплексе установлены две лавки для пресса с разным углом наклона, которые фиксируются к опорным столбам не менее 2600 мм и 300 мм.
Согласно положениям инструкции:
Если слова "не менее", "не более", "менее", "более" и им подобные стоят перед знаком ":", то их следует относить ко всем значениям, указанным после знака ":".
Знак ":" перед словами "не менее" отсутствует, соответственно слова "не менее" распространяются только на первое значение. Высота 4 опорных столбов в соответствии с инструкцией должна остаться неизменной. Таким образом, Заказчик установил два противоречащих требования к одной характеристике товара - 500 мм и 300 мм.
При описании объекта закупки допущена явная техническая ошибка в указании высоты опорных столбов. Запросов на положения документации по данному доводу Заказчику не поступало.
В следующем доводе Заказчик указывает на то, что Заказчик неправомерно предъявляет требования к указанию в заявке страны происхождения используемых при выполнении работ материалов.
Исходя из пояснений Заказчика, согласно информационной карте, указано что подрядчику в первой части заявки необходимо предоставить только согласие на выполнение работ. Без отражения конкретных показателей и страны происхождения.
При этом в соответствии с Письмом ФАС России от 25.06.2020 N ИА/53616/20 по вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар) следует отметить, что сами по себе требования к качественным характеристикам товара (поставляемому используемому) устанавливаются заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 как для соблюдения интересов заказчика путем обеспечения возможности осуществления проверки качества товара и надлежащего исполнения подрядчиком/исполнителем обязательств по контракту, так и для соблюдения прав и интересов участников закупки, которые могут оценить и рассчитать свои возможности для надлежащего выполнения работ и добросовестного исполнения обязательства по контракту, соответственно закон не исключает возможность предъявления Заказчиком требований к минимальным и максимальным значениям показателей к товарам, которые не принимаются к бухгалтерскому учету, избегая указания на конкретные показатели.
На основании вышеизложенного, у Комиссии Самарского УФАС отсутствуют основания полагать, что установление в аукционной документации обжалуемых положений документации повлекло ограничение количества участников закупки.
По мнению Заявителя Заказчиком нарушены требования к сроку окончания предоставления разъяснений, предусмотренному ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно Информационной карте дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 15.07.2021 10:00 (MSK+1) Самара).
В извещении об электронном аукционе Заказчиком установлена дата и время начала и окончания предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации, а именно:
Дата и время начала предоставления
07.07.2021 11:36 (МСК+1)
Дата и время окончания предоставления
13.07.2021 16:00 (МСК+1)
Согласно информационной карте аукциона:
Дата начала предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений настоящей документации: 07 июля 2021 г.
Дата окончания предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений настоящей документации: 13 июля 2021 г. 16:00 местного времени
В соответствии с требованиями законодательства, Заказчик не должен устанавливать конкретное время окончания предоставления разъяснений. Участники закупки вправе подать запрос в течение всего дня - 13.07.2021 г. до 00:00 (МСК+1), без ограничения по времени.
Таким образом, установленная заказчиком дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации (13.07.2021 г. 16:00 (МСК+1) не соответствует требованиям ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Действия заказчика, установившего ненадлежащим образом дату окончания предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе, нарушают ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Следующий довод жалобы о том, что Заказчик допустил противоречия в аукционной документации. В извещении закупки и в информационной карте к документации дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе не совпадают.
Согласно п.3 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Извещением закупки N0142300034621000003 было установлено следующее время окончания срока подачи заявок:
Дата и время начала срока подачи заявок
07.07.2021 11:36 (МСК+1)
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе
15.07.2021 12:00 (МСК+1)
В информационной карте к документации установлено иное время:
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (по местному времени): |
15 июля 2021 года в 10:00 местного времени |
Данный довод также признается обоснованным. В действиях Заказчика усмотрено нарушение п.3 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ОПТ-СНАБ" частично-обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.4 ст.65, п.3 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать, так как данное нарушение не повлияло на результат закупки.
4. Передать материалы жалобы для принятия решения о возбуждении административного производства по ч.4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 26 июля 2021 г. N 658-14963-21/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2021