Резолютивная часть оглашена
22.07.2021 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе: начальника отдела контроля закупок Самарского УФАС России _, заместителя начальника отдела контроля закупок Самарского УФАС России _, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Самарского УФАС России _,
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение муниципального бюджетного учреждения "Центр содействия самоуправления районов" о включении сведений об Индивидуальном предпринимателе С.И.А. в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведенного запроса котировок на поставку государственных знаков почтовой оплаты: почтовые конверты и почтовые марки (извещение N 0142300013121000039, начальная (максимальная) цена контракта 427 700 руб.) в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта,
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило обращение муниципального бюджетного учреждения "Центр содействия самоуправления районов" (далее - МБУ "Центр ССР", Заказчик) о включении сведений об Индивидуальном С.И.А. (далее - ИП С.И.А., Поставщик) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Согласно обращению Заказчика, Поставщик не исполнил обязательства по поставке товара, предусмотренные контрактом, в связи с чем заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений о поставщике в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
30.03.2021 г. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении запроса котировок на поставку государственных знаков почтовой оплаты: почтовые конверты и почтовые марки (извещение N 0142300013121000039, начальная (максимальная) цена контракта - 427 700 руб.).
Согласно Протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме от 07.04.2021 г. NПРО1 победителем запроса котировок признан ИП С.И.А. с ценой контракта 370 141 руб.
16.04.2021 г. между Заказчиком и ИП С.И.А. заключен контракт N 07-04-2021 на поставку государственных знаков почтовой оплаты: почтовые конверты и почтовые марки.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Кроме того, согласно части 1 статьи 525 ГК РФ, поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 525 ГК РФ, к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.
Согласно статье 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Частью 1 статьи 523 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац 4 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1.1 Контракта определено, что в соответствии с контрактом Поставщик обязуется поставить государственные знаки почтовой оплаты: почтовые конверты и почтовые марки (далее по тексту - Товар), передать Заказчику Товар и необходимую сопроводительную документацию (товарную накладную, счет и (или) счет-фактуру, акт сдачи-приемки Товара (по форме согласно Приложению N3 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Согласно пункту 1.4. Контракта срок поставки товара: в течение 14 рабочих дней с даты подписания Контракта Сторонами.
Крайний срок поставки Товара в соответствии с условиями контракт истекал 07 мая 2021 г. В связи с принятием Указа Президента Российской Федерации от 23.04.2021 г. N 242 и установлении с 4 по 7 мая 2021 года включительно нерабочими днями, крайний срок поставки Товара был перенесен на 14 мая 2021 г. о чем Поставщику было направлено уведомление на адрес электронной почты, указанной в контракте (исх. N 16.3/36 от 30.04.2021 г.). Данный срок поставки Товара был нарушен.
17.05.2021 г. на адрес электронной почты указанной в Контракте, а также 18.05.2021 г. заказным письмом в адрес Поставщика была направлена претензия о нарушении сроков поставки Товара (исх. N16.3/41 от 17.05.2021 г.).
По состоянию на 01.06.2021 г. Товар Поставщиком так и не был поставлен, обязательства по Контракту не выполнены, что пагубно сказалось на организации деятельности учреждения в связи с отсутствием возможности по пересылки корреспонденции. Ответа на претензию, направленную в адрес Поставщика не поступало.
Таким образом, Поставщик неоднократно нарушил сроки поставки Товара.
В связи с изложенным, 01.06.2021 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта с ИП С. И.А.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчиком были осуществлены следующие мероприятия по выполнению требований надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта:
01.06.2021 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в реестре контрактов ЕИС.
01.06.2021 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено письмом на адрес электронной почты поставщика, указанный в контракте.
01.06.2021 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено заказным письмом с уведомлением о вручении по почтовому адресу поставщика (неудачная попытка вручения).
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе выполнение заказчиком требований надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 12.07.2021 г.
Комиссия Самарского УФАС России, проверив процедуру одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта не установила в действиях Заказчика нарушений порядка одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренного статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе Подрядчик надлежащим образом уведомлен о принятом Заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
В рассматриваемом случае Предпринимателем не приняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения государственного контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
Пояснения ИП С.И.А. относительно обстоятельств, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в Самарское УФАС России не представил.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Действуя в рамках заключения государственного контракта, Поставщик должен учитывать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ИП С.И.А. выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений контракта.
ИП С.И.А. участие в рассмотрении обращения МБУ "Центр ССР" не принимал, доказательств обратного Комиссии Самарского УФАС России не предоставил.
Также следует отметить, что в Реестре недобросовестных поставщиков в ЕИС содержится запись N РНП.280504-21 о нахождении сведений об Индивидуальном предпринимателе С.И.А. в реестре недобросовестных поставщиков.
В указанном случае Поставщиком не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Поставщика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением государственных заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об Индивидуальном предпринимателе С.И.А. (ИНН: _, ОГРНИП _, адрес: _) в реестр недобросовестных поставщиков (приложение)*.
2. Исключить информацию об Индивидуальном предпринимателе С.И.А. из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Члены комиссии: _
_
_
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 27 июля 2021 г. N РНП-63-193
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2021