Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России)
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 г. N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" обращение ГБПОУ ''Технологический колледж имени Н.Д. Кузнецова'' (далее - ГБПОУ "ТК им. Н.Д. Кузнецова", Заказчик) о включении сведений об ООО "Премиум ВС" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам проведенного электронного аукциона по объекту закупки: проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства, предусматривающих проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на капитальный ремонт кровли (извещение N 0142200001321008724, начальная (максимальная) цена контракта - 3 179 600,00 руб.).
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России, поступило обращение ГБПОУ "ТК им. Н.Д. Кузнецова" о включении сведений об ООО "Премиум ВС" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Согласно обращению Заказчика, Участник закупки ненадлежащим образом исполнял обязательства, предусмотренные контрактом. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Участнике закупки в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения от Заказчика, Уполномоченного органа, Оператора электронной площадки и проведя проверку, установила следующее.
26.04.2021 г. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении электронного аукциона по объекту закупки: "на капитальный ремонт кровли" (извещение N 0142200001321008724, начальная (максимальная) цена контракта - 3 179 600,00 руб.). Электронный аукцион проводился на электронной торговой площадке ЭТП ТЭК-Торг.
Согласно Протоколу подведения итогов электронного аукциона от 13.05.2021 N0142200001321008724-3, аукционная комиссия признала победителем аукциона ООО "Премиум ВС" (ИНН 6316199841).
28.05.2021 г. между ГБПОУ "ТК им. Н.Д. Кузнецова" и ООО "Премиум ВС" заключен контракт на капитальный ремонт кровли.
Согласно пункту 1.1 контракта по настоящему Контракту Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по капитальному ремонту Объекта (Объектов), указанных в Техническом задании (Приложение N1), а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно части 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
В соответствии с частями 2, 3 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Согласно части 1 статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
В соответствии с частью 2 статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Пунктом 3 статьи 723 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац 4 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 523 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац 4 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 10.7. контракта установлено, что настоящий Контракт может быть расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
- в случае если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или нарушает график выполнения работ (при его наличии) или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (ст. 715 ГК РФ);
- в случае если отступления в работе от условий Контракта или иные недостатки результата работы в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми (ст.723 ГК РФ);
- по иным основаниям предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно пункту 10.8.1 контракта при нарушении Контракта Подрядчиком:
- нарушение Подрядчиком сроков выполнения работ, включая сроки начала выполнения работ и/или промежуточные сроки, установленные Техническим заданием, Графиком выполнения работ (приложение N 4 к Контракту) (при наличии) более чем на 7 (семь) рабочих дней;
- при наличии двух и более претензий по качеству и/или объему работ..
Согласно п. 4.1.1. Контракта сроки выполнения работ в полном объеме определены сторонами, начало и окончание работ в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту).
Согласно Приложению N 1 к Контракту срок выполнения работ по Контракту: с 15 июня 2021 г. по 10 августа 2021 г.
Согласно п. 4.3.3. Контракта Подрядчик предъявляет результаты выполненных работ к приемке в течение трех дней после их окончания по акту N КС-2 и представляет Заказчику комплект исполнительной документации на законченные работы согласно требованиям соответствующей главы СНиП по видам производимых работ, в том числе подписанные Заказчиком акты освидетельствования скрытых работ, акты промежуточной приемки ответственных строительных конструкций, (журнал учета выполненных работ (форма КС-6а)), а также пакеты документации на гарантийные сроки эксплуатации от поставщиков и подрядчиков. Вышеперечисленные документы представляются Заказчику Подрядчиком с сопроводительным письмом и реестром прилагаемых документов.
Однако, по состоянию на 01.07.2021 г. ООО "Премиум ВС" к исполнению своих обязательств по Контракту не приступил (работы не начал).
ГБПОУ "ТК им. Н.Д. Кузнецова" известило письмом исх. N 262 от 25.06.2021 г. о неисполнении должным образом настоящего Контракта ООО "Премиум ВС", что подтверждается отметкой о получении настоящего письма представителем ООО "Премиум ВС" на экземпляре ГБПОУ ''Технологический колледж имени Н.Д. Кузнецова''.
01.07.2021 г. ООО "Премиум ВС" письмо в адрес Заказчика с просьбой принят дополнительное соглашение о расторжении контракта в связи с удорожанием строительных материалов.
Вместе с тем, ООО "Премиум ВС" в заявке предложена цена существенно ниже начально максимальной цены контракта - 2 352 268,00 рублей, рост цен в конкретный период времени не являлся стихийным.
Жалоб на действия Заказчика при формировании НМЦК от ООО "Премиум ВС" не поступало.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчиком были осуществлены следующие мероприятия по выполнению требований надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта:
Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта размещено в ЕИС 05.07.2021 г. и направлено в адрес ООО "Премиум ВС" по электронной почте premium.vs@inbox.ru и 02.07.2021 г. вручено лично директору ООО "Премиум ВС" Чишневскому Дмитрию Андриановичу.
Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта N 8724 от 02.07.2021 г. вступило в силу 13 июля 2021 г.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе выполнение заказчиком требований надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, проверив процедуру одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта не установила в действиях Заказчика нарушений порядка одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренного статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе Подрядчик надлежащим образом уведомлен о принятом Заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
В рассматриваемом случае Предпринимателем не приняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения государственного контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО "Премиум ВС" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений контракта.
Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения договора надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм подрядчика. Однако, работы, предусмотренные контрактом, Исполнителем выполнены не были. В десятидневный срок, предусмотренный законодателем для устранения допущенных нарушений, Общество не предприняло каких-либо мер для исправления сложившейся ситуации.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Доказательств возникновения у Общества каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в Самарское УФАС России не представлено.
Действуя в рамках заключенного договора, Общество должно осознавать то обстоятельство, что оно вступило в правоотношения по расходованию публичных финансов, в данном случае средства бюджетного учреждения, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
В указанном случае Участником закупки не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в поведении Поставщика наличествуют признаки недобросовестности и включение Поставщика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением государственных заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
ООО "Премиум ВС" неоднократно был уведомлен о рассмотрении обращения Заказчика в Самарском УФАС, однако участия в рассмотрении обращения не принял.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об ООО "Премиум ВС" (ОГРН: 1146316005648, ИНН: 6316199841, КПП: 631701001, адрес: ул. Водников, дом 111Б, офис 1, г.Самара, 443086; сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: Чишневский Дмитрий Андрианович, ИНН: 631606338236; сведения об учредителях (участниках) юридического лица: Чишневский Дмитрий Андрианович, ИНН: 631606338236, в реестр недобросовестных поставщиков (приложение)*.
2. Исключить информацию об ООО "Премиум ВС", сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, сведения об учредителях (участниках) юридического лица из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Приложение к решению Самарского УФАС России N РНП-63-204 от 26.07.2021 г.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+ II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочки в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочки в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочки в днях по II разделу |
|||
13.07.2021 |
16.07.2021 |
15.07.2021 19.07.2021 |
0 |
19.07.2021 |
26.07.2021 |
26.07.2021 |
0 |
29.07.2021 |
29.07.2021 |
0 |
0 |
* Обращение не соответствовало требованиям ПП РФ от 30.06.2021 г. N 1078 (подано не по установленной форме, а также представлены не все сведения, предусмотренные пунктами 3-8 Правил, утвержденных ПП РФ N 1078)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 26 июля 2021 г. N РНП-63-204
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2021