Резолютивная часть оглашена
26.07.2021 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС)
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу ООО "Современный свет" на положения конкурсной документации при проведении открытого конкурса в электронной форме на Оказание услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергоресурсов для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Тольяттинская городская клиническая больница N1" (извещение N 0142200001321014682, начальная (максимальная) цена контракта - 48 815 824,26 руб.),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Современный свет" на положения аукционной документации при проведении аукциона в электронной форме.
Согласно доводам жалоб:
1) В действиях Заказчика, установившего в пункте 6.11.9 раздела 6 конкурсной документации условия о применении антидопинговых мер, содержится нарушение части 2 статьи 37, пункта 10 части 1 статьи 54.3, статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
2) Заказчиком установлена ненадлежащее обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которое не соответствует Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.
3) В конкурсной документации присутствуют разночтения (пункт 5.1 проекта контракта и пункт 6.1 технического задания конкурсной документации), которые не позволяют участникам закупки определить начальный срок достижения экономии энергоресурсов.
4) В конкурсной документации присутствуют разночтения (пункт 5.1.1 проекта контракта и пункт 6.2 технического задания конкурсной документации), которые не позволяют участникам закупки определить конечный срок достижения экономии энергоресурсов.
5) Отсутствие инструкции по заполнению первой части заявки и пункт 16.2 технического задания вводят участников закупки в заблуждение и не позволяют однозначно трактовать требования к конструктивным особенностям, параметрам и свойствам устанавливаемых светодиодных светильников.
6) Установленное в пункте 16.3 технического задания требование к производителям товара нарушает пункт 1, 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
7) Условия проекта контракта вводят участников в заблуждение в части отсутствия определения порядка и сроков подписания сторонами акта ввода оборудования в эксплуатацию, акта приема-передачи права собственности, акта приема-передачи Заказчику в эксплуатацию оборудования, реестр приема-передачи демонтированного осветительного оборудования, расчет оплаты за отчетный месяц.
8) Срок оплаты, установленный в проекте контракта, превышает 30-дневный срок со дня окончания периода достижения экономии.
9) Заказчик предусмотрел условие о дополнительной ответственности исполнителя в случае, не предусмотренном частью 24 статьи 34 Закона о контрактной системе.
10) Заказчик в нарушении требований пункта 1 приложения N1 Постановление Правительства РФ от 18.08.2010 N 636 предоставил не все имеющиеся актуальные сведения о технических характеристиках светильников.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание, обязательное для исполнения, в том числе о внесении изменений в Аукционную документацию.
Заказчик, Уполномоченный орган представили письменные возражения, где просили отказать в удовлетворении жалобы.
Изучив материалы жалобы, письменные возражения на жалобу, документацию об электронном аукционе, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
1. Согласно части 15 статьи 83.2 Закона о контрактной системе участник электронной процедуры, признанный победителем электронной процедуры в соответствии с частью 14 настоящей статьи, вправе подписать проект контракта или разместить предусмотренный частью 4 настоящей статьи протокол разногласий в порядке и сроки, которые предусмотрены настоящей статьей, либо отказаться от заключения контракта. Одновременно с подписанным контрактом этот победитель обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением и (или) документацией о закупке, а в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, также обязан внести на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере предложенной этим победителем цены за право заключения контракта. Этот победитель считается уклонившимся от заключения контракта в случае неисполнения требований части 6 настоящей статьи и (или) непредоставления обеспечения исполнения контракта либо неисполнения требования, предусмотренного статьей 37 настоящего Федерального закона, в случае подписания проекта контракта в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Такой победитель признается отказавшимся от заключения контракта в случае, если в срок, предусмотренный частью 3 настоящей статьи, он не подписал проект контракта или не направил протокол разногласий. Электронная процедура признается не состоявшейся в случае, если этот победитель признан уклонившимся от заключения контракта или отказался от заключения контракта.
В соответствии с пунктом 6.11.9 конкурсной документации участник открытого конкурса в электронной форме, признанный победителем открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 6.11.8, вправе подписать проект контракта (в том числе разместить протокол разногласий), либо отказаться от заключения контракта. Одновременно с подписанным контрактом этот победитель обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением и (или) документацией о закупке. Этот победитель считается уклонившимся от заключения контракта в случае неисполнения требований части 6 статьи 83.2 Федерального закона N 44-ФЗ и (или) непредоставления обеспечения исполнения контракта либо неисполнения требования, предусмотренного статьей 37 Федерального закона N 44-ФЗ, в случае подписания проекта контракта в соответствии с частью 3 статьи 83.2 Федерального закона N 44-ФЗ. Такой победитель признается отказавшимся от заключения контракта в случае, если в срок, предусмотренный частью 3 статьи 83.2 Федерального закона N 44-ФЗ, он не подписал проект контракта или не направил протокол разногласий. Открытый конкурс в электронной форме признается не состоявшимся в случае, если этот победитель признан уклонившимся от заключения контракта или отказался от заключения контракта.
Таким образом, установленное в пункте 6.11.9 конкурсной документации условие о применении антидемпинговых мер в соответствии со статьей 37 Закона о контрактной системе отражает положения части 15 статьи 83.2 Закона о контрактной системе и регулирует отношения сторон на этапе заключения контракта, в случае если победитель открытого конкурса в электронной форме признан заказчиком уклонившимся от заключения контракта.
Данный довод признается необоснованным.
2. Обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - обоснование) сформировано заказчиком в целях соблюдения требований, установленных статьей 14 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878.
Доказательств, подтверждающих, что обоснование вводит участников закупки в заблуждение и создает ограничения для участия в закупке заявителем жалобы не представлено.
Данный довод признается необоснованным.
3. В отношении третьего Заказчик, Уполномоченный орган пояснили, что после реализации перечня мероприятий сторонами подписывается Акт реализации мероприятий и достигнутая экономия исчисляется со следующего полного месяца после завершения мероприятий, по истечении отчетного периода стороны подписывают акт определения сэкономленной электрической оперт пи за прошедший период, в котором указана дата начала достижения экономии, а следовательно данные пункты не противоречат друг другу и регулируют отношения сторон на этапе исполнения контракта, что не нарушает права потенциальных участников закупки.
Заявителем жалобы не доказано, что указанное условие проекта контракта создаёт ограничения для участия в открытом конкурсе в электронной форме.
Указанный довод ООО "Современный свет" признан необоснованным.
4. В отношении четвертого довода жалобы Заказчик, Уполномоченный орган пояснили, что конечный срок достижения экономии - последний отчетный период последнею года действия контракта, в указанном случае это двенадцатый отчетный период шестого года срока действия контракта. Кроме того, пунктом 5.2 Контракта предусмотрено: "Обязательство Исполнителя по обеспечению экономии расходов Заказчика на поставки энергетических ресурсов считается исполненным, если размер экономии (доли размера экономии), достигнутой в результате исполнения Контракта, в натуральном выражении равен или больше размера экономии (доли размера экономии) энергетических ресурсов. Более того, пункт 1.1 Контракта (общий размер экономии за весь срок действия Контракта)" регулирует отношения сторон на этапе исполнения контракта, что не нарушает права потенциальных участников закупки.
Указанный довод ООО "Современный свет" признан необоснованным.
5. Согласно пункту 16.2 Требования к конструктивным особенностям, параметрам и свойствам устанавливаемого оборудования технического задания конкурсной документации "значения показателей являются конкретными, но участник в первой части заявки в праве их уточнить в рамках Технического задания".
Согласно пояснениям Заказчика, уполномоченного органа условие о том, что "значения показателей являются конкретными" означает, что участнику достаточно продублировать в первой части заявки установленные заказчиком требования к показателям светодиодных ламп, возможность уточнить значения показателей допускает изменить требуемые заказчиком значения показателей в рамках допустимых отклонений.
Любой участник открытого конкурса согласно части 7 статьи 80 Закона о контрактной системе вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации.
Запросов о разъяснении положений документации в отношении данного довода жалобы не поступало.
Довод признается необоснованным.
6. Пунктом 4 ГОСТ Р 54350-2015 "Приборы осветительные. Светотехнические требования и методы испытаний" указано маркировка - по ГОСТ Р МЭК 60598-1 со следующими дополнениями.
В пункте 3.2 указанного ГОСТа маркировка светильников указано следующее: "На светильнике должна быть четко и прочно нанесена следующая маркировка: 3.2.1 Торговая марка (товарный знак изготовителя или наименование ответственного поставщика)."
Довод признается необоснованным.
7. Комиссия Самарского УФАС России проведя анализ конкурсной документации установила, что порядок оформления документов о приемке результата оказания услуг регулирует отношения сторон на этапе исполнения контракта и не нарушает прав участников закупки.
Довод при знается необоснованным.
8. Согласно пункту 6.2.8 проекта контракта конкурсной документации оплата по контракту Заказчиком производится в течение 30 (тридцати) дней после подписания Сторонами надлежаще оформленных документов, путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя на основании подписанных обеими сторонами Акта и Расчета. Окончательные расчеты по Контракту осуществляются по факту достижения предусмотренного Контрактом размера экономии.
Кроме того, определение экономии электрической энергии производится в течение каждого календарного месяца в году (пункт 5.1.1 контракта).
Пунктом 6.2.4. контракта определено, что оплата за счет экономии электрической энергии производится ежемесячно за все месяца календарного года.
Для этого исполнитель до 25 числа месяца следующего за отчетным периодом составляет Акт определения сэкономленной электрической энергии (далее - Акт) по форме Приложения N 5 к Контракту (пункт 5.6 контракта).
Заказчик в течение 2 (двух) рабочих дней со дня получения Акта обязан подписать его и предоставить Исполнителю, либо направить Исполнителю письменный мотивированный отказ с указанием причин, по которым Акт не может быть подписан согласно пункту 5.7 контракта.
На основе данных Акта определяется размер ежемесячной выплаты Исполнителю согласно пункту 5.9 контракта.
На основании данных Акта Исполнителем в течение 2 (двух) рабочих дней после подписания Акта Сторонами составляется Расчет оплаты за отчетный месяц (далее - "Расчет") по форме Приложения N 6 к Контракту. Расчет подписывается Сторонами и составляется в 2 (двух) идентичных экземплярах - по одному для каждой из Сторон (пункт 6.2.6 контракта).
По данным Расчета Исполнитель в течение 2 (двух) рабочих дней выставляет Заказчику счет и (или) счет-фактуру на оплату (пункт 6.2.7 контракта).
Таким образом, пункты 5.6, 5.7, 6.2.6, 6.2.7 контракта содержат сроки оформления и подписания отчетных документов, необходимых для приемки оказанных услуг и в совокупности не являются конечным сроком оплаты услуг.
Срок оплаты установлен по п.6.2.8 контракта, согласно которому оплата по Контракту Заказчиком производится в течение 30 (тридцати) дней после подписания Сторонами надлежаще оформленных документов на основании подписанных обеими сторонами Акта и Расчета.
Данное условие соответствует пункту 13 Требований к условиям энергосервисного договора (контракта), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 N 636.
Указанный довод ООО "Современный свет" признан необоснованным.
9. Согласно пункту 10.8 проекта контракта конкурсной документации в случае непредоставления Исполнителем информации о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Исполнителем в течение десяти дней с момента подписания договора субподряда в соответствии с пунктом 8.3. Контракта, Заказчик взыскивает с Исполнителя пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного исполнителем с соисполнителем, субподрядчиком. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.
Согласно части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Из содержания части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе вышеуказанное условие об ответственности исполнителя должно включаться в контракт, если начальная (максимальная) цена контракта превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 04.09.2013 г. N 775, минимальная начальная (максимальная) цена контракта для применения условий части 23 и части 24 статьи 34 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд составляет 100 млн. рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта в рамках данной закупки составляет 48 815 824,26 рублей.
Таким образом, заказчик предусмотрел условие о дополнительной ответственности исполнителя в случае не предусмотренном частью 24 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Довод признается обоснованным.
10. Пунктом 16 приложения N 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 N 636 установлена обязанность заказчика о предоставлении актуальных сведений об объекте, в том числе о количестве объектов (зданий), дате постройки, типе ограждающих конструкций, дате капитального ремонта, технических характеристиках оборудования, потребляющего энергетический ресурс, наличии приборов учета используемого энергетического ресурса, в отношении которого планируется осуществлять мероприятия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, включенные в перечень мероприятий.
Данный пункт постановления свидетельствует о том, что информация об объекте энергосервиса предоставляется заказчиком исполнителю уже в ходе исполнения контракта.
В техническом задании конкурсной документации представлен перечень мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, приведены технические описания каждого мероприятия и сроки их выполнения.
Кроме того, одним из мероприятий является: осмотр Объекта энергосервиса. Анализ документации, относящейся к Объекту энергосервиса предоставленной Заказчиком. Контрольные замеры параметров эксплуатации Объекта энергосервиса (объемов потребления электрической энергии; мощности энергопотребителей, в том числе световых приборов, установленных на Объекте энергосервиса).
Таким образом, конкурсная документация в части описания объекта энергосервиса и требований к условиям исполнения контракта соответствует положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе и постановления N 636.
Указанный довод ООО "Современный свет" признан необоснованным.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации закупки требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом необоснованно повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Современный свет" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных при осуществлении закупки нарушений.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 670-10665-21/4
об устранении нарушений законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
Предписание оглашено:
26.07.2021 г. г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС)
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу ООО "Современный свет" на положения конкурсной документации при проведении открытого конкурса в электронной форме на Оказание услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергоресурсов для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Тольяттинская городская клиническая больница N1" (извещение N 0142200001321014682, начальная (максимальная) цена контракта - 48 815 824,26 руб.),
в присутствии представителей до и после перерыва: от Уполномоченного органа - Третьяковой А.А. (доверенность), от Заказчика - Дмитриевой Е.С. (доверенность), от ООО "Современный свет" - Холмогорова А.В. (доверенность),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Заказчику на этапе заключения контракта привести его содержание в соответствие с часть 23 статьи 34 Закона о контрактной и мотивировочной частью решения Самарского УФАС России N670-10665-21/4 от 26.07.2021 г.
В соответствии с частью 28 статьи 99 Закона о контрактной Заказчику необходимо сообщить о выполнении настоящего Предписания не позднее 10 рабочих дней со дня его получения, направив в адрес Самарского УФАС России надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих исполнение предписания.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, настоящее предписание обязательно для исполнения.
Примечание: в соответствии со статьей 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, информации и документов, если представление таких информации и документов является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо представление заведомо недостоверных информации и документов -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органов, указанных в частях 7.1 и 7.2 настоящей статьи, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 29 июля 2021 г. N 670-10665-21/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2021