Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Бегунова Е.А. (далее - Заявитель) на действия Единой комиссии по осуществлению закупок Александровского муниципального округа (далее - Аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона на приведение в нормативное состояние парка "березовая роща" III этап (изв. N 0156600045321000001),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Аукционной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156600045321000001 Заказчиком проводился электронный аукцион на приведение в нормативное состояние парка "березовая роща" III этап.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 31.05.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 10 196 964,31 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 15.07.2021 г.
По мнению Заявителя, Аукционная комиссия незаконно допустила к участию в аукционе заявки под номерами 3,5,6,7.
Комиссия отмечает, принятым 22.06.2021 г. решением по жалобе ИП Бегунова Е.А. (вх. N 010243/э от 15.06.2021 г.) были выявлены нарушения в действиях Заказчика, допущенные при формировании аукционной документации. Допущенное нарушение заключалось в том, что положения Технического задания и ведомости объемов работ, не позволяли участникам закупки достоверно установить какой товар является используемым, а какой поставляемым, также, соответствующие положения отсутствовали и в Инструкции по заполнению заявки.
Также, 22.06.2021 г. было выдано предписание об устранении допущенных нарушений. На основании данного предписания 06.07.2021 г Заказчиком внесены изменения в аукционную документацию, размещена документация в новой редакции.
Согласно ч.1 ст. 64 Закона о закупках документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст. 33 Закона о закупках документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч.3 ст. 66 Закона о закупках первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о закупках Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно ч.3 ст. 67 Закона о закупках по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о закупках участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о закупках отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
В п.1.1 раздела 8 Информационной карты электронного аукциона указано:
Первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать:
1. согласие участника аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных настоящей документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения аукциона (согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки;
2. при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в настоящей документации, и указание на товарный знак (при наличии).
Информация, указанная в пункте б подпункта 2 настоящего пункта, включается в заявку на участие в аукционе в случае отсутствия в настоящей документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в настоящей документации (указывается на электронной площадке в соответствии с типовой формой заявки на участие в электронных процедурах, предусмотренной ч.5 ст. 24.1 Закона о контрактной системе).
В п.п. 6 п. 3 раздела 8 Аукционной документации указано, что при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, в заявке на участие в аукционе должна быть указана информация в отношении установленных в Техническом задании (Приложение 2 к документации) показателей с учетом положений, указанных в Приложении 4 к документации "Инструкция по заполнению заявки".
В Инструкции по заполнению заявки указано:
Если вы предлагаете к поставке товар, аналогичный указанному в техническом задании, но с отличным товарным знаком, или товар, в отношении которого в техническом задании отсутствует товарный знак, составьте документ, содержащий конкретные характеристики показателей данного товара. Эти показатели должны соответствовать показателям в техническом задании. Такой документ можно составить в свободной форме или по рекомендуемой в настоящей инструкции форме. В нем укажите информацию о товарном знаке (при наличии таких сведений)..
Перечень товара и допустимые технические характеристики по каждому показателю указан в Техническом задании. При описании технических характеристик использованы следующие знаки и обозначения:
символ "_" означает, что показателю будет соответствовать значение равное указанному или с отклонением в большую или меньшую сторону в пределах указанного предельного отклонения. Например, если в техническом задании указано значение 36_2, то этому значению будет соответствовать любое конкретное значение в диапазоне от 34 до 38;
символ "" слева от числа означает, что показателю будет соответствовать значение больше указанного или равное ему;
символ "" слева от числа означает, что показателю будет соответствовать значение меньше указанного или равное ему;
союз "или" между значениями означает, что показателю будет соответствовать любое из значений или диапазон значений, разделенных союзом;
союз "и" между значениями означает, что показателю будет соответствовать показатель, содержащий одновременно все значения или диапазоны значений, разделенные союзом;
слова "от" и "до" означают, что показателю будет соответствовать любое конкретное значение в пределах указанного диапазона, включая крайние значения;
слова "диапазон от и до" означают, что показателю будет соответствовать любой диапазон значений в пределах указанного диапазона, включая крайние значения.
Значение показателя без указанных выше символов, слов и союзов означает, что показателю будет соответствовать только указанное неизменное значение. В этом случае указывайте только конкретные показатели, не используйте такие слова, как "не более", "типа" и подобные, которые позволят растолковать характеристики товара как примерные или допускающие отклонения от необходимых значений.
Комиссией проанализировано содержание Технического задания аукционной документации, установлено, что в Техническом задании указаны следующие разделы: 1. Общая информация об объекте закупки; 2. Виды, объемы и сроки выполнения работ на объекте; 3. Требования к качеству работ; 4. Порядок выполнения работ; 5. Требования к результатам работ; 6. Требования к качеству материалов и оборудования; 7. Требования к безопасности выполнения работ; 8. Требования по объему и сроку гарантий качества на результаты работ.
Комиссия отмечает, что условия документации об аукционе должны содержать ясные и четкие требования, не допускающие неоднозначного толкования с тем, чтобы любой участник экономических правоотношений при решении вопроса об участии в аукционе имел четкое представление о том, какие документы он должен представить для участия в аукционе и каким требованиям он должен соответствовать.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик, уполномоченный орган обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению.
Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям. Включение инструкции по заполнению заявок в состав документации об аукционе должно осуществляться с целью создания дополнительных условий для более четкого и ясного понимания участниками потребностей заказчика в товарах.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что аукционная документация, в том числе инструкция по заполнению заявки, устанавливает требования о предоставлении информации содержащейся во всех разделах Технического задания, не конкретизируя какие-либо из них и, как следствие, не позволяет участникам закупки определенно установить в отношении какого товара следует указывать конкретные характеристики. Следовательно, Аукционная документация может вводить в заблуждение участников закупки.
Более того, как было указано выше, положения Закона о закупках предусматривают предоставление сведений только о конкретных показателях поставляемых товаров.
Таким образом, в действиях Заказчика присутствует нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Как было указано ранее, в соответствии с решением по жалобе ИП Бегунова Е.А. (вх. N 010243/э от 15.06.2021 г.) было выдано предписание об устранении допущенных нарушений.
В соответствии с п.2 ч.22 ст.99 Закона о закупках при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно ч.23 ст.99 Закона о закупках предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, выданное в соответствии с пунктом 2 части 22, пунктом 3 части 27 настоящей статьи, должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения. Контракт не может быть заключен до даты исполнения такого предписания.
Вместе с тем, как установлено выше, Заказчиком данное предписание не исполнено, внесенные 06.07.2021 г. изменения не устранили выявленные ранее нарушения. Действующая редакция документации также не содержит надлежащей инструкции по заполнению заявки, позволяющей однозначно установить источник сведений о конкретных показателях поставляемых товаров.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика, не исполнившего предписание Пермского УФАС России от 22.06.2021 г., имеются нарушения п.2 ч.22 ст.99 Закона о закупках.
В указанных действиях должностных лиц Заказчика, имеются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.7 ст.19.5 КоАП РФ.
В отношении доводов Заявителя, изложенных в рассматриваемой жалобе Комиссия отмечает следующее.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 0156600045321000001 от 15.07.2021 г., все заявки участников допущены к участию в аукционе.
Из анализа заявок участников следует, что заявки под номерами 3,4,6,7 не соответствуют требованиям Аукционной документации, поскольку не содержат в себе сведения, требуемые аукционной документацией, в том числе в разделах 2,3,6,8 Технического задания.
Следовательно, указанные заявки допущены Аукционной комиссией в нарушение ч.ч 1,3 ст. 67 Закона о закупках.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 16.07.2021 г. были рассмотрены вторые части заявок всех ранее допущенных участников закупки, победителем аукциона признано ООО "ПАРТНЕР" с ценовым предложением 8 157 571,51 рублей, снижение НМЦК составило 20%. Заявителю - ИП Бегунову Е.А. (заявка N4) присвоено 3 место, с предлагаемой ценой контракта 8 667 419,71 рублей.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу что выявленные нарушения не повлияли на результат определения поставщика.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Бегунова Е.А. на действия Единой комиссии по осуществлению закупок Александровского муниципального округа при проведении электронного аукциона на приведение в нормативное состояние парка "березовая роща" III этап (изв. N 0156600045321000001) обоснованной.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение положений ч.ч 1,3 ст. 67 Закона о закупках.
3. Признать в действиях Заказчика нарушения требований п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о закупках, выявленные в рамках внеплановой проверки.
4. Предписание не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результат определения поставщика.
5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика, Аукционной комиссии к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 26 июля 2021 г. N 012298/э
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2021