Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Пономарева Г.Ю. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Городская поликлиника N 7" (далее - Заказчик), при проведении электронного аукциона на приобретение реактивов для гематологических исследований к геманализатору SWELAB ALFA (изв. N 0356500000821000075),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356500000821000075 Заказчиком проводился электронный аукцион на приобретение реактивов для гематологических исследований к геманализатору SWELAB ALFA.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документацией:
1) извещение о проведении открытого конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 04.06.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 479 116,03 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 20.07.2021 г.
1. По мнению Заявителя, Заказчик составил описание объекта закупки, не соответствующее КТРУ, тем самым нарушил положения Закона о закупках, полагает, что Заказчику необходимо было использовать позиции: 21 20.23.110 00000024, 21.20.23.110-00005055.
Из пояснений Заказчика следует, что определение конкретного кода ОКПД2 осуществляется в соответствии со справочником КТРУ, размещенном на сайте "Региональная информационная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Пермского края" (далее - РИС). Справочник КТРУ, который использует Заказчик при формировании закупки, не содержит описания закупаемых товаров в позиции. Заказчик формирует и публикует техническое задание исходя из требований РИС. Личный кабинет Заказчика сопряжен с РИС, потому изменить данные невозможно.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона N 0356500000821000075 позиции технического задания имеют код ОКПД2 21.20.23.111 и 21.10.60.196. Заказчик не формирует справочник КТРУ, а использует существующие позиции, в настоящий момент, под данными кодами ОКПД2 отсутствуют КТРУ, описание товара, работы, услуги соответствующих позиций.
В связи с отсутствием в справочнике КТРУ данных позиций на основании п. 7 "Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утвержденного Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. N 145 (далее - Правила) в случае планирования и осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о закупках.
Комиссия отмечает, что согласно ч.6 ст.23 Закона о закупках, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 145 от 08.02.2017 утверждены "Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно п.4 Правил, Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно п.5 Правил, Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В силу п.6 Правил, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно п. 7 Правил, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Комиссия отмечает, что в предполагаемых Заявителем позициях КТРУ указано:
- Буферный разбавитель образцов ИВД, автоматические/полуавтоматические системы КТРУ- 21 20.23.110 00000024,
- Подсчет клеток крови ИВД, контрольный материал КТРУ - 21.20.23.110-00005055 соответствуют коду ОКПД2 - 21. 20.23.110 "Реагенты диагностические".
Вместе с тем, согласно извещению о проведении закупки, аукционной документации Заказчиком установлен код ОКПД2 21.20.23.110 "Реагенты диагностические", код ОКПД2 21.10.60.196 "Препараты диагностические (реагенты) микробного и вирусного происхождения; наборы диагностические".
Комиссия отмечает, что Закон о закупках не содержит норм регулирующих использование кодов ОКПД2 при формировании извещения о проведении закупки и закупочной документации.
Поскольку данным кодам ОКПД2 не соответствует какой-либо код КТРУ, в данной части, в действиях Заказчика отсутствует нарушение Правил использования КТРУ, и, как следствие, отсутствует нарушение положений Закона о закупках. Доказательств обратного в материалах жалобы не представлено.
2. Заявитель полагает, что установленное в документации требование о поставке реагентов, поименованных в руководстве пользователя и совместимых с аппаратом SWELAB ALFA ограничивает конкуренцию среди участников закупки и противоречит положениям Закона о закупках.
Комиссия отмечает, что в силу п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Комиссией установлено, что Предметом рассматриваемой закупки является поставка реактивов для гематологических исследований.
Наименование и описание объекта закупки содержится в Техническом задании (приложение N2 Аукционной документации). Так, согласно Техническому задания к поставке требуется:
- Изотонический дилуент для гематологического анализатора Swelab Alfa Auto Sampler "Boule Medical АВ", для анализа проб человеческой крови с дифференциацией по трем популяциям с измерением, подсчетом и расчетом не менее 16 показателей и определения размера клеток в автоматических гематологических анализаторах серии Swelab Alfa Auto Sampler г.Стокгольм, Швеция (закрытая система) производства "Boule Medical АВ, согласно Руководства пользователя к гематологическому анализатору Swelab Alfa Auto Sampler (п.1.2;2.4;2.5;4.4;11.4);
- Гемолизирующий реагент для гематологического анализатора Swelab Alfa Auto Sampler "Boule Medical АВ" для анализа проб человеческой крови с дифференциацией по трем популяциям с измерением, подсчетом и расчетом не менее 16 показателей и определения размера клеток в автоматических гематологических анализаторах серии Swelab Alfa Auto Sampler г.Стокгольм, Швеция (закрытая система) производства "Boule Medical АВ, согласно Руководства пользователя к гематологическому ан анализатору Swelab Alfa Auto Sampler (п.1.2;2.4;2.5;4.4;11.4);
- Кровь контрольная 16 параметров, 3-х уровневый набор N3 по 4,5 мл., для гематологических контрольных материалов 16 параметров, 3-х уровневый для автоматического гематологического счетчика Swelab Alfa серии AutoBasic (закрытая система)производства "Boule Medical АВ, согласно Руководства пользователя к гематологическому анализатору Swelab Alfa Auto Sampler (п.11.4).
Согласно пояснениям Заказчика, требования к закупаемому товару сформированы в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе, а также с учетом потребности Заказчика.
Заказчик пояснил, что указанные требования поименованы в Техническом задании, поскольку, согласно инструкции по эксплуатации анализатор следует использовать с реагентами, рекомендованными производителем оборудования.
Комиссией с целью принятия объективного и обоснованного решения в адрес ООО "Буль Медикал" (официальный представитель Boule Medical AB в России) был направлен запрос о предоставлении информации (исх.N 008811-21 от 22.07.2021 г.).
Согласно ответу на данный запрос (вх.N 012485/э от 23.07.2021 г.) производитель Boule Medical AB однозначно указал в регистрационном досье счётчиков гематологических Swelab Alfa Auto Sampler (Регистрационное Удостоверение N РУ ФСЗ N2008/03319 от 07.11.2014) точный перечень расходных материалов.
В регистрационном досье, эксплуатационной и технической документации счётчика гематологического Swelab Alfa Auto Sampler имеются данные только о расходных материалах "Реагенты in vitro для гематологических исследований", РУ ФСЗ N2008/01097 от 01.02.2021.
В соответствии РУ ФСЗ N2008/01097 от 01.02.2021 зарегистрированы следующие расходные материалы:
1) Изотонический дилуент Swelab AlfaDiluent, 20 л.
2) Изотонический дилуент Swelab AlfaDiluent RFID, 20 л.
3) Гемолизирующий реагент Swelab AlfaLyse, 5 л.
4) Гемолизирующий реагент Swelab AlfaLyse RFID, 5 л.
5) Пак Swelab Alfa ComboPack 200, (5+1) л.
6) Пак Swelab Alfa ComboPack, RFID, (5+1) л.
7) Очищающий раствор Boule Enzymatic Cleaner 100 мл.
8) Очищающий раствор Boule Hypochlorite 2% Cleaner 500 мл.
9) Очищающий раствор Boule Cleaning Kit, 3x450 мл.
В указанном регистрационном удостоверении отсутствуют сведения о технических и клинико-лабораторных испытания с иными медицинскими изделиями.
Также из ответа Производителя следует, что работу на приборах следует проводить в соответствии с инструкцией производителя к данному прибору.
В "Руководстве пользователя счётчиков гематологических Swelab Alfa серии" указано:
- п. 1.2 "Меры предосторожности": "Компания Boule разработала меры по обеспечению безопасности работы прибора, позволяющие защитить оператора от возможных травм, прибор - от повреждений, а результаты теста - от неточностей";
- п 2.4 "Установка реагентов": "Поддерживаемые реагенты: Растворы "Lyse" и "Diluent". (Специально разработанные компанией Boule для счётчиков гематологических Swelab Alfa серии)" стр.17 Руководства;
- п.2.5 "Замена реагентов";
- п 4.4 "Установка реагентов" "Прибор Swelab Alfa работает со специальными реагентами производства компании Boule для оптимального функционирования";
- п. 11.4 "Реагенты и расход реагентов": "Используйте только разрешённые компанией Boule реагенты. Игнорирование данного требования может привести к ошибочным результатам и повреждениям".
В случае использования иных реагентов с счётчиками гематологическими Swelab Alfa Auto Sampler компания Boule Medical AB не несёт ответственности за результаты измерений, а также за рабочее состояние анализаторов гематологических Swelab Alfa Auto Sampler.
Доводы Заявителя о возможности использования аналогичных расходных материалов объективно не подтверждены материалами обращения.
Таким образом, в данной части, в действиях Заказчика отсутствуют нарушения положений Закона о закупках.
3. Также, Заявитель полагает, что установленное аукционной документацией требование произвести срочную доставку товара в течении 24 часов с момента требования является необоснованным и противоречащим положениям Закона о закупках.
Согласно Техническому заданию первая поставка в ассортименте и объемах, оговариваемых после заключения контракта, предоставляемых поставщику не позднее 3-х дней после заключения контракта; последующая поставка по заявке Заказчика электронной почтой, либо факсом, либо письмом от лица, заведующего лабораторией, либо по устной заявке. Обеспечение возможности экстренной доставки товара в течение 24 часов с момента требования. Время поставки: не позднее 15.00 часов местного времени.
Из пояснений Заказчика следует, что минимизация срока поставки установлена с целью выявления лучших условий исполнения Контракта. Установленный в проекте договора срок поставки не противоречит действующему законодательству. На рынке имеется масса поставщиков, которые имеют возможность надлежащим образом исполнить все условия проекта контракта.
Комиссия отмечает, что Закон о закупках не регламентирует минимальный и максимальный срок, на который заключается контакт, а также срок исполнения контракта.
Вместе с тем, установленное условие поставки не позднее 15:00 ч. не коррелирует с требованием поставки в течении 24 часов.
Комиссия отмечает, что указанное требование может привести к ограничению числа участников в данной процедуре и противоречит общим принципам Законодательства о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что, в данной части, действия Заказчика противоречат положениям п.1 ч.1 ст. 64 Закона о закупках.
Следовательно, в действиях Заказчика усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Более того, в рамках внеплановой проверки Комиссией установлено, что в силу п.2 ст. 42 Закона о закупках Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация:
краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата поставки товара, выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества товара, поставка которого будет осуществлена в ходе исполнения контракта, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта, указанного в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно ч.5 ст.63 Закона о закупках в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются:
1) адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона;
3) дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона. В случае, если дата проведения такого аукциона приходится на нерабочий день, день проведения такого аукциона переносится на следующий за ним рабочий день;
4) размер обеспечения заявок на участие в таком аукционе;
6) требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 1 ст. 64 Закона о закупках документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Вместе с тем, Аукционная документация, в том числе проект контракта не содержат указания на сроки осуществления поставки по заявке Заказчика и, как следствие, не отвечает требованиям ч.1. ст. 64 Закона о закупках.
Комиссия отмечает, что ИП Пономаревым Г.Ю. 24.06.2021 г. была подана жалоба (вх. N010844) на данную закупку, в тексте жалобы аналогичные доводы заявлены не были, более того, Заявитель принимал участие в закупке.
Также, Комиссия отмечает, что согласно сведениям, предоставленным от Оператора электронной площадки, Заявитель подал заявку на участие в закупке, не смотря на оспариваемые положения документации, заявка признана соответствующей требованиям документации, участником не подано ценовое предложение.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что оспариваемые положения документации, в том числе, в части довода об ограниченном времени поставки товара, не ограничили ИП Пономарева Г.Ю. в возможности подать заявку. Доказательств обратного не представлено
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Пономарева Г.Ю. на действия ГБУЗ ПК "Городская поликлиника N 7", при проведении электронного аукциона на приобретение реактивов для гематологических исследований к геманализатору SWELAB ALFA (изв. N 0356500000821000075) обоснованной в части довода о неправомерно установленном сроке поставки товара.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п.1 ч.1 ст. 64 Закона о закупках, выявленное в рамках рассмотрения жалобы.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение положений ч.1 ст. 64 Закона о закупках, выявленное в рамках внеплановой проверки
4. В целях устранения выявленного нарушения выдать предписание Заказчику, Оператору электронной площадки.
5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 27 июля 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2021