Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ИП Петлякова А.В. (вх.N 012233) (далее - Заявитель) на действия МКУ "Централизованная бухгалтерия Суксунского городского округа Пермского края", Администрации Суксунского городского округа Пермского края при проведении электронного аукциона на Приобретение контейнеров для ТКО (изв. N 0856600004421000091),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 21.07.2021 N 008766-21) рассмотрение жалобы было назначено на 26.07.2021 в 11:00 ч.
В заседании Комиссии был объявлен перерыв с целью анализа доводов жалобы до 17:00 27.07.2021. После перерыва, рассмотрение жалобы продолжено в прежнем составе Комиссии без вызова сторон. Резолютивная часть решения оглашена 27.07.2021.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о контрактной системе, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0856600004421000091 МКУ "Централизованная бухгалтерия Суксунского городского округа Пермского края" (далее - Уполномоченный орган) в интересах Администрации Суксунского городского округа Пермского края (далее - Заказчик) проводится электронный аукцион на приобретение контейнеров для ТКО.
В соответствии с извещением и аукционной документацией о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 14.07.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 373 653,73 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 22.07.2021 г.
Заявитель жалобы считает, что Заказчиком нарушены установленные Законом о контрактной системе требования к описанию объекта закупки, а именно, указан неверный код ОКПД2, не применены требования ст. 14 Закона о контрактной системе и Приказа Минфина России N 126н, а также не были применены позиции каталога товаров, работ, услуг.
Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно ст. 42 Закона о контрактной системе, заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Требования к извещению о проведении аукциона в электронной форме и требования к аукционной документации, в совокупности, установлены ст. 42, 63, 64 Закона о контрактной системе.
Из положений указанных норм Закона о контрактной системе не следует об обязанности Заказчика, Уполномоченного органа указывать в извещении о проведении аукциона в электронной форме, аукционной документации код ОКПД2, к которому относится объект закупки.
Кроме того, в соответствии с п. 13 Правил разработки, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.06.2019 N 733, определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к сфере деятельности юридических и физических лиц, осуществляется ими самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
В этой связи, довод жалобы Заявителя о неверном указании кода ОКПД2 объекта закупки, не может быть признан обоснованным.
Между тем, в соответствии с п. 10 ст. 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона о контрактной системе, при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п. 1-3 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
В силу ч. 2. ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе).
Согласно п 2, 3 раздела 5 информационной карты аукционной документации, объектом закупки является поставка контейнеров для ТКО. Описание объекта закупки, информация о количестве товара указаны в Приложении 2 "Техническое задание (Спецификация)", в Приложении 3 "Проект контракта".
Исходя из п. 24 раздела 5 информационной карты аукционной документации, условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, не установлены.
В техническом задании дано описание объекта закупки:
Наименование закупки |
Технические характеристики |
Ед. изм. |
Кол-во |
Контейнер для сбора ТКО |
- Контейнер металлический для мусора с крышкой без колесиков вместимостью 0,75 куб.м. - Толщина стальных листов стенок и дна не менее - 2 мм., крышка - 1,5 мм. - Обрамление контейнера по верхнему краю - металлический уголок 40х40мм. - Ребра жесткости для усиления длиной не менее 100 мм, металлический уголок 40х40мм. - грузоподъемность не менее 400 кг. - Окраска контейнера с наружи (цвет зеленый или бордовый).
- образец
|
шт. |
119 |
Выбранный Заказчиком, Уполномоченным органом код ОКПД2: 29.20.21.129, Контейнеры специализированные прочие, не включенные в другие группировки.
Позиции каталога товаров, работ, услуг не применяются.
Заявитель жалобы указывает, что Заказчиком, Уполномоченным органом должен быть применен код ОКПД2 - 25.29.11.900, Резервуары, цистерны, баки и аналогичные емкости (кроме емкостей для сжатых или сжиженных газов) из чугуна, стали или алюминия, вместимостью более 300 л, без механического или теплотехнического оборудования прочие.
Заявитель жалобы ссылается, что Заказчиком должна была быть применена позиция КТРУ 29.20.21.129-00000001.
Уполномоченный орган также ссылается на данную позицию КТРУ, однако сведений о ее применении в извещении и документации об электронном аукционе не указано.
Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) содержит такую категорию, как 25.20 Кузова (корпуса) для автотранспортных средств; прицепы и полуприцепы. Указанный Заказчиком, Уполномоченным органом код ОКПД2 29.20.21.129 относится к указанному древу. Между тем, закупаемый Заказчиком товар не является прицепом, кузовом или иной частью автомобиля.
Таким образом, поставляемый Заказчику товар надлежит квалифицировать по коду ОКПД2: 25.29.11.900 Резервуары, цистерны, баки и аналогичные емкости (кроме емкостей для сжатых или сжиженных газов) из чугуна, стали или алюминия, вместимостью более 300 л, без механического или теплотехнического оборудования прочие.
В свою очередь, Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 утвержден перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в который также включен код ОКПД2 25.29.11 (позиция N 97).
Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N 1, приложении N 2 к настоящему приказу. Товары, относящиеся к коду ОКПД2 25 (за исключением 25.11.9, 25.12.9, 25.21.9, 25.29.9, 25.30.9, 25.40.9, 25.5, 25.6, 25.71.9, 25.72.9, 25.73.30; 25.73.40; 25.73.60, 25.73.9, 25.91.9, 25.92.9, 25.93.9, 25.94.9, 25.99.9) включены в приложение N 1 к указанному приказу.
Следовательно, при проведении рассматриваемой закупки, Заказчиком, Уполномоченным органом должны были быть установлены ограничения и условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617, Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н, чего не было сделано Заказчиком, Уполномоченным органом. Указанное явилось следствием нарушения требований к описанию объекта закупки, установленных ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в указанной части доводы жалобы Заявителя признаются Комиссией обоснованными, а действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушающими п. 10 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в рамках внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно п. 2. Правил, каталог используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
извещении об осуществлении закупки;
приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом (далее - приглашение);
документации о закупке;
контракте;
реестре контрактов, заключенных заказчиками;
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке;
В силу п. 4 Правил, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд включена 29.20.21.129-00000001, к которой также относятся товары под кодом ОКПД2 25.29.11.900, и которая является обязательной к применению с 23.05.2021.
Так, обязательной к применению характеристикой товара является объем, в устанавливаемый в литрах или кубических дециметрах.
Между тем, для описания объекта закупки заказчиком использованы единицы измерения - кубические метры.
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом не применены позиции каталога товаров, работ и услуг, в нарушении ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки, в связи с чем нарушены требования к описанию объекта закупки в аукционной документации, что является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
В совокупности, из характера нарушений, выявленных в ходе рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки, необходимо сделать вывод о наличии в действиях (бездействии) Заказчика, Уполномоченного органа признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Руководствуясь статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Петлякова А.В. (вх.N 012233) на действия МКУ "Централизованная бухгалтерия Суксунского городского округа Пермского края", Администрации Суксунского городского округа Пермского края при проведении электронного аукциона на Приобретение контейнеров для ТКО (изв. N 0856600004421000091) обоснованной в части доводов о неприменении Заказчиком, Уполномоченным органом требований ст. 14 Закона о контрактной системе;
2. Признать в действиях (бездействии) МКУ "Централизованная бухгалтерия Суксунского городского округа Пермского края", Администрации Суксунского городского округа Пермского края нарушение п. 10 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе;
3. Признать в действиях (бездействии) МКУ "Централизованная бухгалтерия Суксунского городского округа Пермского края", Администрации Суксунского городского округа Пермского края нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, выявленное в ходе внеплановой проверки;
4. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Единой комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе;
5. Передать материалы по жалобе должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 27 июля 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.07.2021