Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Джули" (далее - Заявитель) на действия МКУ "Управление по строительству, ЖКУ и содержанию дорог Уинского муниципального округа" (далее - Заказчик), администрации Уинского муниципального округа Пермского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса в электронной форме на ремонт автомобильных дорог в с. Уинское ул. Ленина (от ул. Свободы до д.N 24, от ул. Советская до ул. Октябрьская), ул. Свободы (от ул. Кирова до д.N 45) (изв. N 0156600035121000119),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156600035121000119 Заказчиком, Уполномоченным органом проводился открытый конкурс в электронной форме на ремонт автомобильных дорог в с. Уинское ул. Ленина (от ул. Свободы до д.N 24, от ул. Советская до ул. Октябрьская), ул. Свободы (от ул. Кирова до д.N 45).
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документацией:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 12.07.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная максимальная цена контракта - 11 111 111,12 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 21.07.2021 г.
1. Заявитель полагает, что Заказчиком, Уполномоченным органом установлена исключительно минимальная стоимость контрактов (договоров), необходимых для получения баллов участниками закупки по показателю "Наличие у участника конкурса опыта оказания услуг сопоставимого характера и объема с предметом конкурса" по нестоимостному критерию "Квалификация участника конкурса".
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о закупках конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.4 ст.32 Закона о закупках, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч.5 ст.32 Закона о закупках, сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных настоящей статьей, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Частью 8 ст.32 Закона о закупках предусмотрено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Правила).
В п.1 Правил установлено, что настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.
Согласно п.10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п. 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению (далее - Приложение).
В соответствии с п. 27 (2) Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный ч. 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 ст. 34 и ч. 56 ст. 112 Федерального закона, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
Согласно п. 27(3) Правил для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) настоящих Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров):
а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:
- объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
- линейные объекты капитального строительства;
- особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;
- объекты культурного наследия;
б) контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся, в том числе, контракты, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида.
Согласно п. 28 Правил оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.
Согласно п. 5 раздела 8 информационной карты конкурсной документации критерии оценки заявок на участие в конкурсе установлены Заказчиком в приложении N 1 "Критерии оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, порядок их оценки" к конкурсной документации.
Критерием, наряду с ценой контракта (значимость критерия - 60 %), является критерий "Квалификация участников конкурса" (значимость критерия - 40%), содержащий показатель "Наличие у участника конкурса опыта оказания услуг сопоставимого характера и объема с предметом конкурса", коэффициент значимости которого равен 0,7.
Так, по показателю "Наличие у участника конкурса опыта оказания услуг сопоставимого характера и объема с предметом конкурса" оценивается следующее:
Предмет оценки - количество заключенных и исполненных участником конкурса контрактов (договоров) по выполнению работ, сопоставимых* по характеру и объему с предметом настоящего конкурса (далее - контракт).
* Работами сопоставимого характера и объема в рамках данного конкурса считаются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту линейных объектов или выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, заключенные и исполненные за последние 5 лет предшествующие дате подачи заявки на участие в конкурсе с указанием номера реестровой записи на сайте http://zakupki.gov.ru.
** данные работы должны быть поименованы в предмете контракта (договора) (далее - контракт) и(или) в техническом задании.
*** под заключенными и исполненными контрактами понимаются контракты со всеми приложениями и/или изменениями (при наличии), которые исполнены полностью (100%) или расторгнуты по соглашению сторон в соответствии с Федеральными законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и(или) Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", при этом такие контракты исполнены без предъявления штрафных санкций, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по контракту.
Предельное необходимое максимальное значение - 3 контракта.
Баллы присваиваются только за документально подтвержденное наличие опыта выполнения работ сопоставимых* по характеру и объему.
Документами***, подтверждающими опыт выполнения работ, являются в совокупности:
- копии заключенных и исполненных контрактов сопоставимых* по характеру и объему, со всеми приложениями и (или) изменениями (при наличии);
- копии актов приемки оказанных выполненных работ, подтверждающих факт приемки выполненных работ заказчиком, по исполненным контрактам.
***Все документы должны быть представлены участником конкурса в составе заявки в полном объеме.
Расчет баллов производится следующим образом:
а) в случае если , - по формуле:
С1i =КЗ*100*(Кi/Кmax)
б) в случае если , - по формуле:
С1i =КЗ*100*(Кi/Кпред),
при этом, если участником конкурса предложено значение равное или превышающее, установленное предельно необходимое максимальное значение по данному показателю, количество баллов, присуждаемые данной заявке, определяются следующим образом:
C1max =КЗ*100,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя (КЗ = 0,7);
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- максимальное предложение из предложений по показателю, сделанных участниками закупки;
- предельно необходимое максимальное заказчику значение (3 контракта);
C1max - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых заявкам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком;
С1i - количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю).
Опыт выполнения работ считается не подтвержденным в случаях:
- отсутствия копий заключенных и исполненных контрактов на выполнение работ сопоставимых* по характеру и объему с предметом конкурса;
и (или)
- отсутствия приложений и (или) изменений (при наличии) по заключенным и исполненным контрактам на выполнение работ сопоставимых* по характеру и объему с предметом конкурса;
и (или)
- отсутствия копий актов приемки выполненных работ, подтверждающих факты приемки работ заказчиком, по заключенным и исполненным контрактам на выполнение работ сопоставимых* по характеру и объему;
и (или)
- несоответствия тематики (предмета) контрактов предмету настоящего конкурса выполнение работ, сопоставимых* по характеру и объему);
и (или)
- наличие взыскания по контракту, представленному в заявке, различных неустоек, штрафов, пеней;
и (или)
- цена каждого контракта составляет менее 600 000 рублей;
и (или)
- отсутствия в полном объёме документов***.
При отсутствии опыта выполнения работ сопоставимых* по характеру и объему и (или) документального подтверждения, заявке по данному показателю присваивается 0 баллов.
Комиссия отмечает, что указанный выше показатель оценки "Наличие у участника конкурса опыта оказания услуг сопоставимого характера и объема с предметом конкурса" критерия "Квалификация участников закупки" не противоречит требованиям Закона о закупках и Правил.
Конкурсная документация не содержит такого основания для отказа претендентам в допуске к участию в проводимом конкурсе как отсутствие опыта по предмету закупки. Отсутствие опыта не является основанием для отстранения участника закупки от участия в определении поставщика.
Комиссия обращает внимание Заявителя, что предмет оценки по показателю "Наличие у участника конкурса опыта оказания услуг сопоставимого характера и объема с предметом конкурса" не содержит требования к минимальной стоимости контракта (договора), необходимых для получения баллов участниками закупки. Довод Заявителя основан на неверном толковании положений конкурсной документации, в частности, критериев оценки заявок.
На основании указанного, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушений положений Закона о закупках в данной части не имеется. Иного не доказано.
В ходе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Как было указано выше, для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) настоящих Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся линейные объекты капитального строительства.
Вместе с тем, согласно критериям оценки работами сопоставимого характера и объема по показателю "Наличие у участника конкурса опыта оказания услуг сопоставимого характера и объема с предметом конкурса" считаются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту линейных объектов или выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.
Таким образом, установленный Заказчиком, Уполномоченным органом перечень работ сопоставимого характера по предмету оценки показателя "Наличие у участника конкурса опыта оказания услуг сопоставимого характера и объема с предметом конкурса" не соответствует видам контрактов, указанным в п. 27(2) Правил.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о закупках. В действиях Заказчика, Уполномоченного органа содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
2. Заявитель полагает, что требование о представлении исполненных контрактов (договоров) без предъявления штрафных санкций по показателю "Наличие у участника конкурса опыта оказания услуг сопоставимого характера и объема с предметом конкурса" не соответствует положениям Правил.
Как было указано выше, по показателю "Наличие у участника конкурса опыта оказания услуг сопоставимого характера и объема с предметом конкурса" под заключенными и исполненными контрактами понимаются контракты со всеми приложениями и/или изменениями (при наличии), которые исполнены полностью (100%) или расторгнуты по соглашению сторон в соответствии с Федеральными законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и(или) Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", при этом такие контракты исполнены без предъявления штрафных санкций, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по контракту.
Комиссия отмечает, что требование о представлении исполненных контрактов без предъявления штрафных санкций, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по контракту противоречит положениям Правил, Закона о закупках. Указанное требование ограничивает возможность участника закупки получить максимальное количество баллов, поскольку применение штрафа за нарушение условий контракта (договора), представленного участником к оценке, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки опыта, соответствующего объекту Конкурса, но ограничивает возможность такого участника закупки получить максимальное количество баллов по показателю "Наличие у участника конкурса опыта оказания услуг сопоставимого характера и объема с предметом конкурса".
Данная позиция Комиссия подтверждается решение ФАС России от 03.12.2020 г. по делу N 20/44/99/279.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о закупках. В действиях Заказчика, Уполномоченного органа содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
3. Заявитель полагает, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлен в качества предмета оценки по показателю "Наличие у участника конкурса опыта оказания услуг сопоставимого характера и объема с предметом конкурса" только контракты/договоры, заключенных в соответствии с Федеральными законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и(или) Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Комиссия отмечает, что указанный выше предмет оценки по показателю "Наличие у участника конкурса опыта оказания услуг сопоставимого характера и объема с предметом конкурса" не противоречит требованиям Закона о закупках и Правил.
Действующее законодательство не предусматривает порядок установления рассматриваемых значений и их показателей, что позволяет Заказчику, Уполномоченному органу самостоятельно определить их исходя из собственных потребностей.
Установление требования о наличии у участника опыта работ по исполнению государственных контрактов или договоров, не направлено на ограничение Заказчиком количества участников закупки, а распространяется на всех участников закупки, и является способом реализации своих потребностей в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ.
Конкурсная документация не содержит такого основания для отказа претендентам в допуске к участию в проводимом конкурсе как отсутствие опыта по предмету закупки. Отсутствие опыта не является основанием для отстранения участника закупки от участия в определении поставщика.
Требование о подтверждении опыта участника по успешному исполнению контрактов, заключенных в соответствии Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не противоречит требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок, а также положениям Правил.
В рассматриваемом случае закупка проводится посредством конкурса, при котором победителем объявляется участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, что определяется на стадии оценки, а не при подаче заявок. Возможность проиграть в конкурсе, не набрав нужное количество баллов не может расцениваться как ограничение доступа к хозяйственной деятельности, иное документально не доказано.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Джули" на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении открытого конкурса в электронной форме на ремонт автомобильных дорог в с.Уинское ул. Ленина (от ул. Свободы до д.N 24, от ул. Советская до ул. Октябрьская), ул. Свободы (от ул. Кирова до д.N 45) (изв. N 0156600035121000119) обоснованной в части второго довода.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о закупках, выявленное в ходе внеплановой проверки.
4. В целях устранения нарушений Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
6. Передать на материалы настоящей жалобы в части доводов о допущенных нарушениях ч.1 ст. 17, ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в отдел контроля органов власти и процедур торгов Пермского УФАС России.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 27 июля 2021 г. N 012260/э
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.07.2021