Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ДЖУЛИ" (далее - Заявитель) на действия МКУ "Отдел капитального строительства Администрации Верещагинского городского округа Пермского края" (далее - Заказчик), Администрации Верещагинского городского округа Пермского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по объекту "Реконструкция плоскостных спортивных сооружений городского стадиона" (изв. N 0156600014721000153),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156600014721000153 Заказчиком, Уполномоченным органом проводился открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по объекту "Реконструкция плоскостных спортивных сооружений городского стадиона".
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документацией:
1) извещение о проведении открытого конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 04.06.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная максимальная цена контракта - 84 073 252,33 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 21.07.2021 г.
Заявитель полагает, что установленные в конкурсной документации критерии оценки заявок участников противоречат положениям Закона о закупках и Правилам оценки заявок участников.
Комиссия отмечает, что принятым 28.06.2021 г. решением по жалобе ИП Бегунова Е.А. (вх. N 010609/э от 21.06.2021) были выявлены нарушения в действиях Заказчика, Уполномоченного органа допущенные при формировании конкурсной документации.
Допущенное нарушение заключалось в том, что сформированные Заказчиком, Уполномоченным органом Критерии оценки заявок на участие в конкурсе противоречили пунктами 27(2), 27(3) Правил оценки заявок в части установленных показателей и предмета оценки, а, именно, Заказчиком был установлен показатель: "Наличие у Участника конкурса актов итоговой проверки соответствия объекта капитального строительства проектной документации сопоставимым* по характеру и объему предмету настоящего конкурса" и предмет оценки по данному показателю: "количество актов выполненных работ, сопоставимым* по характеру и объему предмету настоящего конкурса (далее - акт выполненных работ в совокупности с контрактами (договорами) на выполнение данных работ"
Также, 28.06.2021 г. Комиссией было выдано предписание об устранении допущенных нарушений. На основании данного предписания 05.07.2021 г. Заказчиком, Уполномоченным органом внесены изменения в конкурсную документацию, размещена документация в новой редакции.
В предоставленной в адрес Комиссии письменной позиции Заказчик пояснил, что предметом закупки является реконструкция плоскостных спортивных сооружений городского стадиона (Проектная документация размещена в ЕИС в полном объеме), состав и виды работ по которому являются сопоставимыми по составу и видам работ, выполняемым при как при строительстве, реконструкции зданий, строений, сооружений (объекты капитального строительства), так и автомобильных дорог и тротуаров, которые согласно Градостроительного кодекса РФ относятся к линейным объектам капитального строительства.
Также, Заказчик указал, что, расширяя перечень видов объектов капитального строительства, сопоставимых с объектом закупки, заказчик дает возможность большему числу исполнителей участвовать в данной закупке для выявления лучших условий исполнения контракта.
В целях объективного рассмотрения доводов жалобы, Комиссией Пермского УФАС направлен запрос (исх.N008954-21 от 27.07.2021 г.) в адрес СРО "Союз строителей Пермского края" с просьбой пояснить, к какому виду следует относить объект рассматриваемой закупки с учетом видов работ, являющихся объектом закупки:
- объект капитального строительства;
- линейный объект.
Из ответа на указанный запрос следует, что реконструкции подлежит объект капитального строительства.
Согласно п. 10 ст.1 Градостроительного кодекса РФ "Объект капитального строительства
здание, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства) за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
В соответствии с п. 23 ст. 2 гл. 1 Федерального закона N 384-ФЭ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" "Сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную систему, имеющую наземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида,хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов".
Стадион является плоскостной строительной системой, имеющей подземную часть (основания из ПГС, щебня, фундаменты под спортивное оборудование, под трибуны,фундаменты ограждающих конструкций) и надземную часть (покрытия дорожек и спортивной площадок, спортивное оборудование, трибуны), а также ограждающие строительные конструкции (ограждение комплексной площадки, ограждение торцевых сторон футбольного поля, ограждение территории) и предназначенную для временного пребывания людей.
Кроме того, в соответствии с проектной документацией раздел 1017-МК-ПЗ:
- стадион является объектом капитального строительства;
- идентификационные признаки сооружения, в соответствии со ст. 33 ФЗ-384 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений": Назначение сооружения - площадки спортивные для спортивных игр на открытом воздухе, код по ОК 013-2014 (СНС 2008) -220.42.99.12.110.
Таким образом, доводы Заказчика о смешанном характере объекта закупки признаются Комиссией несостоятельными.
Согласно п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о закупках Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу п.4 ч.1 ст.54.3 Закона о закупках не допускается установление порядка оценки, приводящего к ограничению числа участников закупки.
Заказчик определяет критерии оценки заявок в соответствии с Правилами оценки заявок с учетом соблюдения условия о том, что такие критерии не приведут к ограничению числа участников закупки.
В силу ч.1 ст.32 Закона о закупках, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч.4 ст.32 Закона о закупках, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч.5 ст.32 Закона о закупках, сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных настоящей статьей, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Частью 8 ст.32 Закона о закупках предусмотрено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Такой порядок установлен Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Правила оценки заявок).
В п.1 Правил установлено, что настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.
Согласно п.10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с п.27(2) Правил оценки, в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
Таким образом, пунктом 27(2) Правил установлен исчерпывающий перечень показателей по критерию "Квалификация участника закупки" допустимых к применению Заказчиком при формировании критериев оценки с учетом объекта закупки.
Согласно извещению о проведении Конкурса, объектом закупки является выполнение работ по реконструкции плоскостных спортивных сооружений городского стадиона.
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе установлены Заказчиком в Приложении "Порядок оценки заявок по критериям" к конкурсной документации.
Критерием оценки, наряду с ценой контракта (значимость критерия - 60 %), является критерий "Квалификация участника конкурса" (значимость критерия - 40%), содержащий показатели:
2.1. Наличие у Участника конкурса исполненных контрактов (договоров) сопоставимым* по характеру и объему предмету настоящего конкурса;
2.2. Деловая репутация участника закупки.
Предметом оценки по показателю 2.1. является количество исполненных контрактов (договоров), сопоставимым* по характеру и объему предмету настоящего конкурса (далее - контракты (договоры) в совокупности с актами выполненных работ) на выполнение данных работ (далее - контракт).
Под сопоставимыми по характеру и объему работами для оценки по данному показателю понимаются:
Строительство, реконструкция объектов капительного строительства, сданных в эксплуатацию участником конкурса за последние 5 лет, с ценой по каждому контракту не менее 5000 000,00 руб.
Предельно необходимым значением по данному показателю является наличие у участника конкурса 5 (пять) исполненных контрактов (договоров)и подписанных актов выполненных работ на построенные объекты.
Таким образом, из буквального толкования пункта 27(2) Правил следует, что показатель "Деловая репутация участника закупки" в отношении рассматриваемой закупки не применим.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком показатель "Деловая репутация участника закупки", противоречит положениям Правил оценки заявок.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что в данной части Заказчиком допущены нарушения п. 4, п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о закупках.
Следовательно, в действиях Заказчика, Уполномоченного органа усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Также, Комиссия отмечает, что в соответствии с п. 27(3) Правил оценки для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) настоящих Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров):
а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:
объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
линейные объекты капитального строительства;
особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;
объекты культурного наследия;
б) контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся:
контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида;
контракт, предметом которого является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Таким образом, Правилами установлен исчерпывающий перечень видов контрактов (договоров) и видов объектов, которые могут быть установлены в конкурсной документации для оценки и сопоставления заявок участников открытого конкурса по нестоимостному критерию "Квалификация участников конкурса". При этом, правилами не предусмотрена возможность уточнения (конкретизации) установленных видов контрактов и видов объектов.
Как отмечалось ранее, в отношении показателя N 2.1 "Наличие у Участника конкурса исполненных контрактов (договоров) сопоставимым* по характеру и объему предмету настоящего конкурса" в Критериях оценки заявок указано следующее:
Предмет оценки - количество исполненных контрактов (договоров), сопоставимым* по характеру и объему предмету настоящего конкурса (далее - контракты (договоры) в совокупности с актами выполненных работ) на выполнение данных работ (далее - контракт)
* Под сопоставимыми по характеру и объему работами для оценки по данному показателю понимаются:
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, сданных в эксплуатацию участником конкурса за последние 5 лет, с ценой по каждому контракту не менее 5000 000,00 руб.
** данные работы должны быть поименованы контракте (договоре) и в актах выполненных работ.
Предельно необходимым значением по данному показателю является наличие у участника конкурса 5 (пять) исполненных контрактов (договоров)и подписанных актов выполненных работ на построенные объекты.
Баллы присваиваются только за документально подтвержденное наличие исполненных контрактов (договоров) и актов выполненных работ работам сопоставимым* по характеру и объему предмету настоящего конкурса.
Документами***, подтверждающими опыт положительного исполнения контрактов (договоров), являются:
- копии контрактов и (или) договоров на выполнение работ, являющихся предметом предоставленных положительных актов, заключенных между заказчиком и участником закупки со всеми приложениями и/или изменениями (при наличии).
- копии актов приемки выполненных работ, подписанных обеими сторонами, на полную сумму выполнения работ, указанную в контракте и (или) договоре.
***Все документы должны быть представлены участником конкурса в составе заявки в полном объёме Опыт исполнения контрактов (договоров) выполненных работ считается не подтвержденным в случаях:
- нарушения срока выполнения работ;
и (или)
- отсутствие в полном объеме копий положительных актов выполненных работ, сопоставимых* по характеру и объему;
и (или)
- несоответствия предмета работ, положительных актов выполненных работ (работы не являются сопоставимыми* по характеру и объему предмету настоящего конкурса);
и (или)
- отсутствия копий контрактов и (или) договоров на акты выполненных работ, являющихся предметом предоставленных, заключенных между заказчиком и участником закупки.
и (или)
- период выдачи актов выполненных работ не соответствует требуемому периоду (5 лет), предшествующие дате подачи заявки на участие в конкурсе);
и (или)
- отсутствие приложений и/или изменений и/или копий актов выполненных работ, подписанных обеими сторонами, на полную сумму выполнения работ, указанную в контракте и (или) договоре;и/или
- несоответствие стоимости работ, указанной в контракте и актах выполненных работ;
и/или
- цена каждого контракта менее 5000 000,00 руб.
и/или
- отсутствия в полном объёме документов***, подтверждающих опыт
При отсутствии положительного опыта исполнения контракта (договора)выполненных работ, сопоставимым* по характеру и объему предмету конкурса и (или) документального подтверждения опыта заявке по данному показателю присваивается 0 баллов.
Таким образом, исходя из буквального толкования положений пунктов 27(2) и 27(3) Правил, Заказчику при установлении предмета оценки по критерию квалификации участников следует указывать один из следующих видов контрактов:
1) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства;
2) контракты (договоры), предусматривающие проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки.
К таким видам объектов капитального строительства относятся:
объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
линейные объекты капитального строительства;
особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;
объекты культурного наследия.
Вместе с тем, согласно Критериям оценки заявок, предметом оценки является количество актов выполненных работ, сопоставимых по характеру и объему предмету настоящего конкурса выполненных работ в совокупности с контрактами на выполнение данных работ.
Под сопоставимыми по характеру и объему работами для оценки по данному показателю понимаются: Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, сданных в эксплуатацию участником конкурса за последние 5 лет, с ценой по каждому контракту не менее 5000 000,00 руб.
Таким образом, установление в конкурсной документации по критерию квалификация участника закупки требования о предоставлении контрактов на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, без исключения из такого перечня контрактов на осуществление реконструкции, строительства линейных объектов капитального строительства противоречит требованиям подпункта "а" пункта 27(3) Правил.
На основании всего вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика, установившего в конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по показателям нестоимостного критерия "Квалификация участника конкурса", нарушения п. 4, п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о закупках, что, в свою очередь, свидетельствует о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Более того, как было указано ранее, в соответствии с решением по жалобе ИП Бегунова Е.А. (вх. N 010609/э от 21.06.2021) было выдано предписание об устранении допущенных нарушений.
В соответствии с п.2 ч.22 ст.99 Закона о закупках при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно ч.23 ст.99 Закона о закупках предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, выданное в соответствии с пунктом 2 части 22, пунктом 3 части 27 настоящей статьи, должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения. Контракт не может быть заключен до даты исполнения такого предписания.
Вместе с тем, как установлено выше, Заказчиком данное предписание не исполнено в полном объеме, внесенные 05.07.2021 г. изменения не устранили выявленные ранее нарушения. Действующая редакция документации также противоречит положениям пунктов 27(2), 27(3) Правил оценки заявок.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика, не исполнившего предписание Пермского УФАС России от 28.06.2021 г., имеются нарушения п.2 ч.22 ст.99 Закона о закупках.
В указанных действиях должностных лиц Заказчика, имеются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.7 ст.19.5 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать ООО "ДЖУЛИ" на действия МКУ "Отдел капитального строительства Администрации Верещагинского городского округа Пермского края", Администрации Верещагинского городского округа Пермского края при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по объекту "Реконструкция плоскостных спортивных сооружений городского стадиона" (изв. N 0156600014721000153) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявленные в ходе рассмотрения жалобы нарушения требований п. 4, п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о закупках.
3. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения требований, п. 4, п. 8 ч. 1 ст. 54.3, п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о закупках, выявленные в рамках внеплановой проверки.
4. В целях устранения выявленных нарушений Заказчику, Конкурсной комиссии, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки выдать предписание;
5. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа за допущенное нарушение требований Закона о закупках к административной ответственности.
6. Передать на материалы настоящей жалобы в части доводов о допущенных нарушениях ст.ст. 17.1, 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в отдел контроля органов власти и процедур торгов Пермского УФАС России.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 27 июля 2021 г. N 012261/э
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.07.2021