Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - старший государственный инспектор А.В. Меньшикова, старший специалист первого разряда М.А. Романцова (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Красноярская геоархеология" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа - Департамента муниципального заказа Администрации города Красноярска (далее - аукционная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения аукциона в электронной форме "Выполнение работ по обеспечению сохранности выявленного объекта археологического наследия "Красноярск. Одиночный курган "Шинное кладбище-1" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0119300019821001287, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Красноярская геоархеология" (далее - податель жалобы) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119300019821001287.
Существо жалобы: нарушение аукционной комиссией порядка определения победителя электронного аукциона.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с письмами ФАС России N ИА/27903/20 от 03.04.2020, N ИА/27895/20 от 03.04.2020 рассмотрение жалобы было организовано Красноярским УФАС России в дистанционном режиме, без очного участия представителей заказчика, подателя жалобы посредством интернет-видеоконференции.
В назначенное время в интернет-видеоконференции приняли участие представитель подателя жалобы (на основании доверенности), представитель уполномоченного органа (на основании доверенности), представитель заказчика (на основании доверенности).
Доводом подателя жалобы является неправомерное определение аукционной комиссией победителя электронного аукциона.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по обеспечению сохранности выявленного объекта археологического наследия "Красноярск. Одиночный курган "Шинное кладбище-1", номер извещения 0119300019821001287.
Согласно части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Комиссия, проанализировав аукционную документацию, заявки участников электронного аукциона пришла к следующим выводам.
Документация об электронном аукционе содержит дополнительные требования к участникам электронного аукциона в соответствии с требованиями пункта 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, пунктом 1 Приложения 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99).
Согласно пункту 1 Приложения к Постановлению Правительства N 99 к проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия указываются дополнительные требования, а именно наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия.
При этом стоимость такого одного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям являются копия исполненного контракта (договора), копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Комиссия, проанализировав аукционную документацию установила, что раздел 5 "Инструкция по заполнению заявок" содержит перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям. Документы, перечисленные в данном разделе, соответствуют положениям Постановления Правительства N 99.
Градостроительным Кодексом РФ, Федеральным Законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследования (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" не предусмотрены императивные нормы, определяющие исчерпывающий перечень работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта.
Согласно письму Минкультуры России от 02.12.2019 N 18930-12-02 "О работах по сохранению культурного наследия" в случае, если предполагаемые к проведению работы на объекте культурного наследия связаны с изменением его исторически сложившейся конструктивной схемы и объемно-планировочной структуры, т.е. с изменением параметров объекта, его частей (площади, объема) за счет внутренней перепланировки либо освоения подземного пространства, а также заменой и (или) восстановлением несущих строительных конструкций объекта, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов, такие работы относятся к работам, затрагивающим конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия.
Согласно статье 40 Закона о об объектах культурного наследия под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В случае невозможности обеспечить физическую сохранность объекта археологического наследия под сохранением этого объекта археологического наследия понимаются спасательные археологические полевые работы, проводимые в порядке, определенном статьей 45.1 Закона об объектах культурного наследия с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов.
В соответствии со статьей 45.1 Закона об объектах культурного наследия видами археологических полевых работ являются:
1) археологические разведки - проведение на поверхности земли или под водой научных исследований объектов археологического наследия без осуществления земляных работ либо с осуществлением локальных земляных работ с общей площадью раскопов не более 20 квадратных метров на каждом объекте археологического наследия с исследованием культурного слоя путем заложения шурфов или без такового, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях выявления объектов археологического наследия, уточнения сведений о них или планирования мероприятий по обеспечению их сохранности;
2) археологические раскопки - проведение на поверхности земли, в земле или под водой научных исследований объектов археологического наследия посредством земляных и связанных с ними работ, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях изучения и сохранения объектов археологического наследия;
3) археологические наблюдения - проведение научных исследований объектов археологического наследия на поврежденных участках территорий объектов археологического наследия в целях выявления на них археологических предметов и сохранившихся участков культурного слоя и (или) исследуемых методами археологических раскопок конструктивных составляющих объектов археологического наследия.
При этом спасательными археологическими полевыми работами признается проведение методами научных исследований объектов археологического наследия работ по сохранению объектов археологического наследия с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов в целях их сохранения и получения научных знаний.
Комиссия, проанализировав документы, представленные подателем жалобы в составе заявки на участие в электронном аукционе, установила, что в качестве документов, подтверждающих соответствие дополнительным требованиям следующие контракты /договоры на:
1) Выполнение научно-исследовательских работ по проекту: "Меры по обеспечению сохранности выявленного объекта археологического наследия "Анжевка. Стоянка Нефтепровод-3" при реализации проекта "Строительство автомобильной дороги М-53 "Байкал" от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы на участке км 1045+500 - км 1061+000 (обход г.Канска), Красноярский край" (1 этап работ)"". При этом, содержание работ выглядит следующим образом:
"_1.Определение комплекса спасательных археологических работ на объектах археологического наследия.
Сбор исходных данных.
Проработка печатных материалов по региону исследований.
Изучение и анализ фондовых, архивных материалов и письменных источников.
2. Обобщение полученных материалов.
Спасательные археологические работы.
Разбивка раскопов, включающих в себя всю площадь исследуемых объектов археологического наследия.
Раскопки объектов археологического наследия.
Ведение полевой документации в соответствии с требованиями "Положения о порядке проведения археологических работ (археологических раскопок и разведок) и составления научной документации" Института археологии Российской академии наук (ОПИ ИА РАН)_.
1 Этап: Спасательно-археологические работы и просевка отвалов:
2 Этап: Камеральные научно исследовательские работы и подготовка отчетов_"
Комиссия отмечает, что данный контракт/договор не может являться надлежащим подтверждением соответствия дополнительным требованиям, так как не содержит работ, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия.
2) Выполнение спасательных археологических работ в отношении выявленного объекта археологического наследия: "Абалаково. Стоянка Галкина-1" в определенных границах общей площадью 10 000 кв.м, в границах земельного участка, подлежащего хозяйственному освоению, предназначенного для строительства лесохимического комплекс в Енисейском районе КК.
Содержание работ выглядит следующим образом: "_проведение инструментальной съемки, очистка территории от техногенных набросов, концентраций мусора, от насаждений_., разметка раскопов_.проведение спасательных археологических раскопов, разборка культурного слоя, поврежденного в результате техногенного вмешательства_.,фиксация обнаруженного материала_, отбор и подготовка образцов на анализ, подготовка информационных отчетов_, подготовка научно-технического отчета по результатам спасательных археологических раскопок_и т.д.".
Исходя из содержания работ по указанному договора, отсутствуют работы, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия.
3) Выполнение комплекса мероприятий по обеспечению сохранности выявленного объекта археологического наследия "Красноярск. Стоянка Солнечный", расположенного на земельном участке, отведенном под проектирование и строительство объекта "Строительство автодороги пр. Молодежный от дома N 31 до ул. Преображенской" в г. Красноярске. (представлен во 2 части заявки).
Содержанием работ является "_1) Проведение аварийно - спасательных археологических работ на территории объекта археологического наследия:
Археологический раскоп - 3 682,00 м2, глубиной до 1,4 м. (в соответствии с глубиной залегания археологического слоя).
2) Подготовка краткого научного отчёта по результатам проведения аварийно - спасательных археологических работ_., - натурные работы: определение границ раскопа, разбивка раскопа, снятие дернового покрова/техногенного балласта, разборка культурного слоя с учётом характера залегания тонкими горизонтальными срезами мощностью не более 3 см_., натурные графические работы_, натурные фотоработы.., ведения авторского надзора_., работа с индивидуальными находками, находками из органических материалов, массовым материалом_.., лабораторные фотоработы_, анализ полученных результатов, разработка структуры отчёта, подготовка текста отчётов, подготовка приложений__, оформление отчётов, распечатка и тиражирование отчётов и альбомов иллюстраций, переплётные работы".
Указанный контракт также не содержит работ, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия.
Таким образом, представленные контракты/договоры подателем жалобы, не могут подтверждать соответствие дополнительным требованиям, так как не подвергают объект культурного наследия изменению параметров объекта, его частей, не заменяют или восстанавливают несущие строительные конструкции объекта, а проводят методами научных исследований объектов археологического наследия работ по сохранению объектов археологического наследия с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов в целях их сохранения и получения научных знаний.
На основании вышеизложенного, Комиссия считает решение аукционной комиссии о признании не соответствующей заявки подателя жалобы положениям аукционной документации законным и обоснованным.
Таким образом, довод подателя жалобы является несостоятельным.
Довод подателя жалобы "в связи с отсутствием иных видов работ археологического наследия, подтверждением опыта данных работ является факт выполнения археологических раскопок, спасательных археологических работ, подтвержденный соответствующими договорами/контрактами" не находит своего подтверждения, в связи с тем, что согласно документации, заказчик установил дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 приложения 1 Постановления N 99, в виде опыта работ по сохранению любых объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, а не исключительно объектов археологического наследия.
Относительно довода о неправомерном допуске участника закупки ФГАОУ ВО "Сибирский федеральный университет", Комиссия отмечает следующее.
Указанным участником закупки представлен контракт, подтверждающий соответствие дополнительным требованиям, а также разрешение на ввод в эксплуатацию объекта культурного наследия.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию подтверждает разрешение на ввод в эксплуатацию завершенного работами по сохранению объекта культурного наследия, при которых затрагивались конструктивные и другие характеристики надежности, безопасности объекта культурного наследия регионального значения "Красноярский Успенский мужской монастырь. Летний дом архиерея", 1879-1883 гг., строил иеромонах Зосима".
В связи с чем аукционной комиссией был сделан вывод о соответствии заявки данного участника положениям аукционной документации.
Комиссия УФАС России считает решение аукционной комиссии законным и обоснованным, в связи с чем довод подателя жалобы является необоснованным.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "Красноярская Геоархеология" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
А.В. Меньшикова |
|
М.А. Романцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 23 июля 2021 г. N 024/06/105-1914/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2021