Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - Бабаева К.А. - Руководителя Дагестанского УФАС России.
Членов Комиссии:
Халлаевой Д.М. - Зам. руководителя Дагестанского УФАС России;
Халилова Р.А. - Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Багамаев Т.Р. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "Квант" (далее - Заявитель) на действия ГКУ РД "Дирекция единого государственного заказчика-застройщика" (далее - Заказчик) при проведении КОМИТЕТОМ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКУПКАМ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН открытого конкурса в электронной конкурса N 0103200008421001521 "Строительство общеобразовательной организации на 150 уч. мест в. Герейханова Сулейман-Стальского района РД" (далее - Конкурс),
в присутствии представителей:
Заявителя - Омаров О.А. (по доверенности),
Заказчика - Джамалова З.Х. (по доверенности),
Уполномоченного органа - Раджабова А.М. (председатель единой комиссии Уполномоченного органа, без доверенности),
У С Т А Н О В И Л А:
15.07.2021 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
В жалобе Заявителя указывается, что Конкурсная документация не соответствует Федеральному закону N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Исследовав представленные сторонами документы и информацию, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на электронной площадке - АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки), выслушав представителей сторон, Комиссия установила следующее.
21.06.2021 г. Уполномоченным органом в Единой информационной системе были размещены извещение и документация по проведению Конкурса.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет - 175 112 080 рублей.
Согласно доводу Заявителя, нестоимостные критерии оценки заявок на участие в Конкурсе установлены с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 6 ст. 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Пунктом 27 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Пунктом 27(2) Правил установлено, что в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
Согласно пункту 27(3) Правил для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) Правил оценки заявок, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров):
а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:
- объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
- линейные объекты капитального строительства;
- особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;
- объекты культурного наследия;
б) контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся:
- контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Закона о контрактной системе (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида;
- контракт, предметом которого является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Конкурсной документацией установлен следующий порядок нестоимостных критериев оценки заявок: "Оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критерию "Квалификация участников открытого конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" осуществляется с учетом следующих показателей:
N |
Наименование показателя |
Значимость показателя (%) |
Коэффициент значимости показателя |
1. |
Общая сумма исполненных контрактов (договоров) |
10 |
0,1 |
2. |
Общее количество исполненных контрактов (договоров) |
80 |
0,8 |
3. |
Наибольшая цена одного из выполненных госконтрактов (договоров) |
10 |
0,1 |
|
ИТОГО |
100 |
1 |
1) Общая сумма исполненных контрактов (договоров):
Значимость показателя 10%
Коэффициент значимости показателя 0,1.
Для оценки заявок по показателю будут учитываться при оценке следующие виды контрактов (договоров): контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся: объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов).
При этом к оценке будут приниматься исполненные контракты (договоры) за последние 5 лет до даты окончания подачи заявок в настоящем конкурсе, цена каждого из которых составляет не менее 250 000,00 (двести пятьдесят тысяч) рублей.
Сведения по данному показателю подтверждаются следующими документами, а именно:
- копии исполненных контрактов (договоров);
В случае, если в контракты (договоры) вносились изменения (дополнения), необходимо представить копии дополнительных соглашений, в которых отражены эти изменения (дополнения), а также соглашения о расторжении (при наличии);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если Застройщик является лицом, осуществляющим строительство);
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
При оценке заявок по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" учитываются только контракты (договоры), по которым предоставлены подтверждающие документы.
Количество баллов, присуждаемых по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" (НЦБi1), определяется по формуле:
НЦБi1 = КЗ 100
(Кi/ Кmax)
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)";
Ki - сумма исполненных контрактов (договоров) предложение участника конкурса, которое оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" из всех предложений участников конкурса по данному показателю.
2) Общее количество исполненных контрактов (договоров):
Значимость показателя 80%
Коэффициент значимости показателя 0,8.
Для оценки заявок по показателю будут учитываться при оценке следующие виды контрактов (договоров): контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся: объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов).
При этом к оценке будут приниматься исполненные контракты (договоры) и исполненные за последние 5 лет до окончания подачи заявок в настоящем конкурсе, цена каждого из которых составляет не менее 250 000,00 (двести пятьдесят тысяч) рублей.
Сведения по данному показателю подтверждаются следующими документами, а именно:
- копии исполненных контрактов (договоров).
В случае если в контракты (договоры) вносились изменения (дополнения), необходимо представить копии дополнительных соглашений, в которых отражены эти изменения (дополнения), а также соглашения о расторжении (при наличии).
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство);
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
При оценке заявок по показателю "Общее количество исполненных контрактов (договоров)" учитываются только контракты (договоры), по которым предоставлены подтверждающие документы.
Количество баллов, присуждаемых по показателю "Общее количество исполненных контрактов (договоров)" (НЦБi2), определяется по формуле:
НЦБi2 = КЗ 100
(Кi/ Кmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя "Общее количество исполненных контрактов (договоров)";
Ki - количество исполненных контрактов (договоров) предложение участника конкурса, которое оценивается;
Кmax - максимальная количество исполненных контрактов (договоров) предложение из всех предложений по показателю участников конкурса по показателю "Общее количество исполненных контрактов (договоров)".
3) Наибольшая цена одного из выполненных госконтрактов (договоров):
Значимость показателя 10%
Коэффициент значимости показателя 0,1.
Для оценки заявок по показателю будут учитываться при оценке следующие виды контрактов (договоров): контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся: объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов).
При этом к оценке будут приниматься исполненные контракты (договоры) и исполненные за последние 5 лет до окончания подачи заявок в настоящем конкурсе, цена каждого из которых составляет не менее 250 000,00 (двести пятьдесят тысяч) рублей.
Сведения по данному показателю подтверждаются следующими документами, а именно:
- копии исполненных контрактов (договоров).
В случае если в контракты (договоры) вносились изменения (дополнения), необходимо представить копии дополнительных соглашений, в которых отражены эти изменения (дополнения), а также соглашения о расторжении (при наличии).
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство);
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
При оценке заявок по показателю "Общее количество исполненных контрактов (договоров)" учитываются только контракты (договоры), по которым предоставлены подтверждающие документы.
Количество баллов, присуждаемых по показателю "Общее количество исполненных контрактов (договоров)" (НЦБi3), определяется по формуле:
НЦБi3 = КЗ 100
(Кi/ Кmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя "Общее количество исполненных контрактов (договоров)";
Ki - количество исполненных контрактов (договоров) предложение участника конкурса, которое оценивается;
Кmax - максимальная количество исполненных контрактов (договоров) предложение из всех предложений по показателю участников конкурса по показателю "Общее количество исполненных контрактов (договоров)".
Количество баллов, присуждаемое заявке по критерию "Квалификация участников закупки", определяется по формуле:
где:
- общее количество баллов, присуждаемое i-й заявке по указанному критерию;
- количество баллов (среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами комиссии), присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в закупке по показателю критерия "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)";
- количество баллов (среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами комиссии), присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в закупке по показателю критерия "Общее количество исполненных контрактов (договоров)";
- количество баллов (среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами комиссии), присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в закупке по показателю критерия "Наибольшая цена одного из выполненных госконтрактов (договоров)".
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки по вышеуказанному показателю, поскольку в рамках Показателя N 1 Критерия N 1 неправомерно указано, что стоимость одного такого исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 250 000 руб, являющегося предметом закупки. А так же установлено требование, о том, что в случае если в контракты (договоры) вносились изменения (дополнения), необходимо представить копии дополнительных соглашений, в которых отражены эти изменения (дополнения), а также соглашения о расторжении (при наличии).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии сообщил, что данное положение порядка оценки позволяет объективно сопоставить предложения участников Конкурса, определить лучшее предложение и не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и Правилам.
Представитель Заказчика на рассмотрении жалобы не представил доводов свидетельствующих о том, что требование к стоимости одного исполненного контракта (договора) представляющего для оценки по нестоимостному критерию должна составлять не менее 250 000 руб, являющегося предметом закупки, позволяет определить опыт участника по выполнению работ сопоставимого объема.
Кроме того, в конкурсной документации Заказчиком указано, что для оценки заявок по показателю будут учитываться при оценке следующие виды контрактов (договоров): контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся: объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов).
Изучив указанный порядок оценки, Комиссия приходит к выводу, что установление в порядке оценки Конкурсной документации по нестоимостному критерию оценки условия о том, что цена каждого из представленных контрактов должна составляет не менее 250 000,00 (двести пятьдесят тысяч) рублей неправомерно, поскольку не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта/договора и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.
При этом на заседании Комиссии установлено, что по нестоипостному критерию оцениваются контракты/договоры, на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия что, по мнению Комиссии, не соответствует Правилам и не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта/договора и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установивших в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостному критерию оценки заявок нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу об обоснованности жалобы Заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, его конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии К.А. Бабаев
Члены Комиссии: Д.М. Халлаева
Р.А. Халилов
Т.Р. Багамаев
Исп. Багамаев Т.Р.
(67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 23 июля 2021 г. N 005/06/106-1671/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.07.2021